д.т.н., проф. Шабанов В.В. (МГУП) 

Некоторые принципы подготовки специалистов по водному хозяйству в системе
непрерывного водохозяйственного образования.

Управление количеством и качеством водных ресурсов для современной России является одним из актуальнейших вопросов социальной и экономической политики. Во-первых, реки и водоемы когда-то явились основой этнообразующего ландшафта, поэтому от их состояния зависит состояние и устойчивость этноса. Во-вторых, в связи с принятием Россией концепции "устойчивого развития мира", восстановление природного экологического состояния водных объектов является крайне необходимым для повышения роли России в решении планетарных экологических проблем. Так как Россия обладает большими территориями "практически не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости всей биосферы в целом" (Концепция,1995), то использования  России в этом качестве возможно лишь в том случае, если реки и озера этих территорий будут чистыми.

Таким образом, кроме технико-экономической составляющей водного хозяйства на первый план выходит и экологическая, которая требует соответствующего уровня подготовки специалистов.

Поэтому специалист по водному хозяйству должен быть специалистом широкого профиля, разбирающимся в биологических, географических, технических, социально - экономических и политических вопросах, связанных с взаимодействием человека и природы.

Он должен быть:

·        знаком с процессами круговорота основных биогенных веществ на Земле;

·        с формами, запасами и распределением природных ресурсов по территории;

·        четко представлять особенности всех отраслей народного хозяйства использующих природные ресурсы, их требования к режиму, количественным и качественным характеристикам используемых ресурсов;

·        уметь анализировать (экспертировать) схемы комплексного использования природных ресурсов, составлять территориальные комплексные схемы охраны природы и оптимизировать использование природных ресурсов в них; свободно ориентироваться в экономических вопросах рационального природопользования;

·        уметь оценивать ущерб от создаваемых антропогенных комплексов и намечать пути его снижения или компенсации затрагиваемых субъектов;

·        знать источники загрязнения и причины истощения природных ресурсов;

·        уметь предвидеть пути восстановления чистоты и обильности источников природных ресурсов;

·        иметь навыки научного мышления и прогнозирования природопользования с учетом перспективного развития народного хозяйства;

·        уметь полученные знания при преподавании прикладных курсов рационального природопользования.

 

Сфера деятельности такого специалиста настолько широка и разнообразна, что в ней смогут найти себя люди различных талантов, склонностей, навыков.

 

Если у обучающегося проявились способности к аналитическому мышлению, то возможна исследовательская область деятельности, которая кроме обычных водохозяйственных вопросов включает:

·        изучение воздействий водохозяйственных комплексов на растительный мир, климат и в целом на природный комплекс;

·        изучение и разработка методов рационального природопользования;

·        изучение и обоснование нормативов рационального использования природных ресурсов;

·        разработка рациональных способов экономической оценки эффективности природопользования;

·        разработка методов прогноза влияния антропогенной деятельности на окружающую среду.

 

Если у обучающегося проявилась способность к техническому претворению научных идей и разработок, доведения их до технических систем, то, возможно, найти себя в проектно - изыскательской деятельности.

 

При проявлении способностей и к аналитическому и к техническому творчеству возможно формирование специалиста по технико - экологической экспертизе (разработка методов проведения экспертизы; организация экспертизы; поддержка систем автоматизированной экспертизы (наполнение баз данных и знаний, совершенствование их структуры и т.п.).

 

Проявление способности к технико - организационной деятельности может быть реализовано в строительстве и эксплуатации водохозяйственных и других антропогенных комплексов. Участие в работах водохозяйственных и природоохранных подразделений строительных и эксплуатационных организаций в целях проведения политики экологически безопасного использования природных ресурсов.

 

Способность к системному мышлению позволяет работать в сфере управления - работа в органах государственного управления рациональным природопользованием и в частности управления водными ресурсами. Организация и проведение мониторинга окружающей среды. Разработка руководящих документов, подготовка проектов постановлений и законов. Разработка и внедрение экономических механизмов природопользования. Обеспечение точной и оперативной информации о состоянии окружающей среды, позволяющей обществу принимать оптимальные решения по ее использованию.

 

Все специалисты должны активно участвовать в воспитание членов общества, глубоко разбирающихся в вопросах взаимодействия человека и природы, осознающих необходимость сохранения экологического равновесия. Обеспечивать распространения знаний, умений, навыков необходимых для решений проблем окружающей среды и устранения возможности возникновения таких проблем в будущем. Воспитание в членах общества сознания причастности каждого из них к решению проблем окружающей среды.

 

Несмотря на то, что экологизация высшего образования проводится в России уже несколько лет и первые результаты (по крайней мере, в методическом плане) уже просматриваются. Однако, существенного влияние на качество окружающей среды этот процесс, по-видимому, еще не оказывает. Так в государственных докладах последних лет "О состоянии окружающей среды РФ» констатируется, что сохранилась тенденция к увеличению степени загрязнения поверхностных вод, несмотря на некоторое уменьшение объема сточных вод от точечных источников. Следует учесть, что сокращение сброса происходит в основном в связи с временным сокращением производства. Следовательно, несмотря на сокращение производства, просматривается тенденция повышения удельного загрязнения на единицу выпускаемой продукции. А это результат не только и не столько устаревших технологий, сколько недостаточная экологическая воспитанность и образованность специалистов и руководителей производства. Современные специалисты по водному хозяйству не могут существенным образом изменить мышление производственников, так как во многом они мыслят теми же категориями.

 

Интересен еще один аспект деятельности специалиста по водному хозяйству. В отличие от специалистов других отраслей именно он находиться на стыке системы: "общество - природа". С одной стороны как член общества он должен защищать его интересы, с другой, как элемент природы он должен чувствовать ее боль и отстаивать ее "интересы" перед обществом. Это новая нота во взаимоотношениях между человеком и природой зазвучала сравнительно недавно, но звучит она все сильнее и сильнее во многих  странах. Представляется, что та страна, народ которой первым станет на защиту биотической части природных сообществ, будет иметь достаточно хорошее будущее. Для того чтобы это произошло, необходима атмосфера высокой нравственности, нести которую должна интеллигенция.

 

В связи с тем, что основной задачей высшей школы "является распознание и  развитие способностей и талантов у обучающегося для привития им самостоятельности" в принятии решений (Леманн,1989), основным принципом академического образования является создание в университете обстановки способствующей раскрытию самобытного таланта каждого обучающегося. С учетом возможного разнообразия базовых способностей у обучающегося, можно развивать на кафедрах несколько целевых моделей подготовки (Леманн,1989):

* "Открыватель"  - способность к аналитическому мышлению;

* "Изобретатель" - способность к техническому претворению знаний;

* "Руководитель" - способность к организационной деятельности;

* "Методист" - способность к системному мышлению.

 

К этим базовым моделям нужно добавить и еще одну:

* "Экологист" - способность сопереживать природе.

 

Несомненно, что в идеале специалист должен обладать всеми перечисленными качествами, но развивать обучающемуся легче то качество, которое дано ему от природы в большей степени.

Методы поощрения и целенаправленного формирования того или иного качества могут быть материальные и моральные. К первым могут быть отнесены - высокие именные стипендии, стажировка за рубежом, премирование вычислительной техникой и др. В существующих условиях высшей школы о серьезных материальных стимулах развития способностей пока не может идти речи.

Наиболее просто использовать моральные стимулы, главным из которых является уверенность в высоком качестве полученного образования. Для формирования такой уверенности обучающемуся необходимо на каждом этапе обучения видеть результаты своего труда и  связь конкретной деятельности с ближайшей перспективой. Это достигается работой обучающегося на конечный результат. В частном случае это создание курсового или дипломного проекта.

Таким образом, создание специалиста может основываться на следующих принципиальных положениях:

* целостность (цельность знания, связь с культурой);

* индивидуальность (личностное восприятие процессов);

* непрерывность ( приобретение и передача знания в течении всей жизни и ощущение продолжения дел великих предшественников);

* творчество (сопричастность к созданию нового знания и культуры);

* ответственность (нравственная ответственность за принятые решения).

 

Это даст возможность будущему специалисту получить не только знания и умения, но и подготовить его к профессиональным действиям и нравственным поступкам. Такая постановка не нова, т.к. еще Ян Коменский считал, что образование это путь морального совершенствования человека. Опыт общения с современными студентами показывает, что они в основном разделяют такие принципы.

Учитывая то, что процесс образования (создания высшего образа) невозможен без воспитания и обучения, целесообразно рассмотреть их взаимодействие. Представляется, что процесс воспитания начинается с рождения и основные нормы личности должны быть заложены до 5 - 7 лет. В дальнейшем происходит процесс корректировки личности. Процесс обучения идет практически параллельно с процессом воспитания и продолжается всю жизнь. Процесс образования возможен при определенном уровне воспитания и обучения и состоит в соединении личности и знания. Здесь открывается огромное поле деятельности для педагогов высшей школы, так как далеко не всегда обучающийся имеет необходимый уровень воспитания (личность не сформирована или размыта), да и уровень базового обучения школьника иногда отстает от современных требований.

Выход из такого положения видится в активизации процессов самовоспитания и самообучения. Здесь можно согласиться с профессором. Ягодиным Г., который пишет: "нам надо перейти к формированию идеологии космического человека - не властелина мира, но мудрого творца своего бытия. Отказавшись от грубого насилия над внешним миром, нам следует обратиться к своему внутреннему миру, обузданию слепых человеческих страстей. Жадность и невежество, ненависть и зависть, эгоизм и безнравственность - это враги каждого из нас и окружающей нас среды. Гармония мира не возможна без внутренней гармонии человека. Все окружающее нас несовершенство бытия - только отражение бездуховности человека, дисгармонии его отношений с природой и друг с другом" (Ягодин,1991).

 

Многолетний опыт подготовки студентов Московского государственного университета природообустройства по специальности "Комплексное использование и охрана водных ресурсов" показал, что перечисленные выше положения могут быть реализованы в рамках существующих программ.

 

В системе непрерывного водохозяйственного образования рассчитанного на очень широкий контингент слушателей (от школьников до специалистов, имеющих высшее образование в другой сфере деятельности) целесообразно помочь слушателям выбрать для себя направление своего образования путем выявления индивидуальности желаний обучающегося и таким образом начать реализовывать личностное восприятие обучающимся процесса образования.

Это можно сделать посредством написания реферата на произвольную тему и дальнейшей защитой их перед отборочной комиссией.

Такой опыт был в МГУП. Обучающиеся весьма охотно откликнулись на конкурс, который состоял из конкурса отметок предыдущих сессий, реферата и его защиты пред комиссией. Появление конкурса обостряет творческие начала обучающихся. Многие рефераты были написаны на экологические темы, многие, по договоренности с кафедрой философии, на философские, и, таким образом, обучающийся имел возможность ощутить целостность знания и возможность непрерывности образования.

Непрерывность процесса образования можно также показать на лекциях "Введение в специальность", которые проводятся на первом курсе. На этих занятиях рассматривается структура деятельности специалиста и показывается, какие дисциплины реализуют ту или иную функцию деятельности. Следующим шагом, является рассмотрение содержания будущего дипломного проекта и показ роли различных дисциплин в реализации того или иного раздела дипломного проекта. Таким образом, обучающийся с начала обучения может оценить важность той или иной дисциплины в формировании его как специалиста, в зависимости от его природных талантов.

Однако это ощущение цельности образования может разрушиться, если обучающийся не имеет возможности постоянно убеждаться, что все задания, выполняемые им по разным кафедрам, в конечном счете "работают" на конечную цель - дипломный проект. Для этого обучающемуся необходимо не только на ранних этапах познакомить со структурой дипломного проекта, но и показать какие разделы могут быть написаны на основе курсовых проектов, которые предстоит ему выполнить на различных кафедрах. Такая постановка существенно повышает заинтересованность обучающегося в изучении основных дисциплин и дает ему возможность соприкоснуться с творческим процессом - он, как бы, сам формирует структуру своего будущего диплома, и если он выбрал для себя сферу деятельности, то и свое будущее. Несомненно, что такая процедура обучения несколько усложняет работ кафедр, но делает ее более творческой.

В конце обучения, по дисциплине "Проектирование водохозяйственных систем" делается комплексный проект, в котором обучающийся практически формирует диплом (выпускную работу) из выполненных им курсовых проектов. Здесь он сталкивается с необходимостью оценки своих предыдущих работ и те, которые были выполнены недостаточно тщательно, он не может использовать в дипломном проекте. В такой процедуре возникает понимание того, что ответственно относиться к своему делу выгодно. Связность курсового и дипломного проектирования положительно сказывается на результатах Государственного экзамена, т.к. обучающийся может иллюстрировать свой ответ примерами из комплексного курсового проекта.

К дипломному проектированию обучающийся приступают, имея на руках не только достаточно обширные материалы по своему объекту, но и технические решения по отдельным разделам. В задачу дипломного проектирования входит согласование технических решений по различным разделам, а фактически по отдельным отраслям народного хозяйства, совместно использующим воду бассейна. В этот момент наступает самая трудная и ответственная пора - принятие инженерно - экологических и социально - экологических решений, которые должны базироваться не только на экономической эффективности, но иметь нравственную основу, так как, в ряде случаев, подсчитать экономические ущербы окружающей среде адекватно бывает весьма трудно.

Защиты дипломных проектов, выполненных по описанной выше технологии, практически всегда успешны и даже слабые обучающиеся с большим энтузиазмом отстаивают свои решения перед Государственной экзаменационной комиссией.

Таким образом, формируется специалист - водохозяйственник, который может видеть проблему в целом, может преложить современные технические решения и выбрать из них те, которые не только экономически эффективны, но и нравственны.

В представленных материалах многие моменты написаны в расчете на полный цикл образования. При сокращенном цикле (подготовка бакалавров или повышение квалификации) некоторые звенья выпадают, но принципы подготовки, по-видимому, не изменяться.

 

Список литературы:

1.         Леманн Г. Способные студенты и работа с ними. Современная высшая школа, N 4(68), 1989, с. 29 - 40 .

2.         Ягодин Г., Третьяков Л. Проблемы экологического образования. Вестник высшей школы. N 3, 1991, с.40.

3.         Государственные доклады "О состоянии окружающей среды Российской Федерации» 1995 2003 год.

4.         Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утверждена указом президент РФ от 1 апреля 1996 г. N440.