Д
А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Я

 ДАВЛЕНИЕ – сила, действующая на какую-н. поверхность; степень упругости газов и жидкостей. Атмосферное давление.

 

ДАЛЬТОНА ЗАКОНЫ – 1. Давление смеси газов, химически не взаимодействующих друг с другом, равно сумме их парциальных давлений. 2. При растворении смеси газов растворимость каждого из них в данной массе растворителя пропорциональна парциальному давлению. Открыты Дж. Дальтоном соответственно в 1801 и 1803 гг.

 

ДАННЫЕ – 1. Сведения, необходимые для какого-н. вывода, решения. По официальным данным. 2. Свойства, способности, качества как условия или основания для чего-н. Иметь данные для получения премии.

 

ДВИЖЕНИЕ - форма бытия материи. Движение в применении к материи - это изменение вообще, происходящее в пространстве в течение времени. Движение обнимает собой все происходящее во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Движение - важнейший атрибут материи - способ ее существования.

 

ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ – способ записи чисел, при котором используются две цифры 0 и 1. Две единицы 1-го разряда (т.е. место, занимаемого в числе) образуют единицу 2-го разряда, две единицы 2-го разряда образуют единицу 3-го разряда и т.д. Д.С.С. используется в ЭВМ.

 

ДЕБЕТ - 1. В бухгалтерском учёте обозначает прирост активов или сокращение пассивов. 2. В платёжном балансе – статья, такая как импорт, уменьшающая принадлежащие стране запасы иностранной валюты.

 

ДЕГРАДАЦИЯ ПОЧВ - soil degradation. Процесс постепенного снижения плодородия почвы вследствие изменения климата, растит. покрова, воздействия человека, неблагоприятного водного режима, а также её возрастающего выщелачивания.

 

ДЕГРАДАЦИЯ ПРИРОДЫ - nature degradation. Процесс нарушения экологич. равновесия, вызываемый естественными и антропогенными причинами. Д. П., в частности, включает загрязнение и истощение поверхностных водоёмов и подземных вод.

 

ДЕГРАДАЦИЯ СРЕДЫ - environment degradation. Ухудшение состояния или разрушение окружающей природной или антропогенной среды.

 

ДЕДУКЦИЯ - (от лат. deductio - выведение). 1 Вывод по правилам логики; цепь .умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или гипотезы, имеющие характер общих утверждений ("общее"), а концом - следствия из посылок, теоремы ("частное"). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. 2 Метод получения знания (способ рассуждений, логической умозаключение), представляющий собой логический переход от общих посылок к частным или другим общим выводам.3. Основное средство доказательства.

 

ДЕЙСТВИЕ – 1. Проявление какой-н. энергии, деятельности, а также сама сила. Деятельность, функционирование чего-н. Действие равно противодействию. 2. Результат проявления деятельности чего-н., влияние, воздействие. Лекарство оказало действие. 3. Основной вид математического исчисления.

 

ДЕНДРО… (от греч. dendron дерево), часть сложных слов, означающая… относящийся к дереву (напр., дендрология).

 

ДЕНДРОЛОГИЯ – (от дендро… и логия), раздел ботаники, изучающий древесные растения.

 

ДЕНОНСАЦИЯ – (франц. denoncer – объявлять, расторгать), в междунар. праве отказ одной из сторон междунар. договора от его выполнения. Обычно право Д., ее формы и сроки предусматриваются в самом договоре.

 

ДЕНУДАЦИЯ - denudation. Процессы разрушения горных пород и переноса продуктов разрушения. Факторами Д. являются гравитац. перемещения, работа воды, снега, льда, ветра, прибоя, температура, деятельность растений, животных, и человека.

 

ДЕОНТОЛОГИЯ – (от греч. deon, dentos – должное и …логия), 1.Раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. 2.Учение о юрид., про. и моральных обязанностях и правилах поведения мед. работника.

 

ДЕПРЕССИЯ - depression. В гидрогеологии - понижение уровня грунтовых вод или пьезометрич. поверхности вследствие отбора воды из пласта. В геологии - области прогибания земной коры, отрицат. структуры.

 

ДЕСОРБЦИЯ - desorption. Процесс удаления с поверхности или из объёма сорбента адсорбир. вещества. Противоположен адсорбции или абсорбции. Д. вызывается уменьшением концентрации сорбируемого вещества в окружающей сорбент среде или повышением температуры.

 

ДЕТЕРГЕНТЫ - detergents. Химич. средства, использующиеся для борьбы с поверхностным загрязнением различных материалов. В качестве активной основы в состав Д. входят поверхностно-активные вещества и различные добавки: щелочные и нейтральные электролиты, перекисные соединения и др. Попадая с водами сточными в водные объекты, Д. вызывают вспенивание, ухудшают органолептич. свойства воды, нарушают процессы кислородного обмена, токсически действуют на фауну, затрудняют процессы биологич. окисления органич. веществ, препятствуя биологич. очистке сточных вод.

 

ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare - определять). 1. В естественнонаучной литературе понятие «Д. и и.» часто употребляется для обозначения строго однозначного характера реальных связей (Д.) и вероятностного их характера (И.). 2. Понятие «Д.» также употребляется как собирательное наименование для различных  форм детерминации (определения) одних событий, явлений, сторон и др. В этом случае причинность понимается как одна из форм детерминации. 3. Противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Д. наз. учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный Д. утверждает объективный характер причинности, что отличает его от псевдодетерминистических концепций, на словах признающих всеобщий характер причинности, а на деле через отрицание ее объективности ограничивающих его (Кант). Для И. характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме - отрицание причинности вообще). Идеи Д. появляются уже в Древн. философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование Д. получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф. Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, фр. материалисты 18 в.). В соответствии с уровнем развития естествознания Д. этого периода носит механистический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описываемой строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Наиболее выпукло такая т. зр. была сформулирована П. С. Лапласом (отсюда др. наименование механического Д. - лапласовский детерминизм), считавшим, что значения координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяют ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Понятый т. обр. Д. ведет к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается с верой в божественное предопределение. Развитие науки отвергало лапласовский Д. не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики. Установление соотношения неопределенностей в квантовой механике показало его несостоятельность, но вместе с тем было истолковано идеалистической философией в духе И. (выводы о «свободе воли» электрона, отсутствии причинности в микропроцессах и т. д.). Диалектический материализм преодолевает ограниченность механистического Д. и. признавая объективный и всеобщий характер причинности, не отождествляет ее с необходимостью и не сводит ее проявление только к динамическому типу законов (Статистическая и динамическая закономерность). Борьба Д. и и., никогда не затихавшая и раньше, сейчас резко обострилась как в естествознании, так и особенно в сфере изучения общественных явлений. Совр. буржуазная философия широко пропагандирует И. в социологии в форме волюнтаризма, эмпирической социологии, где эмпиризм выступает как стремление «наплевать на всякие обобщения» и т. д. В тех же случаях, когда буржуазные социологи не отвергают Д. как такового, он принимает у них грубо-вульгарные формы (биологические теории общественного развития, вульгарный техницизм и др.). Лишь исторический материализм впервые утвердил подлинный Д. в социальных исследованиях.

 

ДЕТИОРИЗАЦИЯ - деградация, снижение биопродуктивности и экологического разнообразия экосистем.

 

ДЕФИНИЦИЯ – (лат. definitio), то же, что определение.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - 1. В философии - специфически-человеческий способ отношения к миру - «предметная деятельность» (Маркс); представляет собой процесс, в ходе к-рого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объктом своей Д. (Субъект и объект). Именно Д., труду обязан человек своим сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. В Д. человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе и особенности: он осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. При этом человек не просто взаимодействует с природой, а сам выступает как сила природы. Но здесь он представляет собой уже не просто часть природы наряду с др. ее частями, он не приспосабливается к остальной природе, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры. Секрет творчества - в динамике Д. Как теоретическая Д., так и материально-технический процесс реального преобразования предмета - это лишь наделенные относительной самостоятельностью моменты целостной Д. как системы, где реально-преобразовательный процесс определяет идеально-преобразовательный. В этой связи теоретическая Д. есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мира человеческой культуры. Однако в условиях разделения труда складываются иллюзии, будто «чисто практические» и «чисто теоретические» функции сами по себе суть Д. Философская категория предметной Д. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение для всех социальных наук, особенно социологии, психологии, педагогики и т. д. 2. В психологии - понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая Д, - специфическая для живой системы связь с окружающим, опосредствующая, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой, и прежде всего обмен веществ. Психическая Д. побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие у организма психики и вместе с тем составляет осн. условие ее возникновения и является движущей силой ее развития. Следует различать элементарную и высшую формы психической Д. Первая характерна для животных; она заключается в инстинктивном приспособлении организма к окружающему. Вторая, вырастая из первой, видоизменяя ее, составляет исключительное достояние человека. Специфической особенностью высшей формы такой Д. является сознательное преобразование окружающего. Она имеет общественный характер и определяется общественными условиями жизни. Развиваясь, психическая Д. человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движений рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством «умственных действий», где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их мозговые динамические модели. Внутренняя Д. планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Разделение труда влечет за собой выделение практической и теоретической форм Д. человека. В зависимости от многообразия потребностей человека и об-ва складывается и многообразие конкретных видов Д. людей, каждый из к-рых обычно включает в себя элементы и внешней, и внутренней, и практической, и теоретической Д.

 

ДИАГЕНЕЗ – преобразование осадка в породу (осадочную).

 

ДИАГРАММА – чертеж, наглядно изображающий соотношение каких-н. величин.

 

ДИАЛЕКТИКА – (от греч. – искусство вести беседу, спор), теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Д. противоположна метафизике. Важнейшие категории Д.: противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, возможность и действительность и др.; осн. ее законы: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания.

 

ДИВЕРГЕНЦИЯ - divergence. 1. (эвол.) Расхождение признаков и свойств в процессе эволюции первоначально близких групп организмов (ведущее к возникновению новых систематич. категорий). 2. (экол.) Разделение одного сообщества на два в рез-те внешних или внутренних причин.

 

ДИЗЪЮНКЦИЯ – разобщение, логич. эквивалент «или»; операция, формализующая осн. логич. свойства этого союза.

 

ДИЛЕММА – 1. Полемический довод с двумя выставленными противоположными положениями, исключающими возможность третьего (спец.). 2. Положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаков затруднителен (книжн.), (затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями).

 

ДИНАМИКА – 1. Раздел механики, изучающий законы движения тел в зависимости от действующих на них сил. 2. Ход развития, изменения какого-н. явления (книжн.). 3. Движение, действие, развитие (книжн.).

 

ДИСКРЕТНОСТЬ - (от лат. discretus - разделенный, прерывистый), прерывность; противопоставляется непрерывности. Например, дискретное изменение какой-либо величины во времени - изменение, происходящее через некоторые промежутки времени (скачками).

 

ДИСКРЕТНЫЙ - (от лат. discretus - раздельный, прерывистый) - прерывный, противопоставляемый непрерывному, состоящий из отдельных частей.

 

ДИССЕРТАНТ – тот, кто защищает диссертацию.

 

ДИССЕРТАЦИЯ - (от лат. dissertatio - исследование), научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты (в ученом совете научного учреждения) на соискание ученой степени.

 

ДИССИПАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ - системы, у которых энергия упорядоченного процесса переходит в энергию неупорядоченного процесса, в конечном итоге в тепловую.

 

ДИСЦИПЛИНА - (лат. disciplina). 1. определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

 

ДИФФУЗИЯ - diffusion. Перераспределение вещества в к.-л. среде, вызванное тепловым движением молекул и разницей химич. потенциалов. В подземной гидросфере Д. приводит к выравниванию концентраций растворённого вещества. В зависимости от движущей силы различают бародиффузию и концентрационную Д. При любом из названных видов переноса перемещение вещества осуществляется молек. потоками.

 

ДИЭЛЕКТРИК - вещество, не проводящее электрический ток, непроводник.

 

ДЛИНА ВОЛНЫ - расстояние, на котором совершается одно полное колебание.

 

ДОГМА - (от греч. dogma - мнение, учение, постановление), положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

 

ДОГОВОР (контракт) - основная правовая форма отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно - технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, на создание, передачу и использование научной и (или) научно - технической продукции, оказание научных, научно - технических, инженерно - консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе: договоры о совместной научной и (или) научно - технической деятельности и распределении прибыли. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом - заказчиком и организацией - исполнителем.

 

ДОЖДЕВОЙ СТОК - сток, возникающий в результате выпадения дождей.

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - 1. Довод или факт, подтверждающий, доказывающий что-нибудь. 2. Система умозаключений, путем которых выводится новое положение. 3. Д. - рассуждение, имеющее целью обосновать истинность (или ложность) к.-л. утверждения, к-рое наз. тезисом Д. Суждения, на к-рые опирается Д. и из к-рых логически следует тезис, наз. аргументами (основаниями) Д. Аргументы принимаются за истинные, причем их Д.не должно опираться на тезис, иначе получится ошибка, наз. кругом в доказательстве. Д., устанавливающее истинность тезиса, наз. просто Д., а Д., устанавливающее ложность тезиса, - опровержением. Д. может быть прямым, т. е. быть цепью умозаключений, посылки к-рых суть аргументы или выводимые из них положения, или осуществляться с помощью дополнительных допущений. Последнее строится следующим образом: с помощью допущений доказываются некоторые положения; затем Д. этих положений с помощью особых правил преобразуется в Д. первоначального тезиса (без допущений). В Д. возможны ошибки, связанные или с подменой тезиса, или с принятием необоснованных или ошибочных аргументов, или с неправильным способом Д. Содержащее ошибку Д. является несостоятельным. Однако обнаружение несостоятельности Д. еще не есть Д. ложности тезиса. Возможны Д., устанавливающие истинность тезиса не с достоверностью, а с некоторой вероятностью (Вероятностная логика).

 

ДОКЛАД - 1. Публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. 2. Устное или письменное сообщение руководителю о служебном деле. 3. Устное сообщение секретаря, швейцара и т.п. о приходе посетителя.

 

ДОКТРИНА - (лат. doctrina), учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип (например, военная доктрина).

 

ДОМИНАНТА - (от лат. dominans, родительный падеж dominantis - господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП (или дополнительный способ описания) - методологический принцип, выдвинутый Бором в связи с интерпретацией квантовой механики. Его можно сформулировать так: для воспроизведения целостности явления необходимо применять в познании взаимоисключающие «дополнительные» классы понятий. Посредством Д. п. Бор надеялся разрешить один из «парадоксов» квантовой механики, к-рая показала недостаточность старых классических понятий и в то же время на ранних этапах не могла обойтись без них. Стремление разрешить этот «парадокс» нашло отражение в рациональном содержании Д. п. Он позволил выявить ограниченность классических представлений и необходимость учета двойственной, корпускулярно-волновой природы микроявлений, связи того или иного их определения с конкретными экспериментальными условиями. С помощью Д. п. устанавливалась эквивалентность (равнозначность) между двумя классами понятий, описывающими противоречивые ситуации. В отличие от классических формально-логических правил связи взаимоисключающих высказываний Д. п. обосновывает равноценность двух дополнительных описаний. Т. обр. в методологической концепции Бора нашли отражение элементы диалектического мышления. В работах ряда сторонников т. наз. копенгагенской школы - Иордана, Франка и др., разделявших крайне позитивистские взгляды, Д. п. использовался для защиты идеалистических и метафизических воззрений на пространство, время и причинность. Необходимость применения «дополнительных» понятий выводилась не из объективной природы микрообъектов, а из особенностей познавательного процесса, связывалась с произволом наблюдателя. Такая трактовка Д. п. была подвергнута критическому анализу советскими и зарубежными учеными - Вавиловым, Д. И. Блохинцевым, В. А. Фоком, Бройлем, Ланжевеном, Л. Яноши и др.

 

ДУХ - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме воля, чувство, воображение, интуиция и т. п. В древнегреческой философии: пневма, нус, логос.

 

ДУША - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.