ФА - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Я

ФАЗА - (от греч. phasis - появление). 1. Определенный момент в ходе развития какого-либо процесса (общественного, геологического, физического и т.д.). В физике и технике особенно важна фаза колебаний - состояние колебательного процесса в определенный момент времени (фаза гармонического колебания, фаза переменного тока и т.д.). 2. Однородная по химическому составу и физическим свойствам часть термодинамической системы. В прикладных задачах термин "фаза" часто используется для обозначения агрегатного состояния вещества.

ФАКТ - (от лат. factum - сделанное, совершившееся). 1. В обычном смысле - синоним понятий "истина", "событие", "результат". Действительное, вполне реальное событие, явление: то, что действительно произошло. 2. Знание, достоверность которого доказана. 3. В логике и методологии науки - предложения, фиксирующие эмпирическое знание. 4. Факт юридический - обстоятельство, с которым связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

ФАКТОР – момент, существенное обстоятельство в каком-л. процессе, явлении.

ФАКТОР ЛИМИТИРУЮЩИЙ - limiting factor. Фактор, ограничивающий течение к.-л. процесса, явления или существования организма (вида, сообщества).

ФАКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - ecological factor (син. условия среды, фактор среды). Любое условие среды, на к-рое живой организм реагирует приспособительными реакциями. Ф. э. принято делить на абиотические и биотические (биогенные), природные и антропогенные.

ФАКТОРЫ АНТРОПОГЕННЫЕ - anthropogenous factors. Факторы воздействия на природную среду, обусловленные разнообразной деят-тью человека. Выделяют четыре основных Ф.А.: изменение структуры земной поверхности; изменение состава биосферы, круговорота и баланса входящего в неё вещества; изменение энергетич. и теплового баланса отдельных участков и регионов; изменения, вносимые в биоту. Действие Ф.А. может быть преднамеренным и попутным. На подземные воды значит. влияние оказывают такие факторы, как работа водозаборных сооружений, осушение месторождений полезных ископаемых, мелиорация земель, гражданское и промышл. строительство, гидротехнич. сооружения, применение минер. удобрений и пестицидов, сброс сточных вод.

ФЕНОТИП - совокупность всех внешних и внутренних структур и функций особи, развивающаяся как один из возможных вариантов реализации индивидуального развития данной особи в определенных условиях.

ФЕРМЕНТЫ - (о лат. fermentum - закваска) - биологические катализаторы, осуществляющие и регулирующие обмен веществ в организме. По своему химическому составу (природе) ферменты являются белками.

ФИЗИКА - (греч. physis - природа), наука о свойствах и законах движения материальных частиц, вещества и поля, о строении атомов, о гравитационных, электрических, магнитных и т. п. взаимодействиях и о молекулярных процессах. В древности слово «Ф.» обозначало всю совокупность сведений о природе. Впоследствии под Ф. стали понимать учение о закономерностях движения тел (механика), о причинах звуковых (акустика), тепловых, электрических, магнитных и оптических явлений. Классическая Ф. стремилась объяснить причины этих явлений на основе законов механики Ньютона. В 19 в. выяснилось, что Ф. имеет дело со специфическими закономерностями. Термодинамика изучает поведение больших множеств молекул, для к-рых характерен необратимый переход от менее вероятных состояний к более вероятным, в то время как собственно механические процессы не обладают подобной необратимостью. С др. стороны, в классической электродинамике выросло убеждение о несводимости законов возникновения и распространения электромагнитного поля к законам механики. Т. обр. в 19 в. Ф. начала эмансипироваться от механики. Вместе с тем механическая теория тепла показала взаимный переход механических процессов в тепловые, а учение об электричестве установило переходы механических процессов в электрические и обратно. В 19 в. было установлено, что механические, тепловые и электромагнитные процессы связаны взаимными переходами при сохранении количественной меры всех этих видов движения - энергии. Принцип сохранения энергии (Сохранения энергии закон) стал осн. принципом Ф. В конце 19-нач. 20 в. было обнаружено мн. новых, ранее неизвестных физических явлений - возникновение и распространение радиосигналов, рентгеновских лучей, радиоактивность. В то же время в центре физической мысли оказалась открытая Менделеевым периодичность химических свойств элементов. Отыскивая причины этих явлений, Ф. включила новые разделы - атомную и ядерную физику и затем физику «элементарных» частиц. В теоретической физике в 1-й половине 20 в. произошел отход от осн. классических понятий и идей, связанный с теорией относительности и с квантовой механикой. В течение всего своего развития Ф. была тесно связана с философией. В древности физические сведения и гипотезы были составной частью различных философских систем. Обобщение физических знаний, выросших на базе развития классической механики, послужило основой материалистических идей нового времени. В 19 в. анализ и обобщение физических открытий позволили Марксу и Энгельсу развить учение диалектического материализма. В 20 в. идеалистические направления, так же как и в предыдущие периоды, стремились использовать смену физических представлений для идеалистических, позитивистских выводов (Физический идеализм).

ФИЗИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ - постоянные величины, входящие в математические выражения физических законов.

ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ - введенное В.И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» название ряда субъективно-идеалистических воззрений, основывающихся на достижениях новой физики. Крутая ломка старых физических понятий, связанная с открытиями конца 19-начала 20 в. (Радиоактивность, Теория относительности), сопровождалась кризисом в физике и выдвинула на первый план два момента в развитии этой науки: ее математизацию и принцип относительности знаний. Совр. Ф. и. пытается объяснить парадоксы новой физики свойствами субъекта (наблюдателя), к-рый описывает мир с помощью «априорной» математики и показаний приборов. Это объяснение в значительной степени опирается на т. наз. принцип наблюдаемости, согласно к-рому теория не должна содержать ничего такого, что не соответствовало бы непосредственному чувственному опыту субъекта. Ф.И. отрицает объективность познания и тем самым тормозит развитие науки.

ФИЛОГЕНЕЗ - (от греч. phyle - племя) - историческое развитие, как мира живых организмов в целом, так и отдельных таксономических групп: царств, типов, классов, отрядов, семейств, родов, видов.

ФИЛОСОФИЯ - 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Античная ф. Гегелевская ф. Немецкая классическая философия. 2. Методологические принципы, лежащие в основе какой-нибудь. науки. Ф. математики. 3. Отвлечённые, не идущие к делу рассуждения (разг.). Целую философию развёл по пустякам. Мелкая философия на глубоких местах (ирон.) о наукообразных и бессодержательных рассуждениях..

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - возникшее в 1950-1960 гг. направление в методологии науки, исследующее изменения в структуре естествознания в связи с культурно-историческими, психологическими и теоретическими предпосылками научной деятельности.

ФИНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ - теория, объясняющая механизмы социальной детерминации научного познания тем, что в процессе финализации внешние для той или иной науки цели становятся направляющей линией развития теории. Финализация ведет к "онаучиванию" ряда областей практической деятельности, которые осуществляются на базе "завершенной" фундаментальной теории, которая уже не имеет внутренних стимулов общественного развития.

ФИНАЛИЗМ - эволюционная концепция, согласно которой эволюция определенной группы обуславливается конечными целями. Термин близок по своей сути к философским понятиям «целеполагание», «телеология».

ФИТО... - часть сложных слов, указывающая на отношение их к растениям.

ФЛОРА - исторически сложившаяся совокупность видов растений, произрастающих на данной территории или произраставших на ней в прошедшие геологические эпохи.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ - уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемым объектам, явлениям, процессам данной области действительности определённым образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Особенность Ф. как гносеологического приема состоит в том, что совершающееся с ее помощью выявление и уточнение содержания происходит через выявление и фиксацию его формы. Во всякой Ф. всегда присутствует момент огрубления живой, развивающейся действительности. Однако это «огрубление» является необходимой стороной процесса познания. Исторически Ф. возникла вместе с возникновением мышления и языка. Важный шаг в развитии Ф. был связан с появлением письменности. В дальнейшем, по мере развития науки, особенно математики, к средствам естественных языков стали добавляться знаки специального характера. Вместе с возникновением формальной логики возник прием логической Ф., состоящий в выявлении логической формы выводов и доказательств. Крупным этапом в развитии способов Ф. было создание в математике нового времени буквенных исчислений и возникновение идеи логического исчисления (Лейбниц). Построение логических исчислений в математической логике с середины 19 в. позволило применить ее средства к Ф. целых областей науки. Области знания, формализованные средствами математической логики, приобретают вид формальных систем. Ф. знания не снимает диалектически противоречивого отношения между содержанием и формой, характерного для всего познания в целом. Результаты совр. логики свидетельствуют о том, что если формализуется достаточно богатая содержанием теория (показателем содержательного «богатства» теории может служить выразимость в ней арифметики натуральных чисел), то она не может быть полностью отображена в формальной системе: в теории всегда остается невыявленный, неформализованный остаток. Это несоответствие между Ф. и формализуемым содержанием выступает в качестве внутреннего источника развития формально-логических средств науки и выражается обычно в обнаружении неразрешимых (в данной формальной системе) предложений. (Др. форма этого противоречия находит свое выражение в антиномиях.) Преодоление такого положения вещей происходит путем построения новых формальных систем, в к-рых формализуется часть того, что не было учтено при предшествующих Ф. Т. обр. осуществляется все более и более глубокая Ф. содержания, никогда, однако, не достигающая абсолютной полноты.

ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК - исчисление, к-рому приписана интерпретация (Интерпретация и модель). Синтаксическая часть Ф.Я. (Логический синтаксис), или само исчисление, образуется чисто формально (Логистический метод). Исчисление становится Ф.Я. при добавлении семантических правил, приписывающих значения (Значение и смысл) правильно построенным выражениям исчисления. Ф.Я. может помимо чисто логических аксиом содержать также некоторые утверждения нелогического характера (напр., некоторые законы биологии, аксиомы арифметики и др.), тогда Ф.Я. дедуктивно описывает соответствующую содержательную область. Ф.Я. благодаря своим дедуктивным средствам дает возможность проводить строгое рассуждение и получать новые дедуктивно выводимые следствия, непосредственно не содержащиеся в принятых аксиомах. Т. обр., Ф.Я. является аппаратом вывода и доказательства в формализуемых научных дисциплинах. Роль Ф.Я. велика в связи с попытками осуществления автоматизации научного рассуждения посредством электронных машин (Кибернетика).

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА - наука, изучающая мыслительные акты - понятия, суждения, умозаключения, доказательства - со стороны их логической структуры или формы, т. е. отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания. Осн. задача Ф.Л. - сформулировать законы и принципы, соблюдение к-рых является необходимым условием достижения истинных результатов в процессе получения выводного знания. Начало Ф.Л. было положено трудами Аристотеля, разработавшего силлогистику. Дальнейший вклад в развитие Ф.Л. внесли ранние стоики, а в средние вв. схоласты (Дуне Скотт, В. Оккам, А. Саксонский, Р. Луллий и др.). Отход от многовековой традиции изучения проблем дедуктивной логики связан с исследованием индукции и попыткой сформулировать правила индуктивных умозаключений (Ф. Бэкон, позднее Милль и др.). Однако существенный перелом в развитии Ф.Л. наступил лишь во второй половине 19 в., когда стала разрабатываться математическая (символическая) логика, являющаяся совр. этапом в развитии Ф.Л.

ФОРМУЛИРОВАТЬ – кратко и точно выражать мысли, решения.

ФОРСИРОВАННЫЙ – усиленный, ускоренный.

ФОТОСИНТЕЗ - образование органических веществ зелеными растениями и фотосинтезирующими микроорганизмами при участии солнечной энергии. Происходит с помощью поглощающих свет пигментов (хлорофилл и др.)

ФРАКТАЛЫ - (от англ. fractial) - самоподобные объекты, в которых по мере увеличения обнаруживается все большее число деталей. Имеют размерность, промежуточную между точкой и линией, линией и поверхностью, поверхностью и объемом. Фракталы не являются ни точками, ни кривыми, ни поверхностями, ни топологическими разнообразиями. Термин введен французским математиком Б. Мандельбротом в 1997 г.

ФУНКЦИЯ - роль, назначение отдельного элемента в системе, а также системы в целом.