ТА - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Я

 ТАКСОН - общее обозначение любого систематического подразделения живого мира: подвида, вида, рода, семейства, отряда, класса, типа, царства.

 

ТЕЗАУРУС - (от греч. thesauros - сокровище). 1. Словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте (в полном объеме осуществим лишь для мертвых языков). 2. Словарь, в котором слова, относящиеся к какой-либо области знания, расположены по тематическому принципу и показаны семантические отношения (родо-видовые, синонимические и др.) между лексическими единицами. В информационно-поисковых тезаурусах лексические единицы текста заменяются дескрипторами.

 

ТЕЗИС - (греч. thesis - положение, утверждение). 1. В широком смысле - любое утверждение в споре или изложении некоторой теории; в узком смысле - основополагающее утверждение, принцип. 2. В логике - утверждение, требующее доказательства.

 

ТЕМА – предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества и т.п.

 

ТЕМАТИКА – совокупность тем. прил.тематический – посвященный какой-л. одной теме.

 

ТЕМПЕРАМЕНТ - (от лат. temperament - надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления), эмоциональность. Теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к Гиппократу и систематизированное И. Кантом учение о четырех основных типах - сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения - у Э. Кречмера) и др.

 

ТЕМПЕРАТУРНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - слоистое распределение температуры по глубине водоема. Различают прямую температурную стратификацию, которая характеризуется понижением температуры с глубиной, и обратную температурную стратификацию, когда температура повышается с увеличением глубины.

 

ТЕНДЕНЦИЯ – 1.Направление развития, склонность, стремление. 2.Замысел, идея какого-н. изложения, изображения. 3.Предвзятая, односторонняя мысль, навязываемая читателю, зрителю.

 

ТЕОЛОГИЯ - (от греч. theos Бог и ...логия) (богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.

 

ТЕОРЕМА - (от греч. theoreo - рассматриваю), предложение (утверждение), устанавливаемое при помощи доказательства (в противоположность аксиоме).

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ – 1. Основанный на теории, являющийся теорией, относящийся к вопросам теории. 2. Склонный к занятиям теорией.

 

ТЕОРИЯ – (греч. theoria – исследование). 1. Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Т. способствует преобразованию природы и общественной жизни. Критерием истинности Т. является практика (Критерии истины). 2. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-л. науки, а также совокупность правил в области какого-л. мастерства. 3. Сложившееся у кого-л. мнение, суждение, взгляд на что-л. 

 

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ - наука о массовых случайных событиях (м.с.с.), т.е. случайных событиях, эквивалентных друг другу в отношении каких-то определенных свойств или способных многократно повторяться при воспроизведении соответствующих условий.

 

ТЕОРИЯ ИЕРОГЛИФОВ (или символов) – гносеологическая концепция, стремящаяся доказать, что при помощи ощущений в сознании создаются не образы, отражающие черты предметов и явлений, а символы, знаки, иероглифы, не имеющие ничего общего с вещами и их свойствами. Была разработана нем. естествоиспытателем Г. Гельмгольцем (1821 – 94).

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА - философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны единого общественно-исторического процесса познания и преобразования природы и общества. Т. - обобщенный в сознании опыт людей, совокупность знаний, об объективном мире, отнбсительно самостоятельная система знаний, воспроизводящая в логике понятий объективную логику вещей. В отличие от эмпирической и позитивистской (в частности, прагматической) т. зр., марксистская философия рассматривает П. не как чувственный субъективный опыт личности и не как совершаемое только, по субъективным мотивам действие. П. - это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и, прежде всего, объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей. Научный эксперимент также есть одна из форм П. Т.иП. находятся в неразрывном единстве, не существуя друг без друга, постоянно воздействуя друг на друга. Деятельность людей направляется определенной совокупностью знаний. На заре человеческой истории единственной формой существования таких знаний было единое, нерасчлененное «обыденное сознание». Осмысление трудовых навыков, эмпирические обобщения результатов действия и наблюдений, предания и верования, верное и фантастическое отражение общественного бытия - эта «Т.» не представляла собой логически стройной системы понятий, не являлась научным воспроизведением объективной логики действительности. Зато ее связь с П. была настолько полной, что эта «Т.» была непосредственно «вплетена» в «язык реальной жизни» - в практическую деятельность людей. С разделением труда на умственный и физический Т.иП. расходятся по разным общественным полюсам. Продолжая зависеть друг от друга и взаимодействовать, они превращаются в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Появление «чистой» Т. в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших революционных скачков в истории человечества. Развитие теоретического исследования, абстрактно-логическая форма Т. позволили людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С др. стороны, для самих ученых связь Т.иП. стала не такой явной. На этой основе в сочетании с характерным для частнособственнического общества индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на познание как на акт индивидуального пассивного созерцания «теоретиком» окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. «С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 30).

 

ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА - созданная итал. бурж. философом, социологом, проф. ун-та в Неаполе Дж. Вико идеалистическая теория, согласной к-рой в общественной истории бесконечно повторяются одни и те же стадии. В 19-20 вв. буржуазные философы и социологи, отбрасывая элементы теории Вико - идею исторического прогресса, признание закономерности общественного развития и т. д., - выдвигают на первый план реакционную идею о постоянном возврате человечества к исходному пункту (Ницше, Шпенглер). В Т.И.К. абсолютизируются и искажаются отдельные стороны исторического процесса (повторяемость и др.).

 

ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ - физическая теория, согласно к-рой физические процессы происходят единообразно во всех системах, движущихся одна относительно др. прямолинейно и равномерно (специальная Т.О.), а также с ускорением (общая Т.О.). Из этого следует, что о движении системы можно судить только по изменению расстояний между образующими эту систему телами и др. телами («телами отсчета»), при наличии к-рых только и имеет смысл понятие движения. Эта теория сформулирована Эйнштейном в 1905 г. (специальная теория) и в 1916 г. (общая теория). Она исходит из т. наз. классического принципа относительности Галилея-Ньютона, согласно к-рому механические процессы происходят единообразно в системах, движущихся одна относительно др. прямолинейно и равномерно. Развитие оптики и электродинамики привело к выводу о применимости этого принципа относительности к распространению света, т. е. электромагнитных волн (независимость скорости света от движения системы). Такой вывод был объяснен специальной Т.О., отказавшейся от понятия абсолютного времени, абсолютной одновременности и абсолютного пространства. Согласно Эйнштейну, ход времени зависит от движения системы и интервалы времени изменяются т. обр., что скорость света в данной системе не меняется в зависимости от ее движения. Изменяются также пространственные масштабы. Из этих посылок было выведено большое число физических заключений. Они обычно именуются «релятивистскими», т. е. основанными на Т.О. Из числа подобных физических выводов особое значение приобрело соотношение Эйнштейна, согласно к-рому масса тела пропорциональна его энергии. Это соотношение широко используется в совр. ядерной физике. Развивая и обобщая специальную Т.О., Эйнштейн пришел к общей Т.О. В классической механике ускоренное движение имеет абсолютный смысл, т. к. оно сопровождается возникновением сил инерции, отсутствующих в системах, не испытывающих ускорения. Силы инерции позволяют говорить об ускоренном движении без указания системы отсчета, относительно к-рой происходит ускорение. Эйнштейн исходил из того, что силы инерции, зависящие от ускорения, эквивалентны силам тяжести, вызывающим аналогичные ускорения тел в системах неподвижных, либо движущихся без ускорения. Отсюда вытекает, что и ускоренное движение не абсолютно: движение системы с ускорением в отсутствии поля тяготения нельзя отличить по внутренним эффектам от покоя системы или ее равномерного и прямолинейного движения в поле тяготения. Общая Т.О. по своему осн. содержанию является новой теорией тяготения. Она основана на предположении, что четырехмерное пространство-время, в к-ром действуют силы тяготения, подчиняется соотношениям неэвклидовой геометрии. Соотношения неэвклидовой геометрии на плоскости могут быть наглядно представлены в качестве обычных эвклидовых соотношений на поверхностях, обладающих кривизной. Эйнштейн, по аналогии, рассматривает отступление геометрических соотношений в четырехмерном пространстве-времени от эвклидовых как искривление пространства-времени. Он отождествил такие искривления с действием сил тяготения, с полями тяготения. Тяготение - это искривление пространства-времени. Подобное предположение было подтверждено в 1919 г. астрономическими наблюдениями, показавшими, что луч звезды как прообраз прямой линии искривляется вблизи Солнца под влиянием тяготения. Общая Т.О. не приобрела до сих пор того характера законченной и бесспорной физической концепции, каким обладает специальная теория. Философские выводы Т.О. целиком подтверждают и обогащают идеи диалектического материализма. Т.О. показала неразрывную связь между пространством и временем (она выражена в едином понятии пространственно-временного интервала), а также между материальным движением, с одной стороны, и его пространственно-временными формами существования - с др. Определение пространственно-временных свойств в зависимости от особенностей материального движения («замедление» времени, «искривление» пространства) выявило ограниченность представлений классической физики об «абсолютном» пространстве и времени, неправомерность их обособления от движущейся материи. Т.О. выступила как рациональное обобщение классической механики на область движения тел со скоростями, приближающимися к скорости света. Идеалистические и позитивистские направления буржуазной философии пытались использовать Т.О. как повод для утверждения о субъективном характере науки и зависимости физических процессов от наблюдения. Однако Т.О., или релятивистскую механику, не следует смешивать с философским релятивизмом, отрицающим объективность научного знания. Т.О. является картиной объективных процессов, более точным, чем классическая механика, отображением реальной действительности.

 

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ - в марксистской философии - основа диалектико-материалистической теории познания, раскрывающая наиболее общие черты и свойства всех уровней и форм отражения. К задачам Т.О. относится выяснение естественнонаучных основ всех форм отражательной деятельности, в том числе и вопросы о происхождении человеческого сознания, о его физиологических механизмах. Термины «Т.О.» и «теория познания» в марксистской философской литературе употребляются как синонимы, когда речь идет о сущности, основе познавательной деятельности. Отражение в качестве гносеологического принципа признавалось и в домарксистском материализме, однако, как отмечал В. И. Ленин, осн. бедой старого материализма было неумение применить диалектику к Т.О., вследствие чего отражение понималось как пассивное, мертвое «фотографирование» внешнего мира. Марксизм понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в к-ром человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям. Активная предметная деятельность человека и человечества возможна на базе отражательной функции сознания, обеспечивающей адекватное познание мира и воздействие на него в соответствии с объективными законами.

 

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Т.П. исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные условия и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая Т.П. с неизбежностью исходит из определенного решения основного вопроса философии. Поэтому все варианты Т.П. прежде всего делятся на материалистические и идеалистические. История Т.П., по существу, начинается с постановки в философии вопроса о том, что такое знание (диалог «Теэтет» Платона), хотя сам термин «Т.П.» появляется значительно позже. В истории философии проблематика Т.П. всегда играла существенную роль и иногда даже занимала центральное место. Для ряда направлений буржуазной философии характерно сведение философии к Т.П. (кантианство, махизм). Бурное развитие специально-научных методов исследования познания (математическая логика, семиотика, теория информации, психология и т. д.), с т. зр. некоторых позитивистов и позитивистски мыслящих ученых, ведет к ликвидации Т.П. как философской науки.

 

ТЕОРИЯ РАВНОВЕСИЯ - антидиалектическая теория, считающая равновесие естественным и «нормальным» состоянием, а движение, развитие - временным и преходящим. Источник движения эта теория видит во внешних противоречиях, отрицая внутренние противоречия вообще, и в особенности как источник развития. В отношении общественных явлений Т.Р. исходит из того, что развитие общества зависит гл. обр. от взаимоотношения его с внешней средой, природой, что движущей силой развития антагонистического общества является не классовая борьба, а внешние противоречия с природой. Т.Р. отстаивали Конт, Каутский, Богданов, Бухарин и др. Одной из черт Т.Р. является утверждение, что противоположности (напр., классов) должны взаимно нейтрализовать, сбалансировать, уравновесить друг друга, что только таким путем достигается устойчивое положение общества.

 

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ - одно из гл. направлений совр. буржуазной социологии, возникшее в 20-е гг. 20 в. (М. Вебер, Ф. Знанецкий, У. Макайвер) и особенно распространенное в США. Окончательную форму Т.С.Д. придали работы Парсонса. Т.С.Д. исходит из понимания предмета социологии как области «социального поведения» и гл. задачей считает выработку теории личных отношений людей. Т.С.Д. развивает концепцию «поля социологии», к-рая сводится к следующему: 1) в качестве «клеточки», изучение к-рой дает возможность установить социальные закономерности, рассматривается акт простого отношения любых двух индивидов; 2) сознательное отношение индивида к действительности (в т. ч. и к окружающим его людям) понимается как нечто противоположное познанию («ценностный подход»); 3) анализ общественных условий деятельности индивидов и групп подменяется анализом их представлений об этих условиях; 4) для понимания существа деятельности групп, слоев, классов достаточна характеристика сознания индивидов, составляющих эти группы. Сущностью любой социальной группы она считает «единство ценностей», «нормативный порядок», понимая под этим наличие общих черт в эмоциональной сфере людей и схожесть их психологических реакций и моральных установок. Т.С.Д. пытается вывести сущность общественных явлений непосредственно из сознания людей. Используя концепцию «равновесия» как идеальной формы состояния общественных отношений, Т.С.Д. рассматривает всякое изменение в них как «болезнь», «патологию» общества.

 

ТЕОРИЯ ТИПОВ - (иерархия типов) - способ построения формальной (математической) логики, при к-ром вводится различение объектов различных уровней (типов); один из способов исключения из логики и теории множеств парадоксов, или антиномий. Впервые Т.Т. развил Э. Шредер в применении к логике классов (1890). В 1908-10 Рассел построил детальную систему Т.Т. в применении к исчислению предикатов; ее смысл состоит в различении по типам: индивидов (тип 1), их свойств (тип 2), свойств свойств (тип 3) и т. д.; внутри типов вводится подразделение на порядки.

 

ТЕПЛОТА - передача беспорядочного движения молекул от одной системы к другой.

 

ТЕРМИН - (от лат. terminus - граница, предел), слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве.

 

ТЕРМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - закономерные колебания - температуры воды в водных объектах.

 

ТЕРМОДИНАМИКА – отдел физики, изучающий закономерности теплового движения и его влияние на свойства физических тел.

 

ТЕСТ - (англ. test), проба, испытание, исследование. Например, в психологии и педагогике стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

 

ТЕХНИКА - от греч. искусство, мастерство. Создание технического (индустриального общества) повернуло человечество от веры (иррационального) к "рациональному", которое, в конечном счете вылилось в интенсивное, хищническое использование сырья, перепроизводство, необоснованное повышение потребностей, увеличение "свободы" личности в материальном отношении при обесценивании отдельной личности и, следовательно, сокращении его личной духовной свободы. Появилась неправильная оценка культурного уровня народа только по степени технического прогресса.

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСК - engineering risk. Возможная опасность завышения извлекаемых запасов выявленного месторождения вследствие недооценки сложности технико-экономических проблем, связанных с его освоением и эксплуатацией

 

ТЕХНОГЕНЕЗ - technogenesis. Целенаправленный технический процесс воздействия человека на геологическую среду и биосферу. В Т. вовлечены верхние слои гидролитосферы.

 

ТЕХНОЛОГИЯ - (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и ...логия), совокупность методов, способов и приемов получения, обработки или переработки сырья и полуфабрикатов с целью получения готовой продукции; научная дисциплина, изучающая механические, физические, химические и другие связи и закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называются также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.

 

ТЕХНО-ПРИРОДНЫЕ СИСТЕМЫ (ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ) - сложные ресурсо- и энергоемкие мероприятия, проводимые длительное время, для осуществления которых необходимо создание комплекса инженерных сооружений и устройств, надежно функционирующих в разнообразных (часто экстремальных) природных условиях. Для реализации ТПС (ТПК) на больших площадях создаются инженерные системы природообустройства, т.е. комплекс сооружений, устройств, машин и оборудования, предназначенный вместе с мероприятиями для достижения той или иной цели. Инженерные системы природообустройства по своей сути являются техно-природными системами. К инженерным системам природообустройства относятся: 1. Инженерные мелиоративные системы, предназначенные для реализации требуемого мелиоративного режима земель; 2. Инженерно-экологические системы, предназначенные для восстановления естественной самоочищаемости загрязненных территорий, сокращения поступления на них загрязняющих веществ и их удаления, локализации очага загрязнения; 3. Инженерные природоохранные системы; 4. Инженерные противостихийные системы, предназначенные для борьбы с наводнениями, подтоплением, размывом берегов, с оползнями, селями и т.п.; 5. Инженерные системы регулирования поверхностного стока, необходимые при комплексном использовании водных ресурсов; 6. Инженерные системы водоснабжения, обводнения и водоотведения.

 

ТЕХНОСФЕРА - technosphere. Часть геосфер, в к-рых активно проявляется технич. деятельность человека. Преобразуется с помощью прямого и косвенного воздействия технич. средств.

 

ТИП - (от греч. typos - отпечаток, форма, образец). 1. Форма, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками; образец, модель для чего-либо. 2. Единица расчленения изучаемой реальности в типологии. 3. Человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей, в частности сословия, нации, эпохи. 4. В литературе и искусстве - художественный характер, образ человеческой индивидуальности, наиболее вероятной, "нормальной", репрезентативной, "образцовой" для определенной общественной сферы ("лишний человек" у А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева); обобщенный или заостренный образ человека, наиболее ярко выражающий особенности определенного социального слоя, национального менталитета, общечеловеческой страсти или порока, специфического умонастроения (персонажи "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).

 

ТОЖДЕСТВО - 1. Полное сходство. 2. В математике: равенство, справедливое при любых числовых значениях входящих в него знаков.

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - tolerance. Способность организмов выносить отклонения экологических факторов от оптимальных для себя. Вариант. Т. - способность организма переносить неблагоприятные явления того или иного фактора.

 

ТОЧНОСТЬ – степень точного соответствия чему-нибудь. В технике степень приближения истинного значения параметра процесса, вещества, предмета к его номинальному значению. Различают Т. механической обработки (квалитет).

 

ТРАКТАТ - (от лат. tractatus - рассмотрение). 1. Научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему. 2. Одна из форм международных договоров (например, Берлинский трактат 1878).

 

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ – в идеалистической философии: относящийся к познанию собственно умозрительных, якобы независимых от опыта явлений.

 

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (Единое в неоплатонизме); в теологических учениях синоним потусторонности Бога. В философии Канта выходящее за пределы возможного опыта («мира явлений») и недоступное теоретическому познанию (напр., идея Бога, души, бессмертия).

 

ТРИАДА – (греч. trias – троица, тройственность) – троичность, трехступенчатость развития. Понятие «Т.» впервые применено Платоном и неоплатониками (Проклом), широкое развитие получило в нем. классической философии, особенно у Гегеля. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая последующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты обеих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой Т. и т. д. В Т. отражается одна из особенностей развития, когда на основе проделанного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени.

 

ТРИГОНОМЕТРИЯ – отдел геометрии, учение о соотношении между сторонами и углами треугольника.

 

ТРУД - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей (производство товаров и услуг); на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. Т. как процесс исторической адаптации человека к внешней среде характеризуется развитием и совершенствованием разделения труда, его орудий и средств. Выделяют следующие прикладные дисциплины, изучающие Т.: физиологию труда, психологию труда, организацию труда, охрану труда и пр. 2. Работа, занятие. 3. Результат деятельности, работы, произведение.