СА - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Я

САМОАНАЛИЗ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.

 

САМООРГАНИЗАЦИЯ - появление определенного порядка в однородной массе и последующего совершенствования и усложнения возникающей структуры. Вариант С. - способность системы к стабилизации некоторых своих параметров посредством направленного упорядочения ее структурных и функциональных отношений, с тем чтобы противостоять факторам среды, направленным на «хаотизацию» системы.

 

САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности - своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения.

 

СБОРНИК - 1. Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, документы. 2. Вместилище, в котором накапливается какая-нибудь жидкость, газ (спец.).

 

СВЕДЕНИЕ – 1. Знание, представление о чем-н. 2. Познания в какой-н. области.

 

СВОЙСТВО – качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-н.

 

СВЯЗЬ - такое отношении между вещами, при котором изменение свойств одной вызывает изменение соответствующих свойств другой. Связь между вещами обусловлена их взаимодействием, она есть результат и необходимая сторона последнего.

 

СЕЙСМОЛОГИЯ – наука изучающая колебания земной коры.

 

СЕЛЕКЦИЯ - (от лат. selectio - выбор, отбор) - выведение новых пород, сортов растений и животных на основе научных методов отбора.

 

СЕМИОТИКА - (от греч. semeion – знак, признак), наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (гл. образом естественных и искусственных языков).

 

СЕНЕКА - род.4 г до Р.Х. (н.э.) Кордова Испания - умер 65 г. Р.Х. в Риме. Римский философ, поэт, гос. деят., воспитатель Нерона, приговоренный Нероном к смерти. Стоик. По Сенеке философия является нравственно-религиозным руководством в жизни. Исходя из нравственных слабостей человека, Сенека требовал нравственной строгости к самому себе и разумной, свободной от сострадания снисходительности к ближнему. Высшая добродетель- верность самому себе.

 

СЕНСУАЛИЗМ - (от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) – основа и гл. форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Осн. принцип С. – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» - разделяли как материалисты (П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д.Дидро, П. Гольбах и др.), усматривавшие обусловленность чувственных знания объективным миром, так и идеалисты (Дж. Беркли, д. Юм), видевшие в чувств. знании самосущую сферу, не связанную с внешним миром (идеалистич. С. – основа позитивизма, эмпириокритицизма и неопозитивизма). Преодолевая ограниченность С., диалектич. материализм раскрывает подлинную роль и диалектику чувств. и рациональной форм познания.

 

СИЛА - (в механике) мера действия на данное материальное тело со стороны других тел или полей физических. Вызывает изменение скорости тела или его деформацию.

 

СИМВОЛ – то, что служит условным знаком какого-н. понятия.

 

СИН… - греч. syn - вместе.

 

СИНЕРГЕТИКА - (от греч. synergia - содружество, коллективное поведение) - наука, изучающая системы, состоящие из многих подсистем самой различной природы; наука о самоорганизации простых систем и превращения хаоса в порядок.

 

СИНЕРГИЗМ - (по Реймерсу) - комбинированное воздействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что совместное действие значительно превышает эффект каждого из компонентов в отдельности и их простой суммы.

 

СИНЕРГИЯ - совместное взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии.

 

СИНКРЕТИЗМ – (от греч. synkretismos – соединение). 1. Нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние к.-л. явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчлененность психич. функций на ранних ступенях развития ребенка и т.п.). 2. Смешение, нерганич. слияние разнородных элементов, напр. разл. культов и религ. систем в поздней античности – религ. С. периода эллинизма.

 

СИНТЕЗ - (греч. synthesis - соединение, сочетание) - метод исследования какого - либо явления, предмета, процесса как единого целого, исходя из взаимной связи его частей; восстановление целостной картины явления по частям получившимся в результате анализа. Вариант. С. - метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются. Противоположное понятие - анализ. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть не только внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния.

 

СИСТЕМА - (греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) - объединение некоторого разнообразия в единое и четко разделенное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, геологические, химические, технические и др.) и живые системы (биологические системы - клетки, ткани, организмы, популяции, виды, экосистемы); особый класс систем - социальные системы (от простейших социальных объединений до социальной структуры общества). Абстрактные системы - понятия, гипотезы, теории, научные знания о С., лингвистические (языковые), формализованные, логические системы и др. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории системы, различных специальных теорий систем, в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т.д. С середины 20 в. С. становится одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий.

 

СИСТЕМА ОТСЧЕТА – в механике, совокупность системы координат и часов, связанных с телом, по отношению к к-рому изучается движение (или равновесие) к.-н. др. материальных точек или тел. В задачах динамики преимуществ. роль играют инерциальные системы отсчета.

 

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП - (от греч. systema - составленное из частей, соединение) методологический подход к анализу явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - анализ какого-либо объекта или процесса, выполненный на основе системного подхода.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Системный подход применяется к тем явлениям, которые относятся к категории системы. Исследователь должен выявить компоненты и системообразующие связи процесса или явления, определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы, оценить роль и место данной системы, как целостного образования в системе других явлений. Необходимо выявить отдельные элементы или группы, на которые будет осуществлено преобразующее влияние, изучить процессы управления, обеспечивающие достижение поставленных целей, создать систему с улучшенным функционированием, внедрить полученные результаты в практику. Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития любого процесса определяет необходимость его системного изучения

 

СИТУАЦИЯ - совокупность обстоятельств, положение, обстановка.

 

СКАЧОК - коренное, качественное изменение предмета или явления, превращение старого качества в новое в результате количественных изменений (Переход количественных изменений в качественные); выделяют два относительно определенных типа С.: резкие и постепенные.

 

СЛОВАРЬ – 1. Лексика, словарный состав языка, диалекта какой-либо социальной группы, отдельного писателя и т.д. 2. Справочная книга, содержащая собрание слов, словосочетаний, идиом и т.п., дающая сведения об их значениях, употреблении, переводе на другой язык и др. Существуют лингвистические и энциклопедические словари.

 

СЛОЖНАЯ СИСТЕМА - собирательное название систем, состоящих из большого числа взаимосвязанных элементов (строгое математическое определение этого понятия отсутствует).

 

СМЕТА - исчисление предстоящих расходов и доходов.

 

СМЫСЛ - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо; целостное содержание к.-л. высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (например, смысл художественного произведения и т.п.); в логике , в ряде случаев в языкознании - то же, что значение.

 

СОВЕСТЬ - (по Далю) ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. Робка совесть, поколе не заглушишь ее. От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь. Совесть мучит, снедает, томить или убивает. Угрызение совести. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится. Беззуба, а с костьми сгложет (или съест), совесть. Делай по совести, честно. Мы на совесть сделались, полагаясь на нее взаимно. Брать что на совесть, на свой нравственный ответ. Это у меня лежит на совести, сознаю себя должником, обязанным исполнить что. Надобно же и совесть знать, на все есть мера. Напала совесть и на свинью, как отведала полена! У него совесть мешок: что хо'шь положи. Добрая совесть - глаз Божий (глас Божий). Рожа кривая, да совесть прямая. Совесть спать не дает. К кафтану (к коже) совести не пришьешь. Богатый совести не купит, а свою погубляет. В ком стыд, в том и совесть (и страх). У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица! Глаза - мера, душа - вера, совесть - порука. Совестный, к совести относящ. Совестное дело, подлежащее суду совести, а не гражданскому закону. Совестный суд, учреждение, где известный разряд спорных дел разбирается по совести судей. Совестный или совестливый человек, добросовестный, честный, поступающий всегда по совести. Ну как не совестно тебе людей, не стыдно, не боишься позору, покору. Он совестливо исполнял свое дело. Мне совестно беспокоить тебя. Совестность, совестливость, качество, свойство и состояние по прилаг. Совестить кого, усовещевать, стыдить, заставить стыдиться, стараться привести к сознанию проступка и к раскаянью. -ся, терпеть упреки совести, вследствие дурного поступка, или стыдиться, сознавать вину свою, грех свой, и каяться в самом себе, сожалеть и досадовать на себя. Что того и совестить, у кого нет совести! Он совестится на глаза показаться. Пустившись во все нелегкие, обессовестел, и -тился. Когда наелся, тогда и засовестился. Хоть бы ты посовестился! Усовестили его, признался. (см. Нравственное природопользование).

 

СОВЕСТЬ - способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека; нравственное сознание - чувство или знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо и несправедливо. Совесть как нравственное изначальное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христианская этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в тоже время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно - необходимый ход жизни нарушает эту обязанность (Виндельбанд). В настоящее время С. является основным критерием для оценки взаимодействия человека и природы, особенно в процессах природопользования и природообустройства.

 

СОВОКУПНОСТЬ – сочетание, соединение, общий итог чего-н.

 

СОДЕРЖАНИЕ – 1. Сущность, смысл явления; 2. То, о чем говорится, что излагается, изображается чем-нибудь.

 

СОЕДИНЕНИЕ – (хим.) вещество, в котором атомы одного или различных элементов находятся на определенной химической связи.

 

СОЗНАНИЕ – 1. Мысль, чувство, ясное понимание чего-н. 2. Способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. 3. С. - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. С. - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

 

СОЗНАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ - совокупность представлений о взаимосвязях в системах "природа-природа" и "человек-природа", включая стратегии и технологии взаимодействия этих систем.

 

СОКРАТ - 469-399 гг. (до н. э.). Приговорен к смерти через принятия яда, за неверие в государственных богов и поклонение новому божеству. По Сократу нравственное можно познать и усвоить, знания нравственности ведут к нравственным действиям. Сократ обучал нравственности на примере каждого конкретного случая. Нравственный поступок дает не только истинную пользу, но и истинное блаженство. Это достигается путем самопознания - если я знаю, что я есть, то знаю также, чем я должен быть. Наибольшей добродетелью является умеренность: чем меньшим довольствуешься, тем ближе находишься к Богу. Только тот, который научился управлять собой и во всех без исключения случаях придерживается нравственных поступков, может повелевать другими и может быть государственным мужем. Ученики Сократа Платон и Ксенофонт.

 

СОЛНЕЧНАЯ ПОСТОЯННАЯ - полное количество энергии радиации Солнца, проходящее за 1 мин через площадку в 1 см2, перпендикулярную к направлению его лучей и находящуюся на среднем расстоянии Земли от Солнца за пределами земной атмосферы. Солнечная постоянная, определенная на высоте 65 км. С помощью ракет, составляет 0.14 Вт/см2.

 

СОЛИПСИЗМ – (от лат. solus – единственный и ipse– сам). 1. Крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании (тенденция к С. характерна для Дж. Беркли, имманентной философии, эмпириокритицизма). 2. В этич. смысле – крайний эгоизм, эгоцентризм.

 

СООТВЕТСТВИЯ ПРИНЦИП - один из осн. методологических принципов развития науки. Его философское значение состоит в том, что он выражает диалектику процесса познания, перехода от относительных истин к абсолютной, все более полной истине. Впервые он был сформулирован в период крутой ломки понятий классической физики (Бор, 1913). Согласно С.П., смена одной естественнонаучной теории др. обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, к-рая может быть выражена с математической точностью. Новая теория, приходя на смену старой, не просто отрицает последнюю, а в определенной форме удерживает ее. Благодаря этому возможны обратный переход от последующей теории к предыдущей, их совпадение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными. Напр., законы квантовой механики переходят в законы классической при условиях, когда можно пренебречь величиной кванта действия, а законы теории относительности переходят в законы классической механики при условии, если скорость света считать бесконечной. Действие С.П. можно проследить в истории математики, физики и др. наук. Закономерная связь старых и новых теорий проистекает из внутреннего единства качественно различных уровней материи. Это единство обусловливает не только цельность науки и истории науки, но и громадную эвристическую роль С.П. при проникновении в качественно новую область явлений. С.П. позволяет показать несостоятельность релятивизма.

 

СООТНОШЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ - один из принципов квантовой механики, сформулированный Гейзенбергом в 1927. Этот принцип устанавливает невозможность вследствие противоречивой, корпускулярно-волновой природы микрообъектов одновременно точного определения их координаты и импульса. С.Н. выражается в виде количественных соотношений между т. наз. неопределенностями сопряженных переменных: координаты и импульса, а также времени и энергии. Чем меньше неопределенность координаты частицы, тем больше неопределенность ее импульса, и наоборот. Аналогичное соотношение существует между определениями момента времени и энергии частицы. С.Н. есть объективная характеристика статистических закономерностей движения микрочастиц, связанная с их корпускулярно-волновой природой; «неопределенности» присущи реальному состоянию микрообъекта и никоим образом не означают к.-л. пределов познания. Вокруг С.Н. велась острая философская дискуссия. Из С.Н. некоторыми зарубежными физиками и философами были сделаны философские выводы в духе позитивизма - отрицание причинной обусловленности состояний «элементарной» частицы и отрицание объективности микромира, его независимости от познавательной деятельности (т. наз. «приборный» идеализм - см. Прибор).

 

СОРБЦИЯ - sorption. Поглощение газов, паров и растворённых веществ твёрдыми телами или жидкостями. Различают абсорбцию, адсорбцию и хемосорбцию.

 

СОТРУДНИК - 1. Тот, кто работает вместе с кем-нибудь, помощник. 2. Название работников некоторых специальностей, а также вообще служащих.

 

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ - отрасль социологии, изучающая: - закономерности развития и функционирования науки как социального института; - механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и социальных групп, участвующих в производстве научного знания; - формирование научных сообществ.

 

СПЕЦ… - сокращение, употр. в сложных словах в значении специальный.

 

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (франц. specialisation < лат. specialis особенный, особый). 1. Приобретение специальных знаний в какой-л. области. 2. Сосредоточение деятельности на каком-либо занятии, специальности. 3. Разделение труда на отдельные операции. 4. С. производствa - ограничение производственной деятельности предприятия изготовлением определенных (узко-специальных) изделий и деталей.

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАТЬСЯ - обучаться какой-либо специальности, приобрести специальные познания в какой-л. области, стать специалистом.

 

СПЕЦИАЛИСТ - (франц. specialiste < лат.) - человек, знающей основательно какое-л. дело, представитель какой-л. специальности (научной, художественной, технической и т. п.), человек профессионально занимающийся тем или иным видом специального труда. С. – работник в области какой-н. определенной специальности.

 

СПЕЦИАЛИСТ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (инженерно-технический работник) - гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - (лат.). 1. Отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства, в которой кто-нибудь работает (Вариант: определенная область труда, знания). 2. То же, что профессия. 3. Род занятий человека, в котором он достиг больших знаний, умения и опытности.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ - (лат. specialis). 1. Особенный, относящийся к одному предмету или явлению. 2. Относящийся к какой-л. специальности.

 

СПЕЦИФИКА - (< ср.-лат. specificum особенность), то, что исключительно свойственно данному предмету или явлению, его особенность.

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ - (< франц. specification < лат. species вид, род + facere делать). 1. Перечисление подробностей, на которые необходимо обратить особое внимание. 2. Раз-работка деталей или частностей. 3. Документ, содержащий описание частей механизма, машины и т. п. или подробно перечисляющий все технические условия, каким должно удовлетворять изготовляемое или заказываемое изделие.

 

СПОСОБ – действие или система действий, применяемые при исполнении какой-н. работы, при осуществлении чего-л.

 

СПОСОБНОСТИ - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

 

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА - совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства материальных благ. Средства труда - машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи. Предметы труда - все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека; они даны природой (например, уголь, руда, нефть) или являются продуктами труда - сырым материалом (металл, хлопок, древесина и т.д.).

 

СРЕДСТВО - 1. Прием, способ действия для достижения чего-нибудь. 2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности.

 

СТАНДАРТ - (от англ. standard). 1. Образец, типовой вид, эталон, модель (веса, длины, времени, качества, уровня жизни и т. п.), с которым сопоставляются, сравниваются подобные объекты, процессы, (которому должно удовлетворять что-н. по своим признакам, свойствам, качествам). 2. Нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил в различных областях: единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и производственному процессу, безопасности людей и др. 3. В переносном смысле - шаблон, трафарет, не содержащий ничего оригинального.

 

СТАТИСТИКА – 1. Наука о количественных изменениях в развитии общества и народного хозяйства. 2. Научный метод количественных исследований в некоторых областях знания.

 

СТАТЬЯ - 1. Научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. 2. Глава, раздел в каком-нибудь документе, перечне и т.п. 3. Разряд, группа. 4. Занятие, дело (устар.). 5. Наказание по статье закона.

 

СТЕПЕНЬ – 1. Мера, сравнительная величина чего-н. (ср. Мера). 2. В математике: число (или величина), получающаяся повторным умножением другого числа (или величины) на самого себя.

 

СТИЛЬ - (от греч. stylos - остроконечная палочка для письма по воску, манера письма), общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (например, о стиле русского романа середины 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений (таковы, например, в пластическом и других искусствах романский стиль, готика, барокко, рококо, классицизм). Особенности литературного стиля ярко проявляются в художественной речи (поэзии и прозе).

 

СТИЛЬ ЯЗЫКА – 1. Разновидность языка, используемая в какой-либо типичной социальной ситуации - в быту, официально-деловой, научной сфере и т.д. - и отличающаяся от других разновидностей того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики (официально-деловой, публицистической, разговорный, научный и другой стиль). 2. Общепринятая манера, обычный способ исполнения каких-либо речевых актов: ораторская речь, передовая статья в газете, дружеское письмо и т.д. 3. Индивидуальные особенности чьей-либо речи.

 

СТИМУЛ - (от латинского stimulus, буквально - остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения.

 

СТРАТИГРАФИЯ – (от лат. stratum настил + grapho пишу), отдел геологии, рассматривающий формы напластования горных пород и изучающий слои земной коры в их исторической последовательности.

 

СТОИКИ – представители философского учения, возникшего в конце 4 в. до н.э. на базе эллинистической культуры, в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники на основе математических знаний. Место и роль наук, разрабатывавшихся С., определялись ими следующим сравнением: логика – это ограда, физики – плодоносная почва, этика – ее плоды. Гл. задача философии – в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить.

 

СТРУКТУРА - (от лат. - строение, расположение, порядок) - относительно устойчивая система связей элементов, образующих целое (вещь). Иногда структуру определяют как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Оптимальной является следующая формулировка: структура - относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого. Вариант С. - (от лат. struktura - взаиморасположение, строение) совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Представление о С. предполагает рассмотрение объекта как системы. Конфигурация и характер связей внутри системы и является ее С., остающейся неизменной при изменениях системы.

 

СТЫД (СТУД) - (по Далю) - м. чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосужденье, раскаянье и смиренье, внутреная исповедь перед совестью;| срам, позор, посрамленье, поругание, униженье в глазах людей; застыванье крови от унизительного, скорбного чувства. Первое знач. более относится к слову стыд, второе к обоим. Да облекутся в студ и срам велеречующим на мя, Псалмы. Стыд пал на седую голову мою. Я со стыда сгорел. Стыдом покрылся. Со стыдом уплелся. Стыд истинный, стыд совести, укор, угрызение совести в дурном поступке; ложный стыд, стыд суетности, тщеславия, досада, негодованье на изобличенье, на нарушенье пустых или превратных светских понятий и пр. Прямой стыд есть признак, наружное проявленье совести. Стыд, срамота наготы, или вообще чувство, которое возмущается при всяком нравственном нарушении непорочности, целомудрия и замыслов разврата. Это нравственное чувство свойственно только человеку, ни одно животное не показывает и следа его. Стыду, как и совести, нравственному чувству, противопол. бесстыдство, наглость, нахальство, бессовестность, разврат; как позору, униженью: почести, почет, честь (людская), слава и пр. Стыд не дым, глаз не ест. От стыда некуда глаз деть, никуда глаз нельзя показать. Стыд в мешок, а сам за него скок! Стыдом умываемся. Умри, коли стыда нет! Жили и прожили, а стыда не нажили. Людской стыд смех, а свой смерть. Студный и стыдный, постыдный, позорный; посрамляющий, наводящий стыд. Стыдное дело, что не дадут помощи человеку! Студные пророки Вааловы, Книга Цар. Мне стыдно, совестно, укорно, и нравственное чувство противится. Из чужого обеда не стыдно не евши встать. Студодеяние, -действо ср. распутство, непотребство. - срамословие, развратные речи. -слов, -словец, срамослов. Стыдить кого, пристыжать, корить, увещевать, усовещивать; позорить, поругать, срамить. -ся, чувствовать стыд, совеститься, каяться; противиться чему, по чувству скромности, нравственной непорочности; поддаваться ложному, суетному, светскому стыду; дичиться, робеть при людях, быть застенчивым. Стыдися стен, не только что людей! Бога боится, людей стыдится. Смерти боятся, а людей не стыдятся. Стыдливица, растенье Aeschynomone, сочиненное. Стыдение церк. состоянье стыдящегося. Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица, Даниил. Стыдливость. Жены.... со стыдением и целомудрием да украшают себе, Тим. То устыжает, что неблагопристойно. (см. Нравственное природопользование).

 

СУБЛИМАЦИЯ - (лат. sublimare - возносить) - переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкость фазу.

 

СУБСТАНЦИЯ - (лат. - substantoi - то, что лежит в основе) - нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

СУБСТРАТ - substrate. Опорный компонент, в ряде случаев одновременно и питательная среда (для растений, микроорганизмов). С. для наземной жизни служит почва, для организмов бентоса - грунт водоема, планктона - толща воды, для микроорганизмов аэробиосферы - атмосферная влага (туман) и твердые аэрозоли (пыль). Почвенные и подземные организмы обитают непосредственно в почве, материнской породе или их С. служат подземные воды.

 

СУБЪЕКТ - (от лат. subyectum - подлежащее) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. Вариант С. - носитель предметно - практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

 

СУБЪЕКТИВНОЕ - то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.

 

СУГГЕСТИЯ - психическое внушение, изменение процессов мышления, чувствования и реакций, большей частью не замечаемое тем, кто подвергается внушению со стороны (чужая суггестия). Например, влияние СМИ или моды. С. может проявляться со стороны самого себя (аутосуггестия, самовнушение).

 

СУЖДЕНИЕ – 1. То же, что высказывание. 2. Умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. 3. Мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, в к-ром нечто утверждается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной. Примеры С.: «Все планеты обращаются вокруг Солнца», «Если число делится на 10, то оно делится и на 5», «Иванов сдаст экзамен на «отлично»». Два первых С. истинны. Третье может оказаться и ложным (если выяснится, что Иванов не сдал экзамен на «отлично»), хотя высказывавший эту мысль мог полагать, что он высказывает истину. Гипотеза также представляет собой С. и является объективно либо истинной, либо ложной, хотя она еще и не доказана, и не опровергнута. Законы же науки - это С., истинность к-рых доказана. К числу С. не относятся мысли, к-рые не могут быть охарактеризованы с т.  зр. истины или лжи (вопросы, приказания, просьбы и т. п.). С. можно подразделить на простые и сложные. В качестве простых в той или иной логической системе рассматриваются такие, к-рые в пределах этой системы являются неразложимыми на иные С. Сложные С. составляются из простых посредством различных логических связок (напр., союзов «и» (конъюнкция), «или» (дизъюнкция), «если... то» (импликация)). Истинность или ложность сложных С. представляет собой функцию истинности или ложности простых: зная значения простых С., мы можем определять значения (истинность или ложность) сложных С.

 

СУКЦЕССИЯ - внесезонные процессы определенной последовательности появления и исчезновения популяций разных видов в данном месте обитания.

 

СУТЬ - самое главное и существенное в чем-нибудь.

 

СУЩНОСТЬ - внутренняя основа, содержание, смысл, суть чего-нибудь.

 

СХЕМА - (от греч. schema - наружный вид, форма). 1. Чертеж, на котором условными графическими обозначениями изображены устройство, взаиморасположение и связь частей чего-либо. 2. Описание, изложение изображение чего-либо в общих, главных чертах.

 

СХЕМАТИЗМ – склонность мыслить готовыми схемами, упрощенность в изложении в ущерб существу дела.

 

СХОЛАСТ(ИК) (лат. < scholasticus школьный < греч. schole школа) – 1. Средневековый философ-богослов (см. схоластика). 2. Буквоед, человек, воспринявший лишь внешнюю, формальную сторону какой-л. науки, начетчик.

 

СХОЛАСТИКА – (см. схоласт). 1. Общее название средневековой религиозно-идеалистической философии феодального общества. С. основывалась на догматах христианской церкви и была «служанкой богословия». 2. Бесплодное умствование; формальное знание, оторванное от жизни и практики, начетничество.