ПА - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Я

ПАМЯТЬ - запечатление и воспроизведение прошлого опыта, одно из свойств нервной системы, выражающееся в способности накапливать и хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Различают кратковременную (оперативную) и долговременную память, а по характеру проявления - образную, эмоциональную и словесно-логическую (только у человека). Физиологические и биохимические основы памяти пока не ясны.

 

ПАРАДИГМА - (от греч. paradeigma пример, образец), в философии, социологии исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию; - особый способ организации научного знания, определяющий представление об окружающем мире; взаимосвязанная система идей, составляющая фундамент естествознания на определенном этапе его развития. Вариант П - система основных научных достижений (теории, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период.

 

ПАРАДИГМАТИКА - 1. Учение о строении и структуре парадигм разных типов, их классификации, а также объединении в более сложные единства. 2. один из двух аспектов исследования языка, противопоставляемый синтагматике, изучение элементов языка и классов этих элементов, находящихся в отношениях противопоставления, выбора одного из взаимоисключающих элементов.

 

ПАРАЛЛАКС ЗВЕЗДЫ (ГОДИЧНЫЙ) - угол, под которым со звезды была бы видна полуось земной орбиты.

 

ПАРАМЕТР – величина, характеризующая какое-н. какое-н. основное свойство устройства, системы.

 

ПАРАМЕТР ПОРЯДКА - величины, удовлетворяющие уравнениям для точки бифуркации.

 

ПАРСЕК - сокращение слов параллакс - секунда; расстояние, соответствующее параллаксу в одну угловую секунду.

 

ПАРЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ – (от позднелат. partialis – частичный), давление компонента идеальной газовой смеси, которое он оказывал бы, если бы один занимал объем всей смеси (см. Дальтона законы).

 

ПАССИВЫ – в бухгалтерском учёте – задолженность, или финансовые обязательства, перед другими предприятиями и частными лицами.

 

ПАТЕНТ - (на средневековой латыни litterae patentes - грамота; лат. patens - открытый). 1. документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение. 2. Документ на право заниматься определенной деятельностью - торговлей, промыслом и т.д.

 

ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ - пересылка кодированной информации (данных) по линиям проводной, оптической или радиосвязи между несколькими взаимодействующими электронными вычислительными машинами либо между электронными вычислительными машинами и пользователями в автоматических и автоматизированных системах управления, информационных сетях. В отличие от телефонной и телеграфной связи, информация в системах передачи данных передается автоматически специальной аппаратурой (АПД) со скоростью несколько тыс. бит/с. Первые системы передачи  данных созданы в США в 50-х гг. 20 в.

 

ПЕРЕНОС КОНВЕКТИВНЫЙ - convective transport. Перенос вещества движущимся потоком подземных вод (вынужденная конвекция). При этом считается, что физ.-хим. взаимодействия отсутствуют, и все частицы жидкости перемещаются с одинаковой скоростью, равной действит. скорости, определяемой выражением u = vФ/nэ, где vФ - скорость фильтрации, nэ - пористость горной породы эффективная.

 

ПЕРЕНОС КОНДУКТИВНЫЙ - conductive transport. Передача тепла от нагретых участков к относительно холодным. Совершается на молек. уровне и подчиняется закону Фурье, подобному закону Фика.

 

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ - один из осн. законов диалектики, объясняющий, как, каким образом происходит движение и развитие. Этот всеобщий закон развития констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому (Качество и количество, Мера, Скачок). Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от всевозможных метафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового. Развитие науки в любой области знания - физике, химии, биологии и др., а также всемирно-исторический опыт социальных преобразований последних десятилетий подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс - изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений. Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к др. (более общим) - только количественными. Так, переход от домонополистической стадии капитализма к монополистической является не абсолютным изменением качества: качество капитализма здесь изменилось только в том смысле, что появились некоторые новые существенные черты и свойства, а существо его не изменилось. Любой процесс развития одновременно и прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность - в форме количественного изменения (Эволюция и революция). Диалектико-материалистическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные прямо противоположно идеалистическому. Гегель, впервые сформулировавший этот закон, мистифицировал его, как и др. законы диалектики. Категории количества, качества и их взаимопереходы выступают у него сначала в абстрактной форме в лоне абсолютной идеи и лишь затем в природе. Марксистская философия рассматривает этот закон не как предпосылку для конструирования мира, а как результат изучения мира, как отображение того, что присходит в реальной действительности. Будучи важнейшим законом объективного мира, этот закон является также и важнейшим принципом познания мира и сознательного практического преобразования его. С изменением условий общественного развития изменяются и формы проявления законов диалектики. Так, при социализме переход количественных изменений в качественные (скачки) утрачивает форму политических революций, социальные изменения здесь осуществляются постепенно, путем отмирания старого и нарастания элементов нового.

 

ПЕРИОД - (от греч. periodos - обход, круговращение, определенный круг времени). 1. Промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс. 2. Этап общественного развития, общественного движения.

 

ПЕТРО… - (греч. petra – скала, утёс, камень), в сложных словах указывает на отношение данных слов к камням, горным породам, напр. петрография.

 

ПЕТРОГРАФИЯ – (петро… + греч. grapho пишу, описываю), наука, предметом которой является описание горных пород земной коры в отношении их минералогического состава, структуры, распространения и условий залегания (ср. петрология).

 

ПЕТРОЛОГИЯ – (петро… + греч. logos понятие, учение), наука, изучающая горные породы в отношении условий их образования и генетических взаимоотношений, в связи с магматическими, вулканическими и тектоническими процессами, происходящими в земной коре.

 

ПИФАГОР - 580-500 до Р.Х. (н.э.) учредил, просуществовавший до IV века, союз с целью проведения нравственно-религиозного реформирования жизни. Пифагорейцы развивали воззрение, согласно которому принципы математики - числа - одновременно являются и принципами мира, а числовые соотношения, пропорции - отражением гармонии самого мира. По учению Пифагора небесные тела звучат через определенные интервалы времени (гармония сфер) и эту гармонию мы не воспринимаем только потому, что она воздействует на нас непрерывно.

 

ПЛАНИМЕТРИЯ – отдел геометрии, изучающий фигуры на плоскости.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ - разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование. На макроэкономическом уровне - важный элемент системы управления обществом и средство осуществления социально-экономической политики государства. Охватывает собственно разработку плана, организацию и контроль за его выполнением. Различают директивное и "индикативное" планирование . В первом случае планирование - центральное звено государственного руководства народным хозяйством, во втором - один из элементов государственного регулирования экономики. Исторический опыт осуществления директивного, централизованного планирования в СССР ("пятилетки") и других социалистических странах показал, что жесткая система заказов, разнарядок, фондирования ресурсов и др. лишает производителя самостоятельности, инициативы, стимулов к развитию, ведет, в конечном счете, к диспропорциям в народном хозяйстве и замедлению темпов экономического роста.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА - определение задачи и объектов растений исследования, разработка схемы эксперимента, выбор земельного участка и оптимальной структуры полевого опыта.

 

ПЛАТОН - (наст. имя - Аристокл) 427 -347 до Р.Х. (н. э.) Теория идей и философия государства. Чувственное восприятие не дает знания постоянного, доставляет неуверенность, а только мнение. Понятия, если они правильно образованы, являются неизменными, и только они дают действительное знание. В наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира. Понятия являются отражением идей. Во множестве понятий отражается множество идей. Причастность духа к миру идей при помощи понятий одновременно доказывает бессмертие души. Образование понятий в человеческом духе является актом воспоминания самих идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом. Наивысшая идея - идея блага (Бога), который, будучи творцом мира (демиургом), сначала творит мировую душу как не телесную, проникающую весь мир движущую силу. Материя существует, она становится действительностью, побуждаемая присутствующей в ней идеей. Этика Платона исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, те есть добродетели. Выделяется четыре основных добродетели - мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость, компенсирующую и сочетающую другие добродетели. Высшая цель государства, как и человека, самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели; основная цель - совершенный человек идеального государства.

 

ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ - (ошибки измерений), разность между результатами измерений и истинным значением измеряемой величины (абсолютная погрешность измерения). Относительной погрешностью измерения называется отношение абсолютной погрешности измерения к истинному значению. Систематические погрешности измерения обусловлены главным образом погрешностями средств измерений (измерительных приборов) и несовершенством методов измерений, случайные - изменениями условий измерений и т.д

 

ПОДСИСТЕМА - наибольшая часть системы, которая обладает определенной автономностью, но в тоже время подчинена и управляется системой

 

ПОЗИТИВИЗМ – (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный) – направление бурж. философии, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание – совокупный результат спец. наук; наука, согласно П., не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии как исследования мировоззренческих проблем. Гл. черты П. – феноменализм (сведение задачи науки лишь к описанию явлений) и элементы субъективного идеализма.

 

ПОЗИЦИЯ - (от лат. positio – положение). 1. Положение, расположение кого-либо или чего-либо (например: положение фигур на шахматной доске; определенное положение рук и ног в классическом  танце, обусловливающее единое исполнение балетных па, и т.п.). 2. Место расположения войск в бою (например, позиция передовая, запасная). 3. Точка зрения, отношение к чему-либо, действия, обусловленные этим отношением.

 

ПОЗНАНИЕ - 1. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания к действительности). 2. мн. Совокупность знаний в какой-нибудь области.

 

ПОЛЕМИКА - (от греч. polemikos - воинственный), спор, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу. П. – спор при обсуждении, выяснении научных, литературных, политических вопросов.

 

ПОЛЮС – 1. Одна из двух крайних точек воображаемой оси вращения Земли, а также прилежащая к этой точке местность. Северный полюс. 2. Один из двух концов электрической цепи или магнита. Отрицательный полюс

 

ПОЛЮСЫ МАГНИТНЫЕ – точки на земной поверхности, в которых магнитная стрелка с горизонтальной осью вращения устанавливается вертикально.

 

ПОЛЮСЫ МИРА – точки пересечения небесной сферы так наз. осью мира, вокруг которой происходит видимое суточное вращение этой сферы.

 

ПОЛЮСЫ ХОЛОДА – области наиболее низких зимних температур на земной поверхности.

 

ПОНЯТИЕ – 1. (Филос.) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2. В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. (Логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-н.). 3. Представления, сведения о чем-н. 4. Способ, уровень понимания чего-н.

 

ПОРЯДОК - определенное расположение элементов в пространстве или их последовательность во времени.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ – человек, следующий какому-н. учению.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ - 1. Непрерывно следующий за другим. 2. Логически обоснованный, закономерно вытекающий из чего-нибудь

 

ПОСТУЛАТ - положение, не обладающее самоочевидностью, но принимаемое в отдельной специальной науке за исходное без доказательств.

 

ПОСТФАКТУМ - (от лат. post factum - после сделанного), после того, как что-либо уже сделано, совершилось.

 

ПОСЫЛКА - высказывание (формула), из которого делается вывод или умозаключение. П. могут служить высказывания о фактах, принципы, аксиомы, постулаты и пр.

 

ПОТЕНЦИАЛ - (от лат. potentia - сила), источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (например, экономический потенциал).

 

ПОЧВА – 1. Верхний слой земной коры, а также коры другого небесного тела. Черноземная почва. 2. перен. основа, опора.

 

ПОЧВОВЕДЕНИЕ - наука о почве. П. изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв. Агрогеологическое П. рассматривает почву как геологическое образование. Генетическое П. рассматривает почву как о естественноисторическое тело, обладающее свойствами живой и неживой природы (В.В. Докучаев). Агрономическое П. изучает взаимоотношение почвы и растительности, почвенное плодородие (П.А. Костычев). Географическое П. - сравнительный анализ почвенного профиля в связи с почвообразованием (Н.М. Сибирцев, К.Д. Глинка).

 

ПРАГМАТИЗМ – (от греч. pragma, род. п. pragmatos – дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. В духе идеалистич. эмпиризма отождествляет действительность с «опытом», трактуемым как «поток сознания». Объекты познания, с т. зр. П., не существуют независимо от сознания, а формируются познават. усилиями в ходе решения практич. задач; мышление – средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории – лишь инструменты, орудия; истина толкуется в П. не как отражение объективной реальности, а как практич. полезность, удовлетворяющая субъективные интересы индивида. Возник в 70-х гг. 19 в. в США; осн. идеи высказал Ч.Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид.

 

ПРАКТИКА - (от греч. praktikos - деятельный, активный). 1. Структура П. включает потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность, предмет, средства, результат. Основа и движущая сила познания, которая дает науке фактический материал, подлежащий теоретическому осмыслению, с другой стороны П. - применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем. 2. Материальная, целеполагающая деятельность людей, в которой они, воздействуя на материальный мир в процессе производства, преобразуют его; деятельность по применению чего-н. в жизни, опыт. 3. Приемы, навыки, обычные способы какой-н. работы. 4. Работа, занятия по специальности, как основа опыта, умения.

 

ПРЕДЕЛ – 1. Пространственная или временная граница чего-н. 2. Последняя, крайняя грань, степень чего-н.

 

ПРЕДИКАТ – (от лат. praedicatum – сказанное), в узком смысле – то же, что и свойство; в широком смысле - отношение, т. е. свойство неск. предметов. В логике – пропозициональная функция, т.е. выражение с неопред. терминами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание. В грамматике – сказуемое.

 

ПРЕДМЕТ – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет ее содержание или на что направлено какое-н. действие.

 

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ - назначение, цель и смысл существования кого-либо, чего-либо (высокое предназначение науки).

 

ПРЕРЫВНОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ - существенные характеристики, отражающие противоположные, но взаимосвязанные свойства материальных объектов. П. характеризует дискретные состояния материи (планеты, тела, кристаллы, молекулы, атомы, ядра и т. д.), степень ее дифференциации в виде отдельных устойчивых элементов различных систем, качественно определенных структурных уровней. Она выражается также в скачкообразном характере процесса развития, изменения. Н., напротив, выявляется в целостности систем, состоящих из отдельных дискретных элементов, в бесконечности их связей, постепенности изменения состояний, плавном переходе из одного в др. Для метафизического материализма было характерно обособленное рассмотрение П. и Н. Оно основывалось, в частности, на представлениях классической механики, считавшей П. присущей только определенным типам материальных элементов (от планет до атомов), а Н. - лишь целостным волновым процессам. Диалектический материализм подчеркивает не только противоположность, но и связь, единство этих признаков, что подтверждается совр. физикой, к-рая показала, напр., что свет одновременно обладает и волновыми (непрерывными) и корпускулярными (прерывными) свойствами. Наряду с этим в квантовой механике было экспериментально установлено, что «элементарные» частицы имеют как корпускулярные, так и волновые свойства. Во взаимосвязи категорий П. и Н. выражается сущность движения, его противоречивость. Движение предстает как единство П. и Н. изменений состояния, положения тела в пространстве и времени. Диалектика П. и Н. дает возможность научного понимания специфики материальных объектов, их свойств и отношений (пространство и время, движение, взаимосвязь поля и вещества и др.).

 

ПРЕФОРМИЗМ - эволюционная концепция, согласно которой процесс эволюции сводится к развертыванию информации, заключенной в зачаточных клетках.

 

ПРИБОР - средство познания, применяемое для регистрации различного рода измерений. П. в совр. научном познании выступают как своеобразные усилители органов чувств человека, позволяющие исследовать материальные объекты, недоступные непосредственному восприятию. Совр. экспериментальные установки обычно состоят из совокупности П., выполняющих различные функции: одни изолируют, выделяют или «создают» объект исследования; др. непосредственно воспринимают сведения о состоянии и свойствах изучаемого объекта; третьи фиксируют определенным способом результаты взаимодействия П. с объектом в виде световых или звуковых эффектов, следов на фотопластинке и т. п., непосредственно воспринимаемых исследователем. Возросшая роль П. в создании условий для изучения явлений действительности учитывается совр. наукой при анализе понятия «объект». Ошибочная трактовка возросшей роли П. в познании, ее субъективизация породили т. наз. «приборный идеализм». Его основой явился «принцип неконтролируемости», согласно которому процесс измерения, определения тех или иных свойств микрообъектов вызывает «неконтролируемые нарушения». Представители «приборного идеализма» (П. Иордан и др.) утверждают, что посредством П. субъект «приготовляет», создает физическую реальность.

 

ПРИМЕР – 1. Частный случай, приводимый в пояснение, доказательство чего-н. 2. Действие, служащее для подражания, а также вообще выдающийся образец чего-н. 3. Математическое упражнение, требующее каких-н. действий над числами.

 

ПРИНЦИП - (от лат. principium - основа, начало) - в объективном смысле исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия). Вариант П. - 1. основное исходное положение к.-л. теории. учения, науки, мировоззрения, политической организации. 2. внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

 

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НАУК О ЗЕМЛЕ - совокупность (система) принципов, подходов и методов, используемых науками о Земле для ее изучения и познания.

 

ПРИОРИТЕТ - первенство во времени в осуществлении какой-либо деятельности.

 

ПРИРОДА - (по Далю) ж. естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю. Вся природа красуется весною. Природа проснулась с зарею. Я люблю природу, вольный воздух, леса, горы и пр. Все земное, плотское, телесное, гнетущее, вещественное, противопол. духовность. Природа в человеке манит и блазнит его, а Дух призывает и высит. Воскресая, человек покидает природу свою. Все природные или естественные произведенья на земле, три царства (или, с человеком, четыре), в первобытном виде своем, противопол. искусство, дело рук человеческих. Слепое подражанье природе не есть дело достойное искусства. Никакое искусство не достигнет природы, в отделке произведений. Тропическая природа, совместность тамошних произведений, климат, суточные и годовые перемены и пр. Врожденные свойства, прирожденные качества, естественное состоянье, стремленье или наклонности. Человек, по природе, самотник. Все животные семейства кошек, по природе своей, кровожадны. Изучить природу растений, животных, их жизнь и быт, свойства, потребности и пр. Привычка вторая природа. Относя природу к личности, говорят: он от природы зол, добр, глуп, горбат, слеп, хром и пр., т. е. таков родился. В сем значенье природа, как свойство, качество, принадлежность или сущность, переносится и на отвлеченные и духовные предметы: Природа ума человеческого кичлива. Вся природа духовного не подлежит чувствами. Женская природа скажется. Гони природу в дверь, она влетит в окно! Это не в природе вещей, не естественно. Что придается человеку или животному родом, при рождении, обстоятельствами или обычаями. Он, по природе, англичанин, но вырос в России. Курдючные, по природе, овцы, скоро перерождаются вне степей. Он природный дворянин, не жалованный, потомственный. Великие князья природные андреевские кавалеры. Природный, к природе относящ. Природный ум, слух; природные дарованья, недостатки. Природная печать, стар. родовая, семейная. Природный дурень. Прирождать, природить что, даровать кому или чему от природы, природою. Прирожденный, природный, от рожденья. Мы слуги ваши прирожденные. Прирожденный дурачок. Прибавить урожаем. Овес природил сам-пят. -ся, быть прирождаему. Побудка (инстинкт) прирождается всякому животному. Есть рабы прирожденные. Прирожать, природить кого, рожать как бы в прибавку к чему; дать лишку приплодом или урожаем. Посеешь зерно, а пять и десять земля природит. За труд и пот земля прирожает. От первой жены было двое, да еще двоих вторая природила. -ся, родиться сверх чего, прибывая, прибавляясь, приплодиться, нарастать приплодом. Прирожанье ср. длит. прирож(д) енье окончат. природ м. действие или сост. по глаг., приплод, прибыль, нарост, от вновь народившихся или от урожаю.

 

ПРИРОДНАЯ СРЕДА - совокупность абиотических и биотических факторов естественных или измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и др. организмы. Отличающаяся от других составляющих окружающей среды свойствами самоподдержания и саморегуляции без корректирующего вмешательства человека.

 

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - совокупность природных ресурсов, объектов природы, средобразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические и другие), присущих конкретной территории, которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности.

 

ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ - сочетание природных ресурсов и условий.

 

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ - часть всей совокупности природных условий, используемых для поддержания жизни. Основные виды природных ресурсов - солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные, минеральные, растительные ресурсы, ресурсы животного мира и др.

 

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ - совокупность живых тел и явлений природы, влияющих на другие живые организмы тела и явления

 

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ - познание объективных законов возникновения, развития, функционирования отдельных компонентов природы и их совокупности в виде природно-территориальных комплексов или геосистем различного ранга (биология, гидрология, почвоведение, география и т.д.).

 

ПРИЧИННОСТЬ (каузальность) – (лат. causa – причина), философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из к-рых одно (наз. причиной) обусловливает др. (наз. следствием или действием). Различают полную причину и причину специфическую. Полная причина – это совокупность всех обстоятельств, при наличии к-рых необходимо наступает следствие. Специфическая причина - это совокупность ряда обстоятельств, появление к-рых (при наличии мн. др. обстоятельств, уже имевшихся в данной ситуации до наступления следствия и образующих собой условия действия причины) ведет к появлению следствия. Установление полной причины оказывается возможным лишь в сравнительно простых случаях, и обычно научное исследование направлено на раскрытие специфических причин данного явления. Это происходит еще и потому, что в специфическую причину объединены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины, а остающиеся компоненты выступают лишь как условия (как филос. категория) действия этой специфической причины. Вопрос о П. является ареной острой борьбы материализма и идеализма. Материализм отстаивает тезис об объективном и всеобщем характере П., считает причинные связи связями самих вещей, существующими вне и независимо от сознания. Субъективный идеализм либо вообще отрицает П., сводя ее лишь к привычной для человека последовательности ощущений (Юм), либо, признавая П. как необходимую связь, считает, что она привносится в мир явлений познающим субъектом (априорный характер П. - Кант). Объективный идеализм может признавать существование П., независимой от познающего субъекта, но корни ее видит в духе, идее, понятии, к-рые считает независимыми от субъекта. Диалектический материализм не только признает объективный и всеобщий характер П., но и отвергает упрощенный взгляд на нее, в частности характерное для метафизики противопоставление друг другу причины и следствия, и рассматривает их как моменты взаимодействия, в к-ром следствие, определяясь причиной, в свою очередь играет активную роль, оказывая обратное воздействие на причину. Причинные связи носят многообразный характер, и их нельзя сводить, как это делал метафизический материализм (напр., лапласовский детерминизм, который абсолютизировал механическую П.), к к.-л. одной форме. Развитие совр. науки, отвергая абсолютизацию ранее известных форм причинно-следственных связей, раскрывая их многообразный характер, подтверждает, углубляет и обобщает диалектико-материалистическое понимание П. Особенно выпукло это выступает в совр. квантовой физике, где существует противоречие между эмпирическим фактом неоднозначности результата взаимодействия макроскопического тела с микрообъектом и традиционным пониманием П., согласно к-рому одинаковые причины при одинаковых условиях сопровождаются одинаковыми следствиями. Это означает, что либо мы должны признать, что в микромире реализуется статистическая П. и при одинаковых условиях одинаковые микрообъекты ведут себя в известных пределах по-разному, либо должны надеяться, что неоднозначность результата взаимодействия макротела с микрообъектом будет объяснена вариациями состояния макротела на более глубоких уровнях материи. В совр. науке существенное значение имеет отражение причинных связей в математической форме. В зависимости от свойств объекта и особенностей человеческого познания П. может выражаться как в форме однозначных (динамических), так и о форме статистических законов. По мере продвижения познания в глубь материи возрастает роль статистических методов в описании механического движения объектов и однозначных законов (законов сохранения) в описании физических процессов. Категория П. представляет одну из ведущих категорий научного исследования, к-рое в конечном счете всегда направлено на раскрытие осн. причинных зависимостей (Детерминизм и индетерминизм).

 

ПРОБЛЕМА - 1. Неразрешимая задача или вопросы, подготовленные к разрешению. 2. (от греч. problema - задача, задание) - Осознание субъектом невозможности решить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

 

ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ - (гpеч. problema - задача, задание) - сложный теоретический или практический вопрос, требующий всестоpонего научного исследования.

ПРОГНОЗ – заключение о предстоящем развитии и исходе чего-н. на основании каких-н. данных.

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - научно обоснованное предсказание ч-л на основе имеющихся данных.

 

ПРОГРАММА - (от греч. programma - объявление, распоряжение). 1. Содержание и план деятельности, работ. 2. Изложение основных положений и целей деятельности политической партии, организации, отдельного деятеля. 3. Краткое изложение содержания учебного предмета. 4. Перечень номеров, исполнителей, действующих лиц театрального, концертного и других представлений.

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ – 1. Процесс подготовки программы электронной вычислительной машины (разработка программы в соответствии с алгоритмом решения задачи, ее написание на языке программирования и отладка). Осуществляется программистом или автоматически самой электронной вычислительной машиной. 2. Раздел информатики, изучающий теорию программирования, методы и приемы построения, отладки и развития программ электронной вычислительной машины.

 

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - обеспечение, предусматривающее разработку и использование комплекса алгоритмов и программ для функционирования электронно-вычислительных систем.

 

ПРОГРЕСС - (от лат. progressus движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Понятие прогресс противоположно понятию регресс. П - усложнение и совершенствование организмов

 

ПРОЕКТ – 1. Разработанный план сооружения, устройства чего-н. 2. Предварительный текст какого-н. документа. 3. Замысел, план.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - 1. Составление проекта. 2. Предположение. 

 

ПРОЕКТИРОВЩИК - специалист по проектировке.

 

ПРОЕКЦИЯ – 1. Изображение пространственных фигур на плоскости. 2. Передача на экран изображений.

 

ПРОЛЕГОМЕНЫ - разъясняющее введение в ту или иную науку, имеющее целью предварительное ознакомление с ее методами и задачами. П. - формулирование исходного понятия о предмете обучения.

 

ПРОЛОНГАЦИЯ - (позднелат. prolongatio, от prolongo - удлиняю), продление договора сверх предусмотренного при его заключении срока; продление срока погашения ссуд.

 

ПРОМУЛЬГАЦИЯ - (от лат. promulgatio - объявление, обнародование), официальное провозглашение (обнародование) закона, принятого парламентом. Как правило, право промульгации принадлежит главе государства.

 

ПРОПЕДЕВТИКА - подготовка, предварительное упражнение, введение в к.-л. науку.

 

ПРОПОРЦИЯ- 1. В математике: равенство двух отношений. 2. Определенное соотношение частей между собой, соразмерность.

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ - идейное течение 18 - середины 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь просвещения между 1715 и 1789 называется "веком просвещения") - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах; в Германии - Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Идеи просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19 - 20 вв. идеология просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

 

ПРОСТРАНСТВО – 1. Объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. 2. Поверхность, земельная площадь.

 

ПРОТЕСТ - (от лат. protestor - публично заявляю, свидетельствую), в праве одно из основных средств устранения нарушений закона, выявленных прокурором при осуществлении надзора, рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах; заключается в мотивированном возражении прокурора против суда или управленческого акта. Различают протесты: в порядке общего надзора (на акт органа управления, противоречащий законодательству); кассационный (на приговор суда, не вступивший в законную силу); частный (на определение суда, не вступившее в законную силу). Предусматривается также протест в порядке надзора на приговор, решение, вступившие в законную силу.

 

ПРОТИВОРЕЧИЕ - 1. Положение, при котором одно высказывание, мысль, поступок исключает другое, несовместимое с ним. 2. Противоположность интересов. 3. Выражение несогласия, возражение.

 

ПРОТОН - представляет собой ядро атома водорода с положительным зарядом, равным по величине заряду электрона и массой, превосходящей массу электрона в 1836 раз.

 

ПРОФИЛЬ - совокупность основных типичных черт, характеризующих профессию, специальность, хозяйство, природную систему.

 

ПРОЦЕДУРА - (франц. procedure, от лат. procedo - продвигаюсь). 1. Установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела (например, судебная процедура). 2. Лечебное мероприятие, предписанное врачом (например, ванны).

 

ПРОЦЕСС - (лат. processus - происхождение, продвижение) - последовательная смена состояний, взаимосвязанных стадий развития, представляющая непрерывное, единое движение. П - последовательность изменений во времени вещества, энергии и информации в объекте.

 

ПСИХОГЕНЕЗИС - возникновение и развитие духовной жизни.

 

ПУЛЬСАРЫ - (англ. pulsars, сокр. от pulsating sources of radioemission - пульсирующие источники радиоизлучения) - космические объекты, излучающие радиоволны в виде следующих строго друг за другом отдельных импульсов (период импульсов - от долей секунды до нескольких секунд). Предполагается, пульсары - это быстро вращающиеся нейтронные звезды.