ОА - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Я

ОБЗОР - систематизированные сведения и научные обобщения о состоянии, тенденциях и прогнозах развития педагогической науки и народного образования за последние годы. Он заключает в себе качественно новый аспект информационной деятельности: описание, анализ, оценку и обобщение (синтез состояния данной проблемы и возможности ее решения), определяет перспективы и тенденции развития, содержит конкретные рекомендации и предложения. Специфика обзора в получении нового выводного знания, которого нет непосредственно в документе. Структура обзора зависит от его целевого назначения, включает заглавие, реферат (аннотацию), введение, основную аналитическую часть, выводы и рекомендации, список литературы, оглавление (содержание). Обзорная информация характеризуется проблемным содержанием, должна быть точной и краткой, отличаться полнотой охвата источников по данной теме, носить систематический характер, быть достоверной, оперативной, содержать четкие ссылки на цитируемые или используемые источники. Объем обзора не более 3 п.л. В зависимости от характера информации различают: аналитический, библиографический и реферативный обзоры.

 

ОБОБЩИТЬ – сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-н.

 

ОБОСНОВАНИЕ - 1. Подкрепление доказательством. 2. То, чем что-нибудь обосновано, довод.

 

ОБРАЗОВАНИЕ - духовный образ человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания и самовоспитания. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. Образование - защита от сил обезличивающих человека, лишающих его возможности творчества. Образование, в демократическом обществе, становится основой свободной жизни.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ - сквозное - привитие учащимся знаний, умений и навыков по экологии в течение всего времени обучения в техническом университете.

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - зависимость текущих воздействий на объект от его состояния, обусловленного предшествующими воздействиями на этот же объект.

 

ОБУЧЕНИЕ - процесс целенаправленной передачи общественно - исторического опыта. Обучение основывается на запоминании. Легче всего запоминается то, что резко выделяется из массы усваиваемого материала, в силу чего возникает ясно выраженное отношение фигуры и основы.

 

ОБЪЕКТ - выделенная по некоторым правилам часть мира, являющаяся предметом познания, практической деятельности. О. - то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно - практическая и познавательная деятельность.

 

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ - объект, для достижения желаемых результатов, функционирования которого необходимы и допустимы специально организованные воздействия.

 

ОБЪЕКТИВНОЕ - то, что принадлежит самому объекту, не зависит от субъекта, существует вне и независимо от сознания человека.

 

ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ - по Гегелю, это дух воплотившийся в праве, морали, нравственности, обществе, государстве; Абсолютный дух выступает в искусстве, религии, философии.

 

ОГРАНИЧЕННЫЕ БЛАГА - economic goods. Блага, которые в связи с их редкостью или ограниченностью необходимо производить и распределять. К таким благам относятся практически все блага, за исключением (пока) таких как воздух, солнечный свет, предложение которых превышает спрос на них.

 

ОДАРЕННОСТЬ - 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. 2. Общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. 3. Умственный потенциал или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. 4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. 5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

 

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - environment. Совокупность всех материальных тел, сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящегося в непосредственном контакте с живыми организмами; совокупность абиотической, биотической и социальной сред, совместно оказывающих влияние на человека и его хозяйство. О.с. не тождественна окружающей природной среде, она включает ее.

 

ОПЕРАЦИЯ - (от лат. operatio - действие). 1. Хирургическое вмешательство, предпринимаемое с лечебной (иногда диагностической) целью. 2. Совокупность согласованных и взаимосвязанных боевых действий, проводимых по единому плану. 3. Законченное действие или ряд действий, направленных на решение определённой задачи, например финансовой, торговой. 4. Отдельная законченная часть технологического процесса на каком-либо производстве; выполнение вычислительной машиной какого-либо действия над исходными величинами по одной из команд программы.

 

ОППОНЕНТ - (от лат. opponens, родительный падеж opponentis - возражающий). 1. Противник в споре. 2. Лицо, которому поручена оценка диссертации или доклада.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – (дефиниция). 1. Установление смысла незнакомого термина (слова) с помощью терминов (слов) знакомых и уже осмысленных (номинальное О.) или путем включения в контекст знакомых слов (контекстуальное О.), или явного формулирования равенства (явное, или нормальное, О.), в левую часть которого входит определяемый термин, а в правую – определяющее выражение, содержащее только знакомые термины. 2. Уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика (реальное О.). 3. Введение в рассмотрение нового предмета (понятия) посредством указания на то, как этот предмет построить (получить) из предметов данных и уже известных. В последнем случае О. принимает вид системы определяющих соотношений (схем, равенств) или «шагов перехода» (шагов индукции) от явно определенного и известного к искомому неизвестному (рекурсивные и индуктивные О.). О. - 1. Объяснение (формулировка), раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего-нибудь. 2. Одна из форм судебного решения. 3. Решение, постановление (устар.).

 

ОПТИМАЛЬНЫЙ - наилучший с точки зрения определенных критериев; наилучший для конкретных условий; наилучший из нескольких возможных вариантов.

 

ОПТИМИЗМ - (от лат. optimus - наилучший), представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро. Первоначально термин использовался для характеристики учения Г.В. Лейбница о существующем мире как наилучшем из возможных. Противоположность оптимизма - пессимизм.

 

ОПЫТ - 1. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умения. 2. Получение в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики. 3. Воспроизведение какого-нибудь явления, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания. 4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ - 1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением. 2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию или совершенствованию взаимосвязей между частями целого. 3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

 

ОРГАНИЗОВАННЫЙ СКЕПТИЦИЗМ - по Р.Мертону - форма функционирования науки как социальной системы, предполагающая, что научный результат или теория должны критически проверяться, а не приниматься на веру.

 

ОСМОС – (толчок, давление), односторонняя диффузия растворителя через полупроницаемую перегородку (мембрану), отделяющую раствор от чистого растворителя или раствора меньшей концентрации. Обусловлен стремлением системы к термодинамическому равновесию и выравниванию концентраций раствора по обе стороны мембраны. Характеризуется осмотическим давлением, оно равно избыточному внешнему давлению, которое следует приложить со стороны раствора, чтобы прекратить осмос.

 

ОСНОВА – 1. Источник, главное, на чем строится что-н., что является сущностью чего-н. 2. Исходные главные положения чего-н.

 

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным – дух или природа, материя или сознание – и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

 

ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА - система, обменивающаяся с другими системами (окружающей средой) энергией, информацией и веществом.

 

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ - устанавливаемый в сравнении, в сопоставлении с чем-либо другим (например, относительная влажность).

 

ОТНОШЕНИЕ - отражает единство зависимости и относительной самостоятельности связи и раздельности в существовании, функционировании и развитии.

 

ОТРАСЛЬ - 1. Ветвь растения (устар.). 2. Потомок, потомство (устар.). 3. Отдельная область деятельности, науки, производства.

 

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ 3АКОН - один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О.О.З. выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицание означает превращение одного предмета в др. при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», к-рое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (Единства и борьбы противоположностей закон), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям. И т. к. они не только исключают, но и взаимопроникают друг в друга, то «третье» есть такое отрицание, к-рое одновременно выступает как сохранение (снятие).

 

ОЦЕНКА - (филос.) отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.). Определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. С другой стороны, учет мотивов средств и целей действия, его условий, места в системе поведения личности - необходимое условие правильной оценки этого действия.