МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

 

 
«РОЛЬ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК»
 
(МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
 
Москва 2007


УДК 502.3 : 551.51:330.15
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ: ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

И.М. Павлова
ФГОУ ВПО «Московский государственныйуниверситет природообустройства»,
г. Москва, Россия

 

Level of airtechnogenic loadings on an environment is the key ecological factor determining quality of life. The analysis of interrelation of a condition of an atmosphere and health of the population, first of all, children and teenagers is executed in the work. The role of motor transport in the field of harmful influence on air pool is appreciated. Changes of nature protection expenses of the state are investigated. Actions for decrease negative ecological press are offered within the framework of strategy of «small actions».

Экологические проблемы занимают всё более важное место в системе мировых приоритетов. Нерациональное природопользование ведет к ухудшению природной среды, полной или частичной потере её экономического и культурно-оздоровительного потенциала. Большое влияние экологический фактор оказывает на качество жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние окружающей среды вносит до 25-30 % «вклада» в здоровье каждого человека; 80 % своих ресурсов наша иммунная система расходует на нейтрализацию вредных эковоздействий.

На территории России функционирует около 3 млн потенциально опасных для человека источников техногенных факторов неионизирующей природы. Ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей среды РФ убедительно свидетельствуют о неблагополучной экологической ситуации, сохраняющейся в стране в течение многих лет. Экологические проблемы самым непосредственным образом затрагивают биологию человека. Важнейшими параметрами, определяющими качество жизни нации, являются медико-демографические показатели. В последние годы устойчиво наметились негативные тенденции в изменении большинства из них: неудовлетворительное состояние окружающей среды отрицательно сказывается на процессах возрастной динамики, трансформации клинической картины и частоты заболеваний, длительности течения и разрешения патологических процессов. Особенно это касается врождённой патологии развития и болезней органов дыхания, в первую очередь, у детей и подростков. Число заболеваний взрослого населения хроническим бронхитом за последние 5 лет возросло в 1,7 раза; частота обращений с приступами бронхиальной астмы – на 30%. Заболеваемость детей этой же нозологией увеличилась в 1,5 раза.
Наряду с экономическим и социальным кризисом, загрязнение природы сыграло значительную роль в беспрецедентном уменьшении сроков ожидаемой продолжительности жизни: по данному показателю (а также по уровню смертности) Россия устойчиво занимает последние места среди развитых стран. Максимальная продолжительность жизни для мужчин отмечена в 1986 г. (66,6 года), а для женщин – в 1988 г. (76,6 года). С тех пор этот показатель снизился на 7,7 года для мужчин и на 4,3 года для женщин. В 2004 г. средняя продолжительность жизни населения составила всего 65,3 года. Глубокие изменения среды обитания людей в результате загрязнения природы влекут за собой рост числа случаев экологически обусловленных болезней. Неудовлетворительное состояние окружающей среды РФ определяет 20 % (по некоторым оценкам – 40 %) общей заболеваемости населения и 50 % онкологических заболеваний. Согласно исследованиям РАМН последние 20 лет жизни уходят у человека за счёт плохого медицинского обслуживания (4-   6 лет), вредных привычек (5-6 лет) и экологических факторов (10-12 лет).

Особенно негативно ухудшение экологической ситуации сказывается на детях. По уровню детской смертности Россию можно сравнить со слаборазвитыми странами. В 1994 г. лишь 14 % детей страны были практически здоровы, 50 % имели отклонения в здоровье, а 35 % – хронические заболевания. В настоящее время среди первоклассников хронических заболеваний нет лишь у 10-12 %, а среди выпускников – всего лишь у 5 %. Низкое качество окружающей среды, алкоголизм привели к резкому увеличению уровня рождаемости детей с различными генетическими деформациями, достигшего в настоящее время 17 %. Согласно биологическим законам существования живых видов, генные отклонения у 30 % популяции приводят к её гибели. Если деградация генофонда пойдет и дальше такими же темпами, то без преувеличения можно сказать, что современная экологическая ситуация в стране убивает будущие поколения.

Исследуемый временной период (с 1996 по 2005 гг.) характеризуется переходом от перманентного снижения техногенной нагрузки на окружающую среду (в результате значительного спада промышленного производства в 90-е годы XX века) к усилению воздействия на неё в связи со стабилизацией и дальнейшим подъёмом экономики страны. В 2005 г. продолжался рост числа источников потенциально опасных техногенных факторов на селитебных территориях, в жилых зданиях и помещениях; по сравнению с 2001 г. этот показатель увеличился почти в 2 раза (на 91,8 %).
Наиболее значимый риск для здоровья населения (по данным ВОЗ, а также по данным Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга России) обусловливает высокая аэротехногенная нагрузка. Из шести основных экологических факторов безопасности и комфортности существования человека, на первом месте находится качество атмосферного воздуха, определяющего 80% суммарного воздействия. Загрязнение воздушного бассейна, в первую очередь, влияет на сопротивляемость организма, результатом снижения которой становится повышенная заболеваемость, а также другие физиологические изменения организма. По сравнению с другими источниками химического загрязнения (пища, питьевая вода) атмосферный воздух представляет особую опасность, поскольку на его пути нет химического заслона, подобного печени, при проникновении загрязняющих веществ через желудочно-кишечный тракт. Количество смертных случаев из-за загрязнения воздушного бассейна составляет 7 % от общего ежегодного числа смертей в стране.

В настоящее время выброс в атмосферу загрязняющих веществ составляет в среднем 255 кг/год (700 грамм ежедневно) на одного жителя РФ. Особенно сложная экологическая обстановка складывается в индустриальных центрах и городах, где сосредоточены объекты промышленности и автомобильного транспорта. Многократное превышение нормативов загрязнения воздушного бассейна в мегаполисах стало обычным – менее       15 % городского населения России живет в нормальной окружающей среде. Качество атмосферного воздуха в городах в целом характеризуется как неудовлетворительное. В 140 крупных городах страны с общей численностью около 60 миллионов человек (42 % граждан РФ) загрязнение воздуха превышает допустимые санитарно-гигиенические нормы более, чем в 10 раз. В зоне повышенного и недопустимо высокого риска для здоровья проживают 15 миллионов горожан; онкологическим заболеваниям ежегодно могут дополнительно подвергаться около 1000 человек. В 2005 г. самыми грязными городами – территориями «риска» для здоровья российских граждан были названы: Братск, Казань, Южно-Сахалинск, Москва, Пермь и Череповец. Только в Москве в атмосферу выбрасывается порядка 300-400 г/сутки вредных химических веществ на каждого жителя столицы, фактически уже давно существующей в условиях необъявленной химической войны.
Объемы загрязнения воздушного бассейна страны стационарными источниками, начиная с 2000 г. постоянно увеличиваются (кроме 2005 г.): с 18,54 млн т в 1999 г. до              20,43 млн т в 2005 г., то есть в среднем на 1,7 % в год. Ежегодный рост количества выбросов от передвижных источников наблюдается с 1996 г. (кроме 1999 г.): с 12,54 млн т в 1996 г. до 16,22 млн т в 2005 г., то есть в среднем на 3,3 % в год. Основной вклад в ухудшение качества атмосферного воздуха вносят передвижные источники автотранспортного хозяйства – за последнее десятилетие удельный вес их выбросов в суммарном объеме по России в целом повышался из года в год и достиг в настоящее время 42,1 % или  15,41 млн т (в 1996 г. – 33,5 % или 11,01 млн т). За исследуемый период выбросы вредных веществ по отрасли ежегодно увеличивались в среднем на 3,8 %. В крупных городах автомобильный транспорт определяет 70-90 % загрязнения воздушного бассейна. Анализ динамических рядов, характеризующих воздействие на атмосферу, позволяет сделать вывод о наличии устойчивой (практически функциональной) негативной тенденции к росту общей массы выбросов как по стране в целом, так и по отдельным отраслям. Отмеченные явления обусловлены, в первую очередь, повышением производственно-хозяйственной активности в России при отсутствии адекватных мер по внедрению экологически безопасных технологий. По данным Госкомстата РФ, с 1996 г. валовой внутренний продукт (ВВП) в сопоставимых ценах ежегодно (кроме 1999 г.) увеличивается. Между величиной ВВП и количеством загрязнений, попадающих в воздушный бассейн, имеется почти функциональная прямая связь; коэффициент детерминации при этом равен 94,7 %.

В последние годы в стране отмечено устойчивое увеличение числа случаев вновь выявленных заболеваний у детей, подростков и взрослых, что вызывает особую тревогу: в их формировании большую роль играет влияние неблагоприятных факторов окружающей среды. Проведённый нами анализ динамических рядов удельной заболеваемости населения РФ по основным классам болезней (как в целом, так и по отдельным видам) позволил подтвердить неутешительные выводы о наличии тенденций к росту данных показателей, характеризующихся высокой и очень высокой теснотой связи (R = 0,76-0,99). В 2004 г. заболеваемость населения по основным классам болезней составила 744,9 чел./1000 чел. (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни); в 1996 г. эта величина была равна 646,5 чел./1000 чел., то есть на 13,2 % меньше. Как крайне негативное явление следует оценить практически функциональные зависимости от временного фактора показателей удельной заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет по основным классам болезней (R = 0,99) и новообразованиями (R = 0,99). В течение исследуемого периода заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет по основным классам болезней постоянно возрастала: с 1151,5 чел./1000 чел. в 1996 г. до 1667,0 чел./1000 чел. в 2004 г., т.е. на 44,8% (в среднем на 4,8% в год). Уровень соответствующего показателя по заболеваемости новообразованиями вырос почти вдвое: с 1,74 чел./1000 чел. в 1996 г. до 3,32 чел./1000 чел. в 2004 г. (в среднем на 11,4 % в год!).
Факторный анализ влияния количества выбросов вредных веществ в атмосферу на основные характеристики здоровья населения показал, что загрязнение воздушного бассейна страны определяет 54,5 % удельного показателя общей заболеваемости всего населения и 65,6 % – детей и подростков. При этом наибольшая зависимость отмечается между:
выбросами от передвижных источников автотранспорта и удельной заболеваемостью населения (детей в возрасте 0-14 лет) по основным классам болезней: коэффициент корреляции равен – 0,96 (0,98), коэффициент детерминации – 91,8 % (96,6 %);
выбросами от передвижных источников автотранспорта и удельной заболеваемостью населения (детей в возрасте 0-14 лет) новообразованиями: коэффициент корреляции равен 0,97 (0,96), коэффициент детерминации – 93,6 % (91,6 %).
Устойчивое снижение и предотвращение вредного антропогенного воздействия на экологические системы, а также повышение безопасности условий жизнедеятельности населения непосредственно зависят от адекватности финансовой поддержки как государства, так и отдельных природопользователей. Динамический ряд общей суммы средств (в сопоставимых ценах), израсходованных на экологические проекты, имеет негативную тенденцию к снижению с высокой степенью связи (R = -0,75). Наибольшее беспокойство вызывает характер изменений данного показателя, выраженного в процентах к валовому внутреннему продукту: если в 1996 г. доля затрат природоохранной направленности составляла 2,70 % к ВВП, то в 2005 г. – всего 1,12 %, то есть в 2,4 раза меньше (рисунок)! Анализ соответствующего ряда динамики показал наличие практически функциональной обратно пропорциональной зависимости очень высокой степени (R = -0,92).

 


* –  в % к уровню 1996 г.
Динамика ВВП и затрат на охрану окружающей среды

По транспортному комплексу Российской Федерации природоохранные инвестиции в основной капитал в фактически действовавших ценах составили в 2005 г. 998 млн руб. (или 1,7 % к показателю по стране); текущие затраты – 3124 млн руб. (или 2,2 % к показателю по стране). На охрану атмосферного воздуха в последние пять лет выделялось порядка 10-15 % всех затрат по отрасли в целом. Результаты анализа динамических рядов, характеризующих финансирование природоохранных (атмосфероохранных) мероприятий по транспортному комплексу во многом совпадают с соответствующими выводами по России. Общие инвестиции в основной капитал по отрасли практически не меняются со временем; инвестиции на охрану воздуха, напротив, имеют ярко выраженную тенденцию к сокращению (R = -0,89). Последний показатель (вычисленный в сопоставимых ценах) уменьшился в настоящее время по сравнению с 1997 г. в 3,1 раза. Положительным в экологической деятельности транспортного комплекса можно считать наметившийся в последние годы курс на увеличение текущего финансирования, в частности, в области атмосфероохраны. Связь этих показателей и временного фактора имеет, соответственно, очень высокую (R = 0,86) и высокую (R = 0,77) степень корреляции. В 2005 г. текущие расходы средозащитной направленности (в сопоставимых ценах!) по отрасли возросли на 33,0 % по сравнению с предыдущим годом.
Особенно актуальным представляется увеличение финансирования научно-иссле-довательских разработок как на государственном уровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Научно-технический прогресс – это единственное, на наш взгляд, радикальное средство разрешения как экологических, так и многих других вопросов современного мира. Тем не менее, затраты на НИР и НИОКР в России не превышают в настоящее время 0,5% от выручки предприятия, что на порядок меньше, чем в развитых странах мира (для США этот показатель составляет 3-4%; для стран ЕС – 7-10 %; для Китая – 5,8 %). У 55% российских компаний расходы на науку не запланированы.

Здоровье населения является зримым показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. Наметившейся в последние десятилетия тенденции ухудшения качества жизни в России под воздействием негативных экофакторов в немалой степени способствует и слабая информированность населения об общей экологической ситуации, а также о конкретных, доступных каждому способах смягчения вредного антропогенного влияния. Для реализации конституционного права россиян на жизнь в благоприятной окружающей среде имеет огромное значение работа с населением, экологическое просвещение граждан, активная пропаганда в средствах массовой информации. В первую очередь, это должно осуществляться в образовательных учреждениях всех уровней, начиная с дошкольного воспитания. Несмотря на глобальность задачи, применение для её решения «стратегии малых дел», на наш взгляд, является одним из приемлемых и важных вариантов.

Проблема обеспечения экологической безопасности (в частности, снижения вредного влияния автотранспорта на окружающую среду) может и должна решаться, на наш взгляд, не только с помощью государственных программ и проектов, но и силами каждого инициативного предприятия или организации (в том числе и образовательных учреждений), силами каждого человека. Многофакторность и уникальность задачи формирования «зелёного» статуса антропогенной деятельности определяют безусловное объединение усилий всех уровней – от министерств и ведомств до рядового гражданина. И огромную роль в достижении успеха на этом поприще играет как можно более полное осознание серьёзности ситуации всеми жителями страны. Общая осведомлённость – необходимый первый шаг к желаемым изменениям.
Так, например, число счастливых автовладельцев вряд ли ощутимо сократится в ближайшем и, наверное, отдалённом будущем. Поэтому, в качестве действенного средства для снижения негативного влияния личного транспорта следует рассмотреть всемерное повышение экологической грамотности и сознательности автолюбителей (то же относится и к водителям казённых машин). Современные возможности просвещения и пропаганды не оставляют сомнений в реальности осуществления данного мероприятия. При использовании автомобилей можно сэкономить как минимум на 9 видах потерь топлива: короткие поездки обусловливают 20 % перерасхода горючего; неисправности подвески и тормозов – до 15 %; износ сцепления – 10 %; неотрегулированный сход-развал – 10 %; неисправность системы охлаждения – до 10 %; открытые окна – до 7 %; наличие снега на машине – до 5 %; неправильное давление в шинах – до 5 %; плохие свечи зажигания – до 3 %.

В рамках природоохранной (атмосфероохранной) деятельности образовательных учреждений наиболее целесообразно, на наш взгляд, осуществить мероприятия по озеленению, рационализации использования бумажной и пластиковой продукции, селективному сбору мусора. Весьма простыми, но очень эффективными действиями с точки зрения охраны воздушного бассейна (и не только!) является посадка деревьев и кустарников, устройство газонов и разведение растений. Создание ландшафтов – важная часть заботы о сохранении природной среды. Одно дерево ежегодно поглощает около 12 кг углекислого газа (такое же количество выбрасывается одним автомобилем за 15 тыс. км пробега). Средняя лужайка оказывает охлаждающее и очищающее действие, эквивалентное действию 10 тонн воздуха, прошедшего через кондиционер. Комнатные растения являются эффективным средством против токсинов. Так, например, хризантемы прекрасно очищают воздух от бензола и трихлорэтилена; традесканции – от угарного газа; филодендроны – от формальдегида. Для очистки воздуха на площади 27 м2 необходимо всего 3-4 растения.
Рациональное использование бумажной продукции включает в себя самые разнообразные варианты: снижение потребления бумаги; её многократное использование (ненужные бумаги вполне могут быть пригодны для несущественных записей или ксерокопирования, а также переданы в детские, лечебные или другие социальные учреждения); «книговорот» (bookcrossing). Повторное использование любого предмета потребления более благоприятно для окружающей среды, чем его немедленная переработка. Правомерна, по-нашему мнению, постановка вопроса и о сокращении применения бумажных носителей в учебном процессе; решение которого возможно как на основе качественного и количественного анализа потребности в письменных работах, так и путем внедрения новых средств обучения и контроля знаний.

Творческий подход к защите окружающей среды может принимать различные формы, поэтому очень важна организация обмена идеями и личным опытом (с помощью внутренних публикаций, ящика для предложений, листовок, семинаров, конкурсов). Взгляните на Ваши собственные отношения с окружающей Вас средой. Проверьте Ваши собственные поступки и обычаи и примите на себя готовность соблюдать правило «3R»: reducing, reusing, recycling (бережливость, повторное использование, переработка). Помогая сохранить природу, мы получим больше, чем ожидаем – высокий рост личной нравственности, удовлетворение разумным и милосердным образом жизни.