МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

 

 
«РОЛЬ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК»
 
(МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
 
Москва 2007


УДК  330.15:658.012.4
Экологический менеджмент предприятия как фактор реализации концепции устойчивого развития

И.В. Куприянов
ФГОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства»,
г. Москва, Россия

Содержание понятия «устойчивое развитие человечества» впервые было официально декларировано на Первой конференции ООН по окружающей среде /Стокгольм. 1972/. В итоговом документе Конференции [1] утверждалось, что «экономика должна удовлетворять законные желания людей, а её рост должен соответствовать пределам экологических возможностей планеты».
На второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию [2] этот тезис был дополнен: «для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития». На этой же конференции был принят глобальный документ «Повестка дня на XXI век» [3], являющийся по-своему содержанию обобщенной программой развития человечества с социальной, экономической и экологической точек зрения при устойчивом обеспечении динамического равновесия между ростом потребления, и способностью Земли поддерживать жизнь»
Во исполнении решений конференции Указом Президента Российской Федерации (от 01.04.96, № 440) была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» в качестве важнейшего руководящего документа при разработке и реализации стратегии развития экономики страны. [4]
Основными принципами обеспечения устойчивого развития указаны:
внедрение в хозяйственную практику экологически ориентированных методов управления на основе восприятия биосферы не как поставщика ресурсов, а как фундамент жизни на земле;
выгода от экологически значимой хозяйственной деятельности не должна быть меньше вызываемого ею ущерба;
вынужденный ущерб предприятия окружающей среде должен быть на столь низком уровне, который только может быть, разумно достигнут с учетом технических, технологических и экономических факторов;
обязательное предотвращение антропогенных необратимых процессов деградации природной среды;
Принципы устойчивого развития  имеют общественное значение но, при этом, должны, прежде всего, внедряться в текущую практику и стратегию развития хозяйственной деятельности предприятий, так как именно этот уровень является определяющим в государственной экологической политике на современном этапе развития экономики страны.
Экологизация хозяйственной деятельности предприятия представляет собой систематическое осуществление комплекса взаимоувязанных экономических, экономико-организационных, административных, нормативно-правовых и иных мероприятий, призванных в своей совокупности обеспечить достижение и последующее соблюдение требований экологических нормативов.
Анализ всей совокупности факторов, влияющих на экологическое состояние окружающей природной среды, показывает, что единственным фактором, который поддаётся организационному управлению, являются антропогенные источники воздействия на природу. Регулируя объёмы и структуру эмиссии веществ, энергии  или же иных форм вмешательства в природные ландшафты и экологические системы, можно изменять в достаточно широких пределах экологию окружающей среды.
Система экологически ориентированного управления предприятием, или экологический менеджмент, регламентируется требованиями стандартов ИСО серии 14000. Выполнение этих требований предполагает снижение вредного воздействия на окружающую среду и рост экологической безопасности производства.
Экологический менеджмент представляет собой комплекс экологизированных административных, экономических и информационных управленческих процедур, мероприятий и методов [5].
Основными предметами экологического менеджмента предприятия являются:
экологический мониторинг;
экологическая сертификация;
экологический аудит;
экономический механизм природопользования;
экологически значимая информация;
поведенческие мотивы персонала предприятия;
взаимодействие с общественностью.
Экологический мониторинг представляет собой регулярные и комплексные наблюдения за экологическим состоянием природной среды и источниками негативного воздействия на неё. Это позволяет своевременно выявить неблагоприятные изменения в природе, прогнозировать их развитие и выработать рекомендации по устранению причин, обусловленных эти изменения.
По-своему содержанию экологический мониторинг предназначен для информационного обеспечения экологического менеджмента.
В практическом плане основными задачами мониторинга являются:
обеспечение систематического изменения и контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов с позиций их соответствия требованиям нормативам природопользования;
проведение оценки динамики фактического состояния окружающей среды в сопоставлении с динамикой объёмов и структуры природопользования на предприятии;
прогнозирование состояния окружающей среды при дальнейшем развитии предприятия и с учетом возможного роста внешних негативных воздействий на природную среду.
В связи с возникшей в последние годы необходимостью декларирования экологической безопасности предприятий промышленности с опасными условиями производства серьёзно повысилась роль экологического мониторинга и экологического аудита. Экологический аудит является элементом системы экологического менеджмента предприятия, предназначенным для содействия руководству при оценки воздействия предприятия на окружающую среду и соответствия его требованиям экологического законодательства [6].
В организационном плане аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по осуществлению независимого вневедомственного квалифицированного анализа деятельности предприятия, оказывающего негативное влияние на природную среду и на этой основе выработки рекомендаций для повышения экологической безопасности предприятия и роста эффективности использования природных ресурсов. Экологический аудит как фактор в значительной степени определяет эффективность экологического менеджмента и, как следствие, улучшение качественного состояния окружающей природной среды. После процедуры проведения экологического аудита следующим логическим шагом является внедрение систем управления окружающей средой (систем экологического менеджмента).
Экологическая сертификация является составным элементом нормативно-техни-ческого и правового регулирования экологической безопасности предприятия. Практически это деятельность специализированных государственных органов по подтверждению (или не подтверждению) соответствия объектов сертификации требованиям экологической безопасности.
Методической основой развития экологической сертификации в Российской Федерации является, принятая в 1998 г. система национальные стандарты (ГОСТ Р ИСО серии 14000). Объектами экологической сертификации являются системы экологического менеджмента предприятия, а также продукция, потенциально опасная в экологическом отношении на каком-либо этапе её производства и применения. Деятельность по экологической сертификации осуществляется в рамках зарегистрированных в установленном порядке систем сертификации с выдачей экологических сертификатов соответствия, экологических деклараций о соответствии и экологических маркировок объектов.
Сертификация экологического менеджмента предприятий осуществляется в соответствии требованиям стандартам ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», и предусматривает наличие у предприятия сформулированной экологической политики, планов и программ по её реализации, с целью подтверждения эффективности экологического менеджмента предприятий.
Основные задачи экологической сертификации:
предупреждение негативного воздействия на окружающую среду технологических процессов предприятия, используемого сырья, способов обращения с отходами, форм и методов использования природных ресурсов;
защита потребителей от приобретения товаров, опасных для жизни, здоровья или оказывающее вредное воздействие на окружающую среду в процессе их хранения, использования и ликвидации;
повышение конкурентоспособности продукции предприятия, содействие экспорта;
предоставление деловым партнёрам (в том числе зарубежным) гарантии и обязательства предприятия в отношении управления окружающей средой.
Сертификация системы управления окружающей средой призвана стать инструментом непрерывного улучшения системы управления окружающей средой и экологических характеристик предприятия, обеспечивая при этом повышение конкурентоспособности, улучшение имиджа предприятия, упрощение процедуры получения разрешительной документации в области природопользования; расширение рынков сбыта за счет более полного соответствия требованиям клиентов и потребителей.
В целях институциональной поддержки процедуры сертификации в 2004 г. В России создано Некоммерческое партнерство «Национальная сертификационная палата». Одна из главных задач палаты – оказание содействия предприятиям в достижении высоких показателей эффективности в области охраны окружающей среды и природопользования.
Одним из наиболее действенных факторов развития и совершенствования экологического менеджмента является система платного природопользования, формирующие экономические стимулы повышения экономической безопасности предприятия. В этом плане платность природопользования выступает как одно из направлений деятельности экологического менеджмента.
Законом РФ «Об охране окружающей природной среды»(от 10.01.02 №7-83) платность природопользования утверждена в качестве основного принципа охраны окружающей среды. Действующая система платного природопользования состоит из двух основных частей: налоговых платежей и платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 13) установлены следующие налоги и сборы в области природопользования:
налог на добычу полезных ископаемых;
сбор за использование объектами животного мира и за использование объектами водных биологических ресурсов;
водный налог.
Водный налог взимается и является наиболее распространенным налоговым платежом за природопользование.
Водный налог включен в статью 25 Раздела VIII второй части Налогового кодекса РФ и введен в действие с 1 января 2005 г. Налогоплательщиками признаются все юридические и физические лица, осуществляющие специальное водопользование.
Объектами налогообложения являются следующие виды водопользования:
забор воды из водных объектов;
использование акваторий водных объектов;
водопользование для гидроэнергетики;
лесосплав в кошелях.
Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду взимающиеся на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632, утвердившего «Порядок определения платы и предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.02 № 284-0 это постановление сохраняет свою силу и принадлежит применению как не противоречащее Конституции Российской Федерации.
Сумма платы рассчитывается в соответствии с «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды».
Базовые нормативы платы представлены в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы». Плательщиками являются отечественные юридические лица и зарубежные резиденты.
Платежи взимаются за следующие виды негативного воздействия:
выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов производства и потребления.
Расчет суммы налогов и платежей за природопользование проводятся самими природопользователями.
В настоящее время внедрение экологического менеджмента на уровне предприятий ещё не получило надлежащего развития. Одной из важнейших причин является практическое отсутствие рынка качества окружающей природной среды. Природные блага, высоко ценимые обществом, такие как чистый воздух, свежая вода источников, сакральные и эстетически привлекательные пейзажи и разнообразие других природных объектов на рынках не покупаются и не продаются. В этих условиях у природопользователя нет достаточно убедительных стимулов для их сохранения и, тем более, для вложения средств на их сохранение и санацию.
Во многом по этой причине разработка, внедрение и совершенствование экологического менеджмента является в значительной мере мероприятием, по которому крайне затруднительно выявить и оценить рыночные и общественные выгоды. Не менее сложно оценить в стоимостном выражении выгоды и преимущества предприятия, связанные с внедрением систем управления окружающей средой.
В этих условиях для усиления мотиваций предприятий, внедряющих и развивающих экологический менеджмент и осуществляющих по сути добровольно дополнительные затраты на повышение экологической безопасности производства и улучшение экологического состояния окружающей среды, должна быть система государственной поддержки, которая охватила бы такие меры, как упрощение получения разрешительной природоохранной документации, лицензий на природопользование, расширение льгот по платежам за использование природных ресурсов, содействие в получении экспортных контрактов, привлечении кредитов и инвестиций и др.
Необходимо дальнейшее совершенствование действующего экономического механизма регулирования природопользования, в первую очередь, системы платежей за загрязнение (сбросы, выбросы, размещение отходов), так как этот вид природопользования наиболее вреден и опасен для природной среды. Суммы платежей по всем видам загрязнения покрывают не более 10 % от расчетной суммы, причиненного природе ущерба и практически не оказывает стимулирующего воздействия на природопользователя.
Учитывая, что в настоящее время экономическое состояние подавляющего числа, действующих предприятий, намного лучше, чем было в период (90-е годы прошлого столетия), когда вводилась сознательно заниженная система платежей за природопользование, считаем целесообразным поэтапное увеличение платы в пятикратном размере.
Должен быть изменен методический подход к распределению объёма «временно согласованного сброса (выброса)» или лимита. Он должен определяться, исходя не из фактического состояния предприятия, а устанавливаться местными природоохранными органами в зависимости от экологического состояния окружающей среды и фактической экологической безопасности производства предприятия.
Величина «лимита» должна выражаться в единицах объёма «предельно допустимого сброса (выброса)» с поэтапным снижением этой величины. Например, на предстоящий год для данного предприятия по соответствующим ингредиентам загрязнения утверждается «лимит» в размере 1,5 от «предельно допустимого сброса (выброса)», на последующие годы этот коэффициент постоянно сокращается до единицы.
При определении региональных тарифных ставок «на предельно допустимые сбросы (выбросы)» должен быть учтён синергетический эффект комбинированного воздействия двух или нескольких ингредиентов вредных веществ, совместное воздействие которых повышает суммарный негативный эффект каждого ингредиента в отдельности. При расчете региональной тарифной ставки по рекомендациям экологов должны вводиться повышающие коэффициенты платы предприятия, если в его сбросах,(выбросах, отходах) имеются ингредиенты взаимно усиливающие негативные эффекты каждого.
Другим действенным фактором развития экологического менеджмента должно быть усиление роли экологической сертификации и значимости её итогового документа – экологического сертификата. Экологический сертификат должен стать основанием для выдачи государственной лицензии на производственную деятельность, связанную с природопользованием и на право природопользование.
Он должен иметь более высокий статус и быть приоритетным по отношению к другим сертификатам.
В современных условиях реальными факторами, стимулирующими развитие экологического менеджмента и последовательную экологизацию производства, могут быть названы следующие:
усиливающиеся воздействия государственных органов, включающие в себя комплекс административных, финансовых и карательных мер, направленных на защиту, сохранение и улучшение качества окружающей природной среды;
реализация требований действующего экономического механизма регулирования природопользования;
расширение законодательной, нормативной и методической базы регламентирующей природопользование;
рост экологической культуры общества и более активное участие общественности в постановке и решении вопросов, связанных экологической безопасностью предприятий.
Реализация принципов устойчивого развития экономики страны, признание экологических показателей как доминанты хозяйственной деятельности предприятий при общей экологизации производственной и иной хозяйственной деятельности позволяет в своей совокупности обеспечить, наряду с социально-экономическим прогрессом общества, сохранение всего многообразия окружающей природной среды, как единственной и незаменимой базы существования человечества.

Библиографический список

1.  «Наше общее будущее». Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. /Под ред. Евстеева С.А. и Перелета Р.А. – М.: Прогресс, 1989.
2.  Лось В.А. Между Стокгольмом и Рио-де-Жанейро. //Вестник Российской Академии Наук. 1993. № 5.
3.  Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию» (Рио-де-Жанейро, 1992). Информационный обзор. – Новосибирск: РАН, Сибирское отделение. 1992.
4.  Конференция. «Переход Российской Федерации к устойчивому развитию. На пути к устойчивому развитию». // Бюллетень Центра экологической политики России. 1996. № 3.
5  Бабина Ю.В., Варфоломеева Э.А. Экологический менеджмент. – М: Перспектива, 2002.
6  Карелов А.М., Потравный И.М., Николаев В.В. и др. Методические и нормативно- аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. – М.: Тройка, 1999.