МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

 

 
«РОЛЬ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК»
 
(МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
 
Москва 2007


УДК 14                       
                          ФИЛОСОФИЯ РАДОСТИ – ПУТЬ К БЕССМЕРТИЮ

И.К. Заболоцкая
ФГОУ ВПО «  Московский государственный университет природообустройства»,
г. Москва, Россия
  
To get the secret of  immortality  and death you have  to understand  the law of
Nature in that regard. Nature creates the Ideal. It kills all that is ugly. Thus the achievement of the Ideal is the end of death.

О совершенстве
Для проникновения в тайну бессмертия – смерти  нужно понять закон Природы в этом отношении.
Природа создает совершенство. Само слово «Природа» говорящее: при-род-а. Она рождает. Это одна ее сторона –  созидающая.
Другая  же ее сторона – разрушающая (естественная смерть) разрушает то, что безобразно и несчастно. Естественная смерть является санитаром, она чаще всего уничтожает несовершенных и некрасивых: старых, больных, калек, людей, подавленных горем.
Получается –  чем ближе человек к совершенству: красоте, здоровью и радости, расцвету  жизни – тем меньше работы у негатива Природы – смерти.

Поэтому: приближение к совершенству является  уничтожением смерти. А естественное неприятие смерти и страдания  является залогом  улучшения человека, двигателем к совершенству.
Но что такое совершенство?
В философии со времен Сократа принято давать определения  понятиям для обозначения позиции автора и  лучшего понимания автора и читателя. Это правомерно.
Но в то же время – злоупотребление определениями создает лишний объем и скуку «псевдонаучных» текстов. Зачастую – нет движения к сути. Философия же обязана быть  интересной, что является показателем жизненности философских знаний.
Быть может, более углубленный взгляд на понятия даст попытка найти корни, происхождения слов? Так, мы выясняем тот первозданный  смысл, что вкладывали наши предки, создавая то или иное слово. Вообще,  все древнее имеет знак качества, присвоенное Вечностью. Если всемогущее время это не поглотило, значит это важно и нужно и настоящему, и будущему. Язык – духовная нить, соединяющая поколения  между собой. Слова сами по себе являются  сущностями. 
Итак, слово «совершенство» –  совершеннолетие –
со – вершенство –  (со – соединение – вершины) –  свершать.

Явное  движение вверх –  (вертикаль) растений и человека к вершине, к небу, в отличие от животных (горизонталь), также  горизонтален умерший человек. Одна из работ Н.Н. Федорова так и называется: «Горизонтальное положение и вертикальное – смерть и жизнь ».  Итак, совершенство – единая, соединенная вершина.
Как это можно представить?

При входе в Академию Платона было написано: «Не геометр  да не войдет». Философские законы относятся ко всему мирозданию, включая геометрию. Значит, совершенство  можно изобразить при помощи геометрии. Преимущество  геометрии в наглядности и абстрактности  одновременно.
Совершенство можно представить вершиной пирамиды или горы. Аналогия с горой работает:  достичь совершенства очень трудно, как и зайти на вершину горы. Зато ощущения замечательные и открывается потрясающе красивый вид и небо рядом.
«В Альпах есть узкие, трудно проходимые, лежащие над пропастями тропинки. Ходить по ним отваживаются только привычные, не боящиеся головокружения горцы. Кто же подвержен головокружениям – выбирают большие, торные дороги или попросту  сидят в долинах и оттуда любуется снежными вершинами. Разве непременно нужно лазить? За линией вечного снега нет ни тучных пастбищ, ни золота. Говорят, что там можно найти разгадку вечной тайны – но мало  ли что говорят!» [1].
Самое главное в совершенстве – общая вершина. Лучшие понятия  соединены и находятся здесь рядом.

Дело в том, что  гармония одна и едина: красота, здоровье, совершенство, радость, доброта, счастье, легкость чаще  всего  находятся вместе.  Они поддерживают друг друга. Корень слова «гармония» – « моно» –  один.
Можно возразить – бывают же люди красивые, но не здоровые, например. Да, конечно. Но все же чаще здоровье и красота сочетаются между собой. Более того,  Гиппократ приравнивал исцеление человека с возвращением ему красоты. Существующая же цивилизация обращает внимание именно на противоречивых существ типа Квазимод  и жизнь следует этой странной установке.
Главное другое: гармония граничит с вечностью. Почему же совершенство-гармония примыкает к вечности? Какая же это гармония, если она заканчивается? Гармония не имеет изъяна. Время же – показатель несовершенства мира. Поэтому главная задача – тянутся вверх –  к  вечности и бессмертию.

Связь  бессмертия и счастья замечена была еще  Н.Ф. Федоровым. Он писал:  «Вопрос о бессмертии неотделим от вопроса о счастье, только не мыслящие люди могут думать, что даже при существовании несчастья человек может быть бессмертным» [2].
Да, несчастному нужно не бессмертие, а смерть, чтобы закончить страдания. В старости накапливаются болезни  и немощи  и поэтому старость заканчивается смертью. А счастливому  бессмертие необходимо, чтобы продлевать свою замечательную жизнь. Так мудрая Природа воспитывает человека  при помощи   радости и страдания.  Это древний  взгляд.
Несчастья и смерть являются знаками неправильного, тяжкого пути человечества.   Л. Толстой писал: «Смерть и страдание, как пугалы со всех сторон ухают на человека и загоняют  на одну открытую дорогу в человеческой жизни, подчиненной закону разума». По-моему мнению, это дорога цельности человека, единства чувств и разума, дорога радости.  Она легка.
Природа молчалива, она дает намеки при помощи нашего собственного естества. Красота и радость – являются главным благостным и правильным путем.

Итак, радость –  внутренний признак приближения к гармонии. Это индикатор. Причем радость светит не только человеку, который ее получает, но и всем вокруг.  Об удовольствии и наслаждении этого не скажешь. Они эгоистичны. Радость  является удовольствием в рамках меры –  нравственности.
Корень слова «радость» перекликается  с именем древнеегипетского Бога Солнца Ра. Ра-дуга, ра-й,  об-ра-з, ра-стение и т.д.
Но радость является только стороной счастья. Не случайно  слово «счастье» состоит из приставки «с» – соединения и корня  «часть».  То есть получается –  «счастье» –  соединение частей в единстве, соединение радостей.
Счастьем можно назвать чувство полноты и разумности жизни, длительного  приподнятого настроения, свидетельствующего о гармонии мира и человека.  Радость же является подобным кратковременным состоянием.
Ф. Бэкон сравнивал счастье с Млечным путем, а каждую из звезд  в этом созвездии с радостью.
Вспомним также Б. Спинозу: « Радость – путь к совершенству». Да, радость, счастье светят во тьме жизни  и  дают правильный ориентир движения.  Счастье-совершенство –  это уже достижение, вершина.
Если внутренний  признак приближения к вершине – радость, то внешний – красота.
Возьмем для примера вещи. Если они красивы, мы их долго храним и передаем следующим поколениям. Красота вызывает восхищение и радость. Чтобы полюбоваться совершенством архитектурных сооружений  мы летим в другие страны. Толпы туристов со всего мира  любуется красотой Древнего Рима, Парфенона и другими чудесами света. Красота притягательна, она примыкает к вечности и искомому бессмертию. Вот почему варварством является ее уничтожение. Красота природы – это сама гармония: леса, поля, небо, реки, моря!

Лучшее время отдыха – единение с ней.
Если человек не идет за радостью и красотой, не верит в  возможность совершенства (пессимизм), он уходит с правильной дороги. Тогда Природа начинает донимать человека страданиями и болезнями. Если и это не помогло, то идет уничтожение смерть для отдельных людей. Угрозу  уничтожения человечества  мы видим через призму  загрязнения окружающей среды и через военную угрозу, демографический кризис.
Что же  отделяет гармонию от дисгармонии, совершенство от его противоположности, радость от горя, добро от зла?
Углубимся далее в происхождение слов. Слово «зло» происходит от древнерусского «зело»,  «е» выпало.  «Зело» –  древнерусское «очень». Петр 1  в исторических фильмах часто употребляет это  слово.
Все что «очень» подходит к злу. «Зело» мало – плохо –  зло. Но и «зело» много тоже плохо, тоже  зло. Зло приносит боль (больше) и страдание. Источник чрезмерности – неблагая сила. Она не туда направлена. Сохраняет  же гармонию Мера.
Даже  яд в мере становится лекарством. Карл Густав Юнг: «Мир, в который мы попадаем  с рождения, жесток и груб и  то же время полон священной красоты. Какая чаша весов перевесит другую? –  смысл или бессмыслица – зависит от меры, которая в конечном счете есть сам человек».
Люди всю свою историю ищут правильный путь в жизни, ищут не столько знания, сколько мудрости, как применения знания.

Человек, человечность, бессмертие (гипотеза)
Человек – чело – век, то есть лоб века, ста лет.
Человечность – чело – вечности – лоб вечности.
Если люди достигнут  меры и человечности, то, как мы уже выяснили, такой путь приближает к  долгожительству. Но ведь это еще не бессмертие.
Классическое искусство издавна борется со смертью, создавая свои нетленные произведения.
Обратимся к искусству Востока. В мусульманских странах  существует запрет на изображение человека. Только орнаменты украшают мечети, дома и проч.   Почему так? Давайте разберемся.
Издавна существовало мнение, что талантливые художники, изображая человека на холсте, забирают у него частицу жизни и человек  начинает болеть и может даже умереть.

Такая история произошла, например, с мальчиком – первым из трех  ребят, изображенных на картине «Тройка». На этой картине В.Г. Перов  нарисовал учеников-мастеровых, волокущих  зимой большую бочку с водой. Шла вторая половина 19 века и художник пытался привлечь внимание  к социальным проблемам. Остановимся на конце этой печальной истории, когда мать умершего ребенка пришла, чтобы взглянуть на еще  живого сына, изображенного на картине. В.Г. Перов уже продал эту картину и ему пришлось повести посетительницу к владельцу галереи. Здесь перед картиной мать встала на колени и долго не могла уйти от нее. Художник и владелец галереи вышли, чтобы ей не мешать.
Живописец Константин Васильев часто рисовал свою красавицу-сестру на сказочных картинах. Она рано умерла. Таких примеров можно привести множество.

Может возникнуть вопрос – почему же мы не погибаем – ведь нас часто фотографируют? Фото – не картина гения. Картина  талантливого художника передает сущность человека, его полную цветовую гамму.
Еще один пример. В.А. Серов хотел нарисовать портрет своей матери. Стоял чудесный летний день.  На сеансе ей стало плохо – перехватило горло, она стала рыдать. Художник разорвал картину и больше  не рисовал свою мать.
Как это все можно интерпретировать?
Человек связан с Космосом. Тело человека притягивают космические, может даже божественные лучи – «Ра». Их мы видим на иконах – святые с нимбами. Эти лучи мы называем аурой –  Ау-ра. Особенно они сильны, если человек красив, радостен и целостен, находится в равновесии духа и тела.

Нейрофизиологи проводили следующий опыт. « При стимулировании  зон положительных эмоций  мозга  с помощью вживленных электродов испытуемые ощущают необычайную «легкость тела», порой характеризуемую как «невесомость» [3].  Возможно, что легкость и  притягательность детей, «радостного народа», по словам А.С.Пушкина, связана также с лучами из Космоса. Дети только вышли из Небытия и  хорошо воспринимают космические лучи. Старые люди  все хуже их воспринимают  и поэтому особенно правильно себя ведут, чтобы продлить жизнь, но все же умирают.
Вся статья и посвящена возможности максимального собирания  этих лучей «Ра» из космоса.  Художники-гении переключают  этот поток из  космоса на свою картину и люди умирали.
Самое главное  –  другое. В настоящее время появилась возможность  создания копии человека  из его соматических клеток - клонирование.  Вспомним «овечку Долли».
Но если космические лучи идут на созданный на картине образ человека и оставляют живого человека, то  они тем более смогут перейти к его живой копии – его клону.

То есть в будущем, быть может,  создавая свои копии, люди смогут переходить из своего старого тела в свое новое тело – копию, как  со старого корабля  на новый корабль и таким образом плыть в бессмертие. Понятно, что старое тело умрет, но это уже нестрашно, если душа окажется в  следующем своем теле.
Все это звучит, конечно, фантастично. И возникает масса вопросов.  Будет ли это новое существование  полноценным? Действительно  ли будет там тот же человек?  Если так и произойдет, то тогда человеку обеспечена Вечная жизнь.
Но вопросов масса. Встает вопрос о неравенстве. Всем ли откроется такая возможность перейти в новое молодое тело или нет?   
Открывается возможность для работы и выяснения этих трудных вопросов.

Омар Хайям:
«Почему Всемогущий Творец наших тел
Даровать нам бессмертие не захотел?
Если мы – совершенны – зачем умираем?
Если не совершенны –  кто бракодел?»
 Творец –  Природа сделали человека не совершенным, чтобы последний поднялся над собой и сам себя доделал.  Если бы  совершенство было сразу дано сверху, оно было бы поверхностным и не таким ценным. Но очень трудным путем  идет человек, страдая, зато, потакая своим чрезмерным желаниям, никак не «вырулит» на  короткую дорогу радости.
Основоположник авиации Н.Е. Жуковский писал: «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы. Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума». Человек не только научился летать, но и превзошел птиц по скорости, дальности и высоте полета (текст плаката)
До изобретения самолета  сама мысль о возможности полета человека  была смешной. Ведь как ни прыгай вверх – не взлетишь. И это факт. И он преодолен!  

Так будет преодолена смерть, которая является несомненным фактом до сих пор.
Животным, вдохновившем человека на полет, была птица.
Символом будущего бессмертия человека является черепаха. Морские черепахи «практически не стареют, они живут сотни лет, а погибают от несчастных случаев, либо пожираются врагами» [4].
Этот  природный феномен подтверждает  тезис данной статьи о связи  неторопливости и   практического  бессмертия.  Уж если кто и медлителен – то это, конечно, черепахи. Но почему именно морские черепахи являются долгожителями?  Здесь, видимо, играет еще один фактор, кроме медлительности. Это – место жительства черепах –  на побережье: на границе между землей – морем и небом.
Здесь поток «живоносной», божественной энергии «Ра»  утраивается. Свое притяжение лучам дает море, земля  и воздух, а на границе между ними их сила возрастает. Не зря мы отдыхаем часто  на берегу моря или реки. Тоже интуитивно ощущаем благотворность потока, текущего с неба.

Получается, что,  энергия Неба за счет медлительности черепах умножается, их проживанием на берегу моря, что и приводит к их практическому бессмертию.
Значит мы выявили два благих места на земле: горы и побережье.

Данная работа высоко ставит понятие Меры, оберегающее от зла. Но ничем нельзя увлекаться слишком (зело), даже мерой.  Слово смерть  состоит из союза соединяющего «с» и корня «мер». То есть соединение всех мер и является смертью. Возможно, после смерти человек переходит в общую меру всего существующего. Поэтому, несмотря на важность Меры и необходимую связь с ней, не стоит забывать об отличии человека от всего существующего. Здесь будет уместно вспомнить о соборности, как единении без слияния.   
Загадка Сфинкса.  Сфинкс представляет собой соединение головы человека и тела льва. Причем, глаза сфинкса глядят в Вечность. Древние Египетские Боги:  наоборот имели голову животного и тело человека.  Почему так?
Понятно, что голова руководит телом. Начиная с древности и до сих пор  смертный ведет себя как зверь – поэтому у древнеегипетских Богов головы зверей. При этом человек слаб  и  Боги имеют тела людей.  В результате такого сочетания человек и смертен: воинственен и слаб одновременно. 
А Сфинкс же пророчит будущее:  если смертный  наконец обретет голову Человека, то тогда он будет сильным, как лев и сможет обрести бессмертие. /Глаза Сфинкса устремлены в Вечность/.             

 

Библиографический список

  1.    Шестов Л. Апофеоз беспочвенноси. Избранные сочинения. – М., 1993. 474 с.
  2.    Федоров Н.Ф. Горизонтальное положение и вертикальное – смерть и жизнь. Сочинения. – М., 1994. Ч. 1. 17 с.
  3.    Лебедев В.И. Познание личности. – М., 258 с.
  4.    Торгалов А., Тихомиров В. Жизнь вечная. //Огонек. 2005. 19 с.