МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

 

 
«РОЛЬ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК»
 
(МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
 
Москва 2007


УДК 376
Некоторые аспекты формирования мотивационной сферы воспитанников детских домов

Н.Б. Евстифеева,  Н.А. Евстифеева
ФГОУ ВПО «Московский государственный педагогический   университет»,
г. Москва, Россия

Данное исследование направлено на изучение особенностей мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ 9-11 лет.

У детей, воспитывающихся в детских домах, проявляется феномен дискомфорта, успеха. Если ребенку постоянно говорят, что он неряшливый, драчливый, злой и т.д., то он начинает вести себя соответствующе, чтобы не потерять свою самоидентичность.
Избегание неудач становится ведущей тенденцией у воспитанников детских домов 9-11 лет. Это не способствует полноценному развитию мотивации достижения.

Для решения задач исследования использовались: тест Х-Д. Шмальта – «решётка МД», опросник для измерения потребности в достижении Ю.Б. Орлова,  методики Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку», диагностика самооценки – с помощью теста Дембо-Рубинштейн;  методика Истратовой О.Н.  «Выявление осознанности разных компонентов мотива».

В исследовании приняли участие 222 учащихся 3-5 классов: 143 учащихся общеобразовательных школ и 79 воспитанников детских домов. Для исследования были выбраны учащиеся 9-11 лет. Факторный анализ показал, что 1/3 часть выборки воспитанников детских домов в отличие от учащихся общеобразовательных школ направлены на приобретение отметки, отсутствие мотива учения по литературе. Предпочтение отдается простым и новым, направленным на повторение пройденного материала, заданиям по математике, русскому и литературе. 1/14 часть выборки воспитанников детских домов демонстрирует связь избегания неудачи во всех сферах деятельности с самооценкой ответственности.


Таблица 1
Уровень учебной мотивации

Уровень, учреждения

Высокий, %

Средний, %

Низкий, %

Детские дома

17

61

22

Детские дома-кор.

23

69

8

Школы

25

72

3

Таблица 2
Уровень мотивации достижения успеха

Уровень,
учреждения

Высокий, %

Средний, %

Низкий, %

НУ

БН1

БН2

НУ

БН1

БН2

НУ

БН1

БН2

Детские дома

9

29

25

68

60

64

23

11

11

Детские дома-кор.

18

17

11

75

71

69

15

12

20

Школы

21

8

5

75

73

72

4

19

23

Коррекционно-развивающие занятия проводились по модифицированной программе развивающих занятий Н.В. Бабкиной «Радость познания».

Из таблиц видно, что после комплекса коррекционно-развивающих занятий по повышению мотивации достижения успеха и мотивации учения, которые проводились периодически 1 раз в неделю, в течение 6 месяцев, произошло значительное увеличение высоких и средних показателей и уменьшилось количество низких показателей. Факторный анализ показал, что воспитанники, занимавшиеся по программе, показали увеличение мотива по русскому языку, литературе, математике, рисованию, стремление выполнять сложные, проблемные задания по учебным предметам (1/3 часть исследуемой выборки); фактор «боязнь неудач и избегание неудачи» – 1/20; фактор «избегание неудач и самооценка ответственности» представляла 1/9; фактор «увлечение физкультурой и рисованием» – 1/15; фактор «высокие оценки и направленность на отметку» – 1/21, «направленность на приобретение знаний» – 1/53. У воспитанников, занимавшихся по программе, появляются другие факторы «увлечение русским языком» – 1/30; «самооценка дисциплины и ответственности» – 1/40; «трудности в математике и нежелание приобретать зна- ния» – 1/45; высокие оценки по русскому и предпочтение простых заданий по литературе» – 1/53.

Анализ результатов показал, что группа воспитанников, занимавшихся по данной программе, уменьшила вероятность проявления тенденции типа «низкий уровень надежды на успех при высоком уровне избегания неудачи», повысила адекватность самооценки. Учащиеся этой группы чаще стали выбирать ситуации, где они должны проявлять самостоятельность, ответственность и могут получить обратную связь на свои действия. Резко снизился показатель «Избегания неудачи». Реализация изученных и систематизированных факторов, влияющих на мотивацию достижения успеха у воспитанников детских домов, дала возможность педагогам более эффективно воздействовать на воспитанников 9-11 лет. Практическое применение осуществлено в детском доме № 50, №1862.

 

Библиографический список

  1.    Абасов З. Это вечная  проблема – неуспеваемость. //Директор школы.  1998. № 3.
  2.    Горожанина Е.В. Формирование мотивации достижения успеха в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта .//В сб. «Актуальные проблемы управления образованием в регионе». – Челябинск, 2001. Вып 1 (17).
  3.    Маркова А.К. Активизация мотивации достижения учащихся. //Детский психолог.  1996. Вып 12. год.
  4.    Оледзская И., Меерсон С. Приёмы достижения успеха. //Директор школы.  1998. №3.