МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

 

 
«РОЛЬ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК»
 
(МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
 
Москва 2007


УДК 332.62:502
Кадастровая стоимость земель и ее экологическая составляющая

В.В. Шабанов – д.т.н., проф.; М.В. Доронина
ФГОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства»,
г. Москва, Россия

В настоящее время трудно недооценить всю остроту экологического состояния  в мире и нашей стране, в частности. Это вопрос нашего будущего и он касается всех. Одним из главных вопросов является положение природных ресурсов, которые на протяжении длительного времени использовались и продолжают использоваться слишком безответственно.

Земля всегда занимала главное место в составе элементов природы. Помимо базиса для жизнедеятельности и объектов производства и рекреации, она является главным средством и орудием труда для сельского хозяйства, обеспечивающего население продуктами питания. Следовательно, уменьшение с каждым годом площади земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, вызванное эрозией почвы и нерациональным землепользованием – это реальная угроза для человека. Одной из причин такой халатности является экономическая недооценка земли как природного ресурса.

Сейчас многие хозяйства испытывают определенные материально-технические проблемы из-за поспешной реализации и ликвидации сельскохозяйственной продукции, не учитывая должным образом социальные и экономические условия, чему немало способствует недостаточная поддержка со стороны государства.  Вследствие низкой культуры земледелия, эрозии почв на всей территории Российской Федерации ухудшается естественное плодородие земель. И здесь возникает очередная проблема – при деградации почв собственники и пользователи участков вынуждены платить штрафы, что в результате снижает стоимость земли на рынке недвижимости. 
Таким образом, рассмотренные данные показывают на необходимость учета в кадастровой оценке земель эрозионной опасности, так как ущерб от потерь сельскохозяйственного производства из-за уменьшения природного плодородия почв значителен. Для этого необходимо полное и тщательное обследование территории, а также рассмотрение пригодности земель для того или иного вида использования и соответствия их характеристик требованиям культур, что будет способствовать определению направления мелиорации.
Земельные участки, являясь частью природных ресурсов, представляют также объект  сделок и собственности, а следовательно, – налогообложения. Для улучшения эффективности государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также совершенствования системы налогообложения недвижимости планируется переход от кадастрового учета земельных участков к учету объектов недвижимости. Для введения единого налога на недвижимость, что планируется в 2007-2009 гг. должна быть проведена массовая оценка всех объектов недвижимости. Оценка земли также необходима для обеспечения информацией при совершении земельных сделок, при обосновании  цены для предоставления  ипотечных кредитов, осуществления залоговых операций, национализации  и конфискации, страховании ущерба.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о важности оценки земельных ресурсов и проследить за тем, сколько уделялось внимания этому вопросу ранее и на данный момент.

Уже на ранней стадии развития первобытного общества сравнительная оценка природных ресурсов и земли определяла выбор человеком мест обитания, которые лучше всего обеспечивали его. Недаром южные районы были раньше освоены первобытным человеком. Далее, когда земля становится объектом собственности, появляются элементы землеустройства и земельного кадастра. На первоначальном этапе они являлись средством для установления границ и площадей участков, что способствовало развитию хозяйства и укреплению власти землевладельцев. Землемерные работы проводились в Египте, Китае, древнем Вавилоне. Описи земель составлялись в Египте 4 тыс. лет назад до н.э.. Вначале кадастровые работы проводились для определения границ участков, а позднее – с целью налогообложения. Съемки проводились неоднократно, но при любых значительных изменениях площади выделяемого участка. В Древнем Китае для стабилизации жизнеобеспечения и справедливого определения налога при выделе земли или переделе общественных участков, проводились землемерные работы и оценка земли, которая в то время определялась, исходя из затрат энергии и труда  по улучшению естественного плодородия конкретного участка для производства необходимой продукции. Плодородие земли и ее возделанность и качество учитывались также при оценке земли и налогообложении в Древнем Риме,  есть сведения о проведении там кадастровых работ в VI в. до н.э.

С развитием товарного производства и возникновением земельных отношений, при возникновении крупных и мелких собственников земли последняя стала расцениваться как объект купли-продажи, а также залога. Впервые термин «кадастр» был употреблен во Флоренции для обозначения имущественного налога. Кадастр содержал в себе сведения о земельных участках как объектах налогообложения. Наибольший интерес представляют Тирольский (1711 г.) и Миланский (1718 г.). Они различаются по методу подхода к оценке земли. Если в первом ее стоимость определялась на основе средней фактической рыночной цены, то во втором учитывалась величина чистого дохода. Так образовались два вида кадастра – парцеллярный и реальный. В XVII-XVIII вв. кадастровая оценка земель осуществлялась на большей части территории Западной Европы, и выбор кадастра осуществлялся для каждой страны с учетом конкретных условий и положения.

В России земельные отношения ведут свое начало от славянских поселений. Древние городища были расположены далеко друг от друга, так что недостатка в земле наши предки не испытывали, что немаловажно, если учитывать крайнюю нерациональность использования земли в то время, в связи с примитивными орудиями труда. С возникновением древнерусских княжеств меняется положение земельной собственности. Первые описи земель выявлены в XIII в. в Киевской Руси, Суздальских и Новгородских землях. Оценочными единицами являлись соха, обжа, выть, лук, сошка, четверть и т.д. Самой большой была соха, усредненная площадь, которую мог обрабатывать в течение года один крестьянин на одной лошади. Наиболее распространенной была четверть – площадь, на которой вызревала четверть ржи. К концу XV в. появляется десятина (около 1,17 га) – на долгие столетия ставшая основной единицей площади. Ценность земли росла, что приводило к земельным спорам и необходимости межевания земель, это отмечается уже в «Пространной Русской правде»  Владимира Мономаха. Границы поземельных владений устанавливались либо самими землевладельцами, либо, при наличии спора – по решению суда или велению князя.   

При феодальном строе увеличивались вотчинные владения – княжеские и боярские. Иваном III вводится поместная система, при которой земля выделялась за службу, что стало началом постоянных, а не единичных межевых работ. При Иване Грозном указом от 20 сентября 1556 г. Был утвержден первый писцовый наказ по «разверстанию» всех  поместий. В «писцовых книгах» в XVI в. наряду с описанием земель, содержится и их качественная оценка. Единицей обложения была соха, ее величина менялась в зависимости от конкретных условий. Для этого расчета  существовали «листы сошного письма», определявшие «сколько и каких земель и людей подлежит класть  в соху».  Размер сохи для доброй земли равнялся 900 четвертям, для средней – 1000, для худой 1200. Если сравнивать эти записи со сведениями о земельной оценке XIX в., то можно отметить, что критерии оценки земли: качество, плодородие и состав почв близки к применяемом в более поздний период – нормальным урожаям ржи и определению состава почв. Помимо писцовых книг существовали окладные, полевые, строенные, приправочные, засечные, дозорные, вотчинные и отказные книги. В вотчинных книгах содержалась информация, используемая для распределения тягла, учитывающая имущественное положение крестьян. В строенных книгах можно найти сведения о количестве земель, занятых городскими постройками. В окладных книгах содержались сведения лишь о тех землях, которые приносили доход. Данные о служилых землях, с указанием правообладателя содержались в приправочных книгах. Базой для появившихся позже межевых книг послужили полевые книги, составленные при межевании. В дозорные книги вносилось описание земель по границе государства. Дозорные книги содержали сведения о разоренных и подлежащих конфискации землях. В отказных – описание раздач.  Во второй половине XVII в. посошное обложение  было заменено обложением по живущей четверти, то есть с учетом крестьянских дворов.

При Петре I сведения о земле как объекте налогообложение стали терять свое значение. Налоги стали взимать не с земли, а с человеческих душ или по системе чрезвычайных сборов. Петр I собирался осуществить сплошное межевание земель. К тому времени, в связи с использованием геодезических инструментов и геометрических расчетов, значительно повысилась точность полевых измерений. Однако этим планам не суждено было сбыться. Генеральное межевание началось лишь в 1765 г. с Манифеста о генеральном размежевании земель всей империи. В России в это время впервые применяется геометрический метод межевания. Такие масштабные съемки проводились и позже. В 1836 г.          8 января Государственным Советом было принято постановление «О предуготовительных мерах к специальному размежеванию земель».  В 1837 г. в России было учреждено Министерство государственных имуществ, поставившее задачу уравнения денежных сборов путем дифференциации их на основе определения доходности земель в различных губерниях. Данные работы начались в 1838 г. и продолжались более 20 лет. В 1859 г. оценка земли начинает проводиться с учетом капитальной ценности земель, для использования при земельных сделках. На том этапе содержание кадастровых работ заключалось в следующем:

1) определение количества сельскохозяйственных земель с учетом вида собственности и подразделением на угодья;
2) описание земель с учетом их качества и природных условий;
3) оценка земель путем определения их доходности и ценности, для чего необходимо было установить среднюю урожайность ведущих культур для каждого вида почвы с учетом внесенных удобрений, усредненные цены на продукцию, чистый и валовый доход, ценность земли.

В соответствии с инструкцией 1859 г. все пахотные земли подразделялись на: лучшие, хорошие, средние, посредственные, плохие. По результатам этой оценки размеры среднего налога на десятину колебались в значительной степени на территории Российской империи. Большой вклад в развитие земельного кадастра и совершенствование методик оценки земли внесли русские ученые, особенное значение имеют работы В.В. Докучаева, а именно – его всемирно известные труды «Русский чернозем» /1883/ и «Схематическая почвенная карта черноземной полосы России» /1882/. Важное значение для разработки научно обоснованных методов оценки земли имеет открытие им закона зональности. Открытие им зонального распространения почв на земном шаре использовалось при отнесении известных на тот момент типов почв к зонам, подзонам, проведении зональных границ, а также при определении новых типов почв.
На территории Российской империи при проведении кадастровых работ и оценке земли использовались различные приемы и методики. В одних уездах начисление налога производилось с учетом рыночной стоимости земли, в других – ее доходности, в-третьих, вводились десятинные оклады, уравнивавшие все земли. На тот момент выделялись два типа земских кадастров: Нижегородский, изучающий почву как естественно-историческое тело, и Московский, базировавшийся на экономико-статистических обследованиях.

Следующий этап совершенствования системы оценки земельных ресурсов был вызван реформами: отмены крепостного права в 1861 г. и отменой выкупных платежей в 1906 г. Реформы были неоднозначны. При наделении землей с крестьян взимались большие платежи по заведомо завышенной стоимости. Выкупная операция проводилась в форме земельного кредита. Невыгодный порядок кредитования, несправедливость при выделении и размежевании земель, отводимых крестьянам, а также порядок землепользования, сложившийся на тот момент, определили реформы 1906 г., вошедшей в историю под именем Столыпинской. Указ императора от 6 ноября 1906 г. обрисовал направление реформы – разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности.
В первые годы советской власти была проведена большая работа по оценке земель частного, государственного  и общественного владения. Положениями 1919 г. «О социалистическом землеустройстве» и «О мерах переход к социалистическому землепользованию» – образовались  две формы собственности: государственная и коллективная. С конца 20-х годов прошлого столетия в связи с создавшейся обстановкой, на фоне строительства нового типа хозяйствования, перестает вестись оценка частных земельных владений, а земли колхозной собственности оценивались на высоком уровне. С 70-х годов прошлого столетия ведутся массовые работы по оценке земель сельскохозяйственного назначения других природных ресурсов. Тогда же началась оценка городских территорий.

В конце 1980-х годов вновь исторические реалии потребовали оценочной деятельности. Теперь для определения вклада участников кооперативных предприятий в уставный фонд осложняло ситуацию использование нерыночных механизмов оценки стоимости земли, причиной которого являлся неразвитый земельный рынок. Положение улучшилось после введения  в силу Закона РФ «О плате за землю» от 01.01.1992 г., обеспечивавшего условия, необходимые для формирования в России цивилизованного земельного рынка: каждый участок имеет свою цену и может являться объектом купли-продажи. Однако на момент принятия закона проблемам оценки земли уделялось слишком мало внимания и лишь немногие ученые занимались этим вопросом. Необходимо было стимулирование исследований в области массовой оценки земель муниципальных образований. Закон устанавливал среднюю ставку земельного налога, дифференцируемого по территории с учетом выделенных зон, а при отсутствии комплексной экономической оценки, рекомендовалась дифференциация ставок путем экспертной оценки.

Кадастровая оценка земель является действенным  механизмом по сохранению качества и рациональному использованию земельных ресурсов и включает в себя бонитировку земель и их экономическую оценку. В Российской Федерации в 1971-1989 гг. выполнены четыре тура бонитировки почв и экономической оценки сельскохозяйственных угодий. В результате работы рассчитаны баллы бонитета по земельно-оценочным районам и оценочным группам почв, индексы затрат с учетом трудностей перевозки сырья и продукции и неблагоприятных технологических свойств. Бонитировка почв является сравнительной оценкой природных свойств, влияющих на урожайность и естественное плодородие почв при сопоставимых уровнях земледелия. Экономическая оценка земель – это сравнительная оценка экономического плодородия почв при сопоставимых условиях производства.

Ставки земельного налога по областям РФ сформированы в 1991 г. на материалах    4 тура. Для руководства оценочными работами и регулирования была создана республиканская комиссия по оценке земель. Однако в связи с изменением экономической обстановки в стране и переходом к рыночной экономике не хватало данных для объективной стоимостной оценки земель. Поэтому были разработаны постановления Правительства РФ от 25.08.1999 г. №945 «О государственной кадастровой оценке земель» и «Правила проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, была проведена государственная кадастровая оценка земель.
Проводится государственная кадастровая оценка земель Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также подведомственными организациями и предприятиями и лицами, обладающими лицензией на оценочную деятельность. Для сопоставимости результатов кадастровой оценки и уточнения используемых методологических подходов,

Государственным комитетом РФ по земельной политике были разработаны «Методики государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ».
Кадастровая стоимость рассчитывается с учетом категории оцениваемых земель.

Кадастровая оценка городской земли – административные и технические действия по определению кадастровой стоимости земельных участков административно-территориального образования в границах кадастровых кварталов. Для ее определения используются в комплексе доходный, затратный и сравнительный методы, использующие информацию о доходности участка, арендной плате, сделках, проводимых на земельном рынке. В основном в поселениях наиболее часто используется метод анализа о сделках с земельными участками и определение ценности земель в кадастровых кварталах путем анализа совокупности ценообразующих факторов. Стоимость рассчитывается в зависимости от вида использования земельного участка.


где   Р – кадастровая стоимость земельного участка;  Sзем. уч  – площадь земельного участка, м2;   Рпос i – линейная функция от факторов для i-го кластера, учитывающая особенности инфраструктуры поселения, руб/м2;   Рсделки i – линейная функция параметров сделки для i-го кластера, учитывающая особенности конкретного земельного участка, руб/м2;    Кцi – коэффициент перехода от УПКСЗ участка, для которого есть информация о сделках к УПКСЗ – где она отсутствует;  i – номер кластера.
Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий – это совокупность административных и технических мероприятий, применяемых для определения кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административно-территориальных образований по состоянию на конкретную дату. Она рассчитывается с использованием расчетного рентного дохода, определяемого с учетом плодородия, местоположения и технологических свойств почвы

Земли сельскохозяйственного назначения разделены на шесть групп:
1 группа – сельскохозяйственные угодья;
2 группа – земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых;
3 группа – земли под замкнутыми водоемами;
4 группа – земли под древесно-кустарниковой растительностью, болотами, нарушенные земли;
5 группа – земли под лесами, непереведенные в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев на праве пользования;
6 группа – земли, пригодные под оленьи пастбища.

Территория России разнообразна по почвенным, климатическим и экономическим условиям. Данная зональность обеспечивает различие в доходности и кадастровой стоимости земель, в связи с чем кадастровая оценка проводится вначале по природно-сельскохозяйственным подразделениям территории России – зонам, провинциям и земельно-оценочным районам. Различие земельных участков по свойствам и местоположению делает необходимой дифференцированную оценку земель, поэтому кадастровая оценка проводится в два этапа:
первый этап – расчет удельных показателей кадастровой стоимости  на уровне субъектов РФ (земельно-оценочным районам);
второй этап – определение удельных показателей внутри субъекта РФ – в границах административных районов и землевладений.

На первом этапе определяется кадастровая стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий субъекта РФ и рассчитываются базовые нормативы для второго этапа. На уровне субъекта РФ определяется:
оценочная продуктивность;
оценочные затраты;
себестоимость  валовой продукции и рентный доход;
удельные показатели кадастровой стоимости.

На втором этапе используются базовые показатели, определенные на первом этапе  кадастровой оценки земель и рассчитываются:
интегральные характеристики земельных участков по местоположению, технологическим свойствам и плодородию почв;
рентный доход и кадастровая стоимость объекта оценки.
Интегральный показатель технологических свойств Ит определяется как


где   Бэ.п – оценка энергоемкости почв, балл;  Бк – оценка контурности участков угодий, балл;   КрКк  – оценка рельефа и каменистости, коэффициент; Дз.э, Дз.т – доли затрат от энергоемкости и технологических свойств почв.
Средневзвешенное эквивалентное расстояние внехозяйственных грузоперевозок определяют как



где   Гj  – объем  j-го вида продукции в общем объеме товарной продукции субъекта РФ, %;   Р1, Р3 – расстояния перевозки j-го вида продукции, соответственно, по 1-й, 2-й, 3-й группам дорог, км;  Д2, Д3 – коэффициенты перевода 2-й и 3-й групп дорог в эквивалентные;  Кj – коэффициент перевода j-го вида продукции в эквивалентные группы первого класса.

На основании этих расчетов определяется расчетный рентный доход и кадастровая стоимость для каждого земельного участка.
Кадастровая стоимость земель лесного фонда определяется для налогообложения, проводится в три этапа:
на территории оценочных зон и субъектов РФ;
в границе лесхозов;
на территории участков в границах лесхозов.
В ходе оценки определяется:
базовая оценочная продуктивность;
базовые оценочные затраты;
себестоимость древесины;
расчетный рентный доход;
кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость определяется делением годового расчетного рентного дохода с 1 га на коэффициент капитализации.
Стоит отметить недостаток данной оценки – рассмотрение лишь такого вида лесопользования, как заготовка древесины.
По Федеральному Закону от 29 ноября 2004 г. № 141 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2006 г. отменяется действующая до этого момента система платы за землю. Теперь земельный налог исчисляется в процентах от кадастровой стоимости. На данный момент порядок проведения государственной кадастровой оценки земель не принят. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» определили лишь самые общие положения кадастровой оценки. Существуют утвержденные методики государственной кадастровой оценки и технические указания. Все методики основаны на рыночном методе оценки. Специализированное программное обеспечение служит автоматизации отдельных процессов кадастровой оценки.  Кадастровая оценка не может быть проведена один раз и навсегда. Со временем меняются условия рынка, конъюнктура, интенсивность развития территории. 13 сентября 2005 г. Правительством Российской Федерации утверждена подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006- 2011 гг.)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 гг.). Они рассматривают вопросы:

разработки нормативно-правовой и методологической базы и унифицированных технических решений по кадастровой оценке объектов недвижимости;
проведение и организацию работ по актуализации результатов кадастровой оценки;
проведение массовой оценки объектов недвижимости и введение сведений в государственный кадастр недвижимости.

Данные государственной кадастровой оценки земли, необходимые для налогообложения и землеустройства, при используемых методиках не отвечают всем требованиям и не обеспечивают в полной мере ни объективные показатели земельного налога, ни должное обеспечение рационального и бережного использования природных ресурсов. При сложившейся непростой обстановке, наличии многих существенных проблем этому вопросу уделяется недостаточно внимания, однако уже ведутся работы по уточнению и улучшению методик и приемов, используемых для кадастровой оценке земель и важным пунктом  в этих работах должен стать достаточный учет экологических факторов, экологическая составляющая кадастровой оценки земель должна быть превалирующей. Нельзя забывать, что использование одного природного ресурса  неизбежно сказывается на объемы других.  Природная среда представляет собой глобальную геосистему – пространственно-временной комплекс всех компонентов природы, взаимосвязанных и взаимообусловленных в своем размещении и развитии как единое целое. Рассматривая свойства геосистемы, мы видим как мало они учитываются при кадастровой оценке земель: 1) целостность; 2) открытость; 3) функционирование; 4) продуцирование биомассы; 5) способность почвообразования; 6) структурность; 7) динамичность; 8) устойчивость; 9) способность развиваться; 10) изменчивость свойств компонентов геосистемы; 11) нелинейность природных процессов.
Адаптивно-ландшафтный подход в землеустройстве позволяет не только рационально использовать природные ресурсы и повышать урожайность получаемой продукции, но также в свете рассматриваемой проблемы – учесть многие факторы, влияющие на изменение природных свойств и естественного плодородия конкретных участков.
В дипломном проекте «Адаптивно-ландшафтное землеустройство в районе р. Шепеловки», защищаемом в 2005 г., я рассматривала как оптимальный земельный участок, выделяемый для хозяйства – бассейн небольшой реки. Используя данный подход и результаты оценки риска при изменении условий среды, разработанный проф. В.В. Шабановым, удалось установить не только повышение плодородия культур, но и повышение стоимости земельных участков. И значения были явными. Так, при рассмотрении картофеля и озимой ржи до и после применения адаптивно-ландшафтного землеустройства, значения стоимости участков увеличивались в 10 раз. Помимо повышения урожайности культур следует учитывать и снижение себестоимости урожая, и, что немаловажно, уменьшение вложения труда и энергии человека в производство. Учитывая вышеизложенное, можно заметить, что применение бассейнового подхода позволит учесть  свойства геосистемы, так как земельный участок, являющийся объектом налогообложения и кадастровой оценки, будет представлять собой замкнутую экосистему.

Подводя итог, можно говорить о том, что бережное отношение к земельным ресурсам является жизненно необходимым для нас; кадастровая оценка земель может послужить для экономической поддержки и поощрения, применяемых для стимулирования заинтересованности землепользователя к сохранению плодородия и недопущению загрязнения и эрозии земель. Земельные платежи могут стать одним из основных источников доходов бюджета муниципальных образований, что будет способствовать осуществлению инвестиционных программ, а также явится стимулом для создания и развития информационной базы об объектах недвижимости. Недостатки методов кадастровой оценки требуют их корректировки, а состояние экологии заставляет более полно учитывать экологические требования при определении критериев оценки и стоимостных показателей. Рассмотрение бассейнового подхода при землеустройстве и кадастровой оценке земель позволит рассмотреть приемы и методы учета природных условий и свойств геосистемы.

Библиографический список

    • Варламов А.А. Земельный кадастр. – М., 2001.
    • Варламов А.А. Земельный кадастр. Теория, методика, практика. – М., 2000.
    • Воронцов А.П. Кадастровая оценка земли. – М., 2002.
    • Шабанов В.В., Орлов И.С. Оценка природно-хозяйственного риска в условиях изменения климата (на примере сельскохозяйственной деятельности). – М., 2003. Т. 1-2.
    • Варламов А.А. История земельных отношений и землеустройства. – М., 2000.
    • Васин В.И., Харитонов А.А. и др. Государственная кадастровая (стоимостная) оценка сельскохозяйственных угодий. – Воронеж, 2005.
    • Петров В.И. Оценка стоимости земельных участков. – М., 2007.