МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

 

 
"РОЛЬ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ "
 
(МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
 
Москва 2006

УДК 628

ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И

ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРУДОВ В Г. МОСКВЕ

 

Е.Б.Самухина, К.Г. Мишина

ООО «НИиПИ экологии города», г. Москва, Россия

 

Городские пруды – пожалуй, самый забытый объект городского ландшафта, хотя и наиболее уязвимый с точки зрения воздействия на него антропогенной нагрузки. Хотя для Москвы пруды всегда являлись знаковыми и историческими объектами – Патриарший пруд, Чистые пруды, Борисовские, Лефортовские – это только начало списка, всего в городе их около 300 и большая их часть находится в крайне неудовлетворительном состоянии.

В 2002 году Департамент охраны окружающей среды Правительства Москвы в рамках Целевой среднесрочной экологической программы до 2005 г. занялся экологической реабилитацией городских прудов, если быть точнее, то первой ее очередью.

Учитывая, что вопросы проектирования, пусть даже и экологической направленности в городских условиях связаны с определенным порядком и регламентом, объекты для реконструкции отбирались с учетом мнения префектур и управ, на чьих территориях расположены объекты, а так же специальной рабочей группой, в чью задачу входило выявление объектов первостепенной важности.

НИ и ПИ Экологии города за период 2003-2005 года участвовал в проектировании и реализации двух объектов этой программы.

Пруд на ул. Рокотова

   Пруд, образовался в результате строительного освоения территории в 80-х годах прошлого столетия. При застройке микрорайона Ясенево, ул. Рокотова была перекрыта ложбина стока р. Городни, в результате чего образовалось бессточное понижение, в которым ранее рос ольховник, но при последующем заболачивании образовался пруд, часть акватории которого была засыпана в 1990-х годах, нелегально, при строительстве расположенных ряжом гаражей.

   Инженерно-экологические изыскания проведенные как в самом пруду так и на прилегающей к нему территории показали, довольно таки высокое загрязнение донных отложений, связанное с многочисленными строительными отходами, расположенными в ложе пруда.

Прилегающая к пруду территория, так же была сильно нарушена, отсутствовала спланированная дорожно-тропиночная сеть, площадки отдыха.

В соответствии с заданием на проектирование, натурными обследованиями, инженерно-экологическими изысканиями, гидрологическими и гидрогеологическими расчетами, с учетом рекомендаций по обеспечению устойчивого равновесия экологического состояния водной системы проектом предусматривается в рамках проектируемой орографии пруда:

очистка водоема от иловых отложений, дноуглубление.

планирование ложа пруда с созданием мелководной (40%) и глубоководных зон (60%);

создание полок для заселения высшей водной растительностью (5 % общей площади пруда);

пригрузка дна щебнем гранитных пород;

пригрузка дна крупнозернистым песком;

выполнение берегоукрепления ряжевой стенкой из лиственницы с выполнением двух экологических сходов.

Для берегоукрепления использовали лиственницу, так как ее  древесина имеет высокие физико-механические свойства: плотность и прочность ее почти на 30 % выше, чем у сосны. Она обладает сравнительно небольшой сучковатостью, высокой стойкостью против гниения, имеет красивую текстуру.

Из лиственницы изготовлены многие детали соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного, оконные переплеты Зимнего дворца. Широко использована лиственница в конструкциях фундаментов (сваи) и перекрытий домов в Венеции, т.е. применялась и применяется везде, где древесина подвергается прямому воздействию влаги. Другие породы необходимо защищать от влаги дополнительными сложными пропитками (покрытиями), а лиственница защищена самой природой. Стоимость изделий из древесины лиственницы выше, чем из сосны, но изделия значительно долговечнее. Длительность исследования подтверждают, что ядровая древесина лиственницы не только находится на первом месте по стойкости к загниванию, но и в два раза превосходит по стойкости дуб, ясень и сосну. Объясняется это специфическим составом смолы лиственницы. Благодаря этому лиственница со временем только набирает прочность, плотность и т.д.

Лиственница практически не подвержена гниению и в этом отношении превосходит дуб. Эта качества лиственницы известны издавна. К нашему времени сохранились постройки и изделия из лиственницы, которым 200-300 и более лет. На сваях из лиственницы заложены такие города как Санкт-Петербург, Архангельск, Одесса, Венеция и т.д. Древесина лиственницы используется в элементах и изделиях, предназначенных для длительной эксплуатации при значительных нагрузках, и ценится за стойкость, прочность и долговечность. В прошлом веке лиственница широко использовалась в кораблестроении, в строительстве мельниц, плотин, мостов, лестниц, окон, стропил, междуэтажных перекрытий и т.д. Известен случай, когда в Польше костел из лиственницы простоял более 600 лет, а после его разборки бревна были настолько прочны, что их использовали на Постройку нового костела. Сваи Троянского моста из лиственницы, построенного римлянами на Дунае, сохранились в течение 1 700 лет. В древние времена слава лиственницы как дерева вечности (по определению итальянского историка 18 века Тентори) широко была распространена в странах Европейского континента.

Учитывая, что существующий пруд возник случайно, соответственно никаких гидротехнических сооружений в нем не существовало, а наличие перепускного устройства является одним из необходимы требованием городских прудов.

Городские требования, увы, иногда отражаются на пейзажности объекта, так как красивой водной заводи с обязательной контурной дорожкой вокруг для проезда спецтранспорта не получается, в нашем случае были использованы спилы из лиственницы, которые бесспорно вписались в общий контекст решения территории.

   Помимо работ по восстановлению пруда проектирование касалось и прилегающей территории, так как ее состояние, несомненно, отражается на качестве воды в пруде и на характер биологических процессов протекающих в нем. Так что реставрация коснулась и стихийных дорожек и создания площадок для отдыха и ограждения.

   Пруд на ул. Вешних Вод

Проектирование этого объекта выполнялось с особой тщательностью, впервые в городе перед проектировщиками была поставлена задача из полностью антропогенного сооружения создать природный объект, да еще и подпитываемый не городским водопроводом, а естественными грунтовыми водами.

   Был  применен подход по удалению существующих бетонных берегоукреплений, которые не отвечают основным направлениям экологической реабилитации водоемов.  Важно отметит, что бетонное берегоукрепление является причиной развития сине-зеленых водорослей в водоеме, негативно влияющих на кислородный режим.

Бетонное берегоукрепление нарушают гидравлическую связь между водоемом и грунтовыми водами, тем самым, ухудшая водообмен, и являются мало эстетичными с точки зрения ландшафтной архитектуры.

   Учитывая, что зачастую после снятия бетонных берегов, не возможно выйти на необходимые уклоны земли в целях создания естественных берегов, что в первую очередь связанно с окружающей застройкой или  городскими сетями, используются различные способы берегоукрепления, в данном случае им оказался натуральный камень.

   Проектом было предусмотрено частичное снятие бетонных берегов и увеличение площади акватории пруда в целях поднятия декоративного эффекта территории, но задача была непростая, так как практически вплотную к пруду растут взрослые деревья. Было переменено террасирование берегов пруда с послойным уплотнением песчано-гравийной смеси и облицовка натуральным камнем.

   Как и в предыдущей работе было спланировано ложе пруда, осуществилась высадка водной растительности, организован спуск к воде.

   Немало внимания было уделено и прилегающей озелененной территории – организованы замечательные детские площадки и зоны отдыха. Результатом работы стало, что в районе Ярославский появилась замечательная экологически благоустроенная территория, ставшая излюбленным местом отдыха жителей.

 

Библиографический список

 

1.         Постановление Правительства Москвы от 25.02.03 № 102-ПП «О целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2003-2005 годы».

2.         Постановление Правительства Москвы № 666-ПП от 28 сентября 2004 года  «О целевой долгосрочной программе по восстановлению  малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года».

3.        СНиП 2.0701-89  Градостроительство. Планировка городских и сельских поселений.

4.         СНиП  2.06.03-85 Мелиоративные системы и сооружения.

5.         Пособие по определению расчетных гидрологических характеристик. Л.: Гидрометиздат, 1984.

6.         СНиП 2.04.03.-85 Канализация. Наружные сети и сооружения.

7.         СНиП 2.01.14-83 Определение расчетных гидрологических характеристик.

8.         СНиП  3.02.01.87   «Земляные сооружения, основания и фундаменты ».

9.         СП 11-101-95 Оценка воздействия на окружающую среду.