МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

 

 
"РОЛЬ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ "
 
(МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
 
Москва 2006

УДК 631.6(471.67)

Оценка состояния, проблемы и перспективы развития

орошаемых земель в РОссии

 

Е.А. Ходяков - доктор техн. наук; В.В. Мелихов - канд. техн. наук;    П.И. Кузнецов

ГНУ «Всероссийский НИИ орошаемого земледелия», г. Волгоград, Россия

 

Практика хозяйствования и изучения результатов многочисленных исследований показали, что существующая система земледелия не обеспечивает рационального использования биоклиматических, земельных и водных ресурсов, а интенсификация сельскохозяйственного производства сопровождается ухудшением состояния природной среды в результате развития деградационных процессов и, в первую очередь снижения плодородия почв (табл. 1).

Таблица. 1

Динамика качественного состояния сельскохозяйственных угодий России, млн га

Показатели

1990 г.

2000 г.

2004 г.

Сельскохозяйственные угодья

220

197

194

Из них:

Пашня

 

134

 

120

 

118

Переувлажненные

16

21

21

Каменистые

12

12

12

Заболоченные

10

24

24

Кислые

68

98

98

Засоленные и осолонцованные

39

43

43

С низким содержанием фосфора

30

123

123

Закустаренные и заросшие мелколесьем

10

17

17

Подверженные эрозии и дефляции

104

126

126

Подверженные опустыниванию

8,5

10

10

Луга и пастбища, нуждающиеся в коренном улучшении

50

70

70

 

Несмотря на принимаемые в последние годы меры, процессы деградации сельскохозяйственных угодий усиливаются, приобретают угрожающие масштабы и резко ухудшают качественное состояние угодий.

Из имеющихся в России в настоящее время 194 млн га сельскохозяйственных угодий 45 млн га (23% к наличию) переувлажненные и заболоченные, 98 млн га (51%) кислые, 43 млн га (22%) засоленные и осолонцованные, 29 млн га (15%) закустаренные, заросшие мелколесьем и каменистые. Из общего количества сельхозугодий более 130 млн га (67%) подвержены эрозии, опустыниванию и другим дефляционным процессам. Большие площади пахотных угодий характеризуются низким содержанием гумуса в почве, дефицитом фосфора и калия.

Анализ состояния сельскохозяйственных угодий, и в особенности мелиорированных земель, диктует необходимость принятия кардинальных действий по их улучшению. При этом проведение и объемы оросительных, осушительных, культуртехнических, химических и других видов мелиораций должны определяться технико-экономическим и экологическим обоснованием с учетом особенностей каждой почвенно-климатической зоны.

Общепринятые критерии оценки состояния продовольственной безопасности характеризуются необходимостью ежегодного получения не менее шестисот килограммов зерна в расчете на душу населения. При численности населения 150 млн человек годовой объем производства зерна должен составлять не менее 90 млн т. Поскольку основной сбор зерна, более 80% приходится на зону недостаточного и неустойчивого увлажнения атмосферными осадками, в остро засушливые годы недобор его относительно нормального года, как установлено наукой по данным многолетних наблюдений, составляют 27-32 млн т. Восполнить образующийся дефицит зерна и кормов в такие годы с наибольшей гарантией призваны орошаемые земли.

Отечественной сельскохозяйственной наукой разработана система мер по снижению отрицательных воздействий засухи, включающая применение комплекса мероприятий по накоплению и рациональному использованию почвенной влаги на посевах сельскохозяйственных культур, а именно водосберегающую обработку почвы, снегозадержание, полезащитное лесоразведение, обводнение территории, орошение и другие. Осваиваемая в настоящее время в ряде засушливых регионов адаптивно-ландшафтная система «сухого» земледелия способствует повышению урожайности и стабилизации объема производства зерна и кормов. Однако без сочетания системы «сухого» земледелия с орошением земель увеличить производство сельскохозяйственной продукции до уровня, обеспечивающего производственную безопасность, нейтрализовать негативное влияние засух на устойчивость развития сельского хозяйства не представляется возможным.

Орошение в сочетании с внесением минеральных и органических удобрений, на фоне высокой культуры земледелия, по данным более чем тридцатилетних исследований ВНИИОЗа обеспечивает повышение урожайности озимой пшеницы и кукурузы до 6-8 т/га зерна и более, что в 3-5 раз выше, чем без орошения. При этом коэффициент устойчивости урожайности повышается с 0,52-0,46 до 0,93. Продуктивность люцерны и кукурузы на зеленую массу, благодаря орошению, повышается в 7-13 раз, а коэффициент устойчивости с 0,32-0,27 до 0,92.

В настоящее время мелиоративно-водохозяйственный комплекс России представлен 9,3 млн га мелиорированных земель, в том числе 4,5 млн га орошаемых и 4,8 млн га осушенных с общей балансовой стоимостью мелиоративных систем всех форм собственности 307 млрд рублей, из них федеральной собственности 84 млрд рублей или 27 % от общей балансовой стоимости. Эти земли занимают 7,5 % от общей площади пашни, на них производится 60-65 % овощей, более 15 % грубых и сочных кормов, весь рис, значительное количество другой продукции растениеводства.

Основные площади орошаемых земель России (49 %) сосредоточены в Южном федеральном округе, где лидирующее положение занимают Краснодарский и Ставропольский край, а также республика Дагестан.

В Приволжском федеральном округе основные площади поливных земель расположены в Саратовской области, а в Сибирском – в республике Бурятия.

Однако большие площади мелиорированных земель находятся в неудовлетворительном состоянии, в результате чего часть этих площадей не используется в сельскохозяйственном производстве.

Из общего наличия орошаемых земель более 920 тыс. га (20 % к наличию) имеют неудовлетворительное мелиоративное состояние (табл. 2), из них на 384 тыс. га наблюдается недопустимое залегание уровня грунтовых вод, 255 тыс. га имеет заселение почв, на 272 тыс. га имеют место оба эти неблагоприятных фактора. Свыше половины оросительных систем (2,4 млн га) нуждается в проведении капитальных работ по реконструкции, повышению их технического уровня и других мероприятий. Более 70% орошаемых земель, имеющих неудовлетворительное мелиоративное состояние, сосредоточены в регионах Южного федерального округа.

Таблица 2

Динамика развития и состояния мелиорированных земель, млн га

 

Показатели характеристики земель

Годы

1990

1995

2000

2004

1

2

3

4

5

Орошаемые

6,16

5,00

4,47

4,55

Мелиоративное состояние:

     хорошее

 

4,09

 

3,21

 

2,69

 

2,59

     удовлетворительное

1,23

1,05

1,05

1,04

     неудовлетворительное

0,84

0,72

0,70

0,92

Из них не поливалось

1,28

1,49

1,70

2,12

В том числе по причине неисправности оросительной сети

0,20

0,51

0,95

1,05

Засоление, осолонцевание и др.

0,64

0,21

0,14

0,74

Осушаемые

5,11,

4,78

4,63

4,80

Мелиоративное состояние:

     хорошее

 

2,46

 

1,58

 

0,90

 

0,93

     удовлетворительное

2,06

2,28

2,46

2,48

     неудовлетворительное

0,58

0,92

1,28

1,39

     не использовалось

0,15

0,33

0,41

0,55

 

Мировая практика показывает, что основной путь решения продовольственной проблемы на современном уровне развития науки и техники с учетом экологических ограничений сводится к снижению удельного веса пашни в структуре сельскохозяйственных угодий при одновременном повышении ее продуктивности на базе мелиораций, включая такие капиталоемкие, но эффективно работающие на прибавку урожая, виды как орошение и осушение.

Пик ирригационного освоения земель в России отмечался в 1989-1990 гг. когда были построены оросительные системы достаточно высокого технического уровня укомплектованные в необходимом количестве насосно-силовым оборудованием, гидротехническими сооружениями и водомерными постами, мелиоративной ремонтно-строительной и поливной техникой. Перевод орошения на дождевание, в этот период, был научно обоснованным и практически осуществленным достижением научно-технического прогресса в мелиоративной отрасли России.

На орошаемых полях работало 79249 единиц дождевальных машин, в том числе 50580 шт. – широкозахватных. Заводами сельскохозяйственного машиностроения было обеспечено производство, а подразделениями Министерства мелиорации и водного хозяйства России монтаж и эксплуатация 20366 шт. «Фрегатов», 26160 – «Волжанок», 3065 – «Днепров», 969 – «Кубаней».

Начиная с 1990 по настоящее время, мелиоративный фонд, включая его техническое оснащение резко сократился и ухудшился.

Сокращение орошаемых площадей происходило путем списания гидромелиоративных систем (орошаемых участков) и перевода таких земель в богарные угодья, по причинам потери связи с водоисточником, выхода из строя оросительной сети и поливной техники, неудовлетворительного эколого-мелиоративного состояния орошаемых земель по глубине залегания грунтовых вод и содержанию солей в почвенно-поглощающем комплексе.

Основные причины деградации орошаемых земель связаны с организационно-хозяйственными, социально-политическими и природными факторами, к числу которых относятся:

1.                        Затянувшийся процесс закрепления земель мелиоративного фонда и гидротехнических сооружений в федеральную собственность, в собственность регионов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Отсутствие законодательной и нормативной базы, позволяющей поощрять сохранение мелиоративного фонда и повышать ответственность за его уменьшение.

2.                        Резкое снижение государственной поддержки развития агропромышленного комплекса и особенно мелиоративной отрасли. Высокие кредитные ставки банков, отсутствие залоговой базы у большинства сельхозтоваропроизводителей, сложившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, отсутствие собственных средств у землевладельцев и землепользователей на реконструкцию существующих и строительство новых оросительных систем, на обеспечение нормальной работы действующих оросительных систем.

3.                        Хищение и разукомплектация оросительной техники, насосно-силового оборудования и трубчатой сети, электролиний на оросительных системах. Моральный и физический износ поливной техники , отсутствие предложений предприятий-производителей, производящих оросительную технику по созданию машин нового поколения, несформированный рынок спроса и предложений в новых экономических условиях.

4.                        Недооценка на всех уровнях управления и пользования комплексности проведения мелиоративных мероприятий, обеспечивающих повышение продуктивности мелиорированных земель с соблюдением требований охраны окружающей среды, экологической устойчивости и продуктивного долголетия природных систем.

5.                        Отсутствие адаптивно-ландшафтного подхода к организации территорий землепользования (природопользования) с научно обоснованными ограничениями, учитывающими допустимые нормы эрозии и дефляции, пределы антропогенной нагрузки, предупреждающих развитие процессов деградации природной среды.

6.                        Экономическая слабость сельхозтоваропроизводителей, ограниченность и практическая недоступность инвестиционных средств, неприятие производством научных разработок и достижений НТП в области комплексных мелиораций сельскохозяйственных угодий, тормозящие создание мелиоративных систем нового поколения с замкнутыми циклами водооборота.

После 1990 года из-за снижения финансирования уменьшились объемы работ по текущему и капитальному ремонтам оросительной сети, сооружений, насосных станций, энергетического оборудования. В результате этого за 15-летний период площадь земель, обслуживаемых оросительными системами, требующими капитального ремонта для повышения технического уровня, увеличилась с 1702,1 тыс. га в 1990 г. до 2377,1 тыс. га в 2004 г. или  на 28,4 %.

С 1990 по 2005 гг. площади орошаемых земель сократились на 25,2 %, парк дождевальной техники уменьшился за этот период на 56678 единиц или в 2,9 раза, в том числе широкозахватных дождевальных машин на 37969 единиц или в 4,0 раза.

Из-за недостатка выделения финансовых средств из федерального и местного бюджетов, диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, удорожания специализированной мелиоративной техники, энергоносителей и др. ежегодно увеличивается количество неисправных дождевальных машин, а обновления их практически не происходит. Если в 1990 г. по техническим причинам из-за неисправности водозаборов, оросительной сети и дождевальной техники не поливалось 1 млн 279,2 тыс. га, или 20,8% орошаемого фонда России, то в 2004 г. их площадь увеличилась до 2 млн 116 тыс. га (46,5%). Ввод орошаемых земель практически прекратился, реконструкция гидромелиоративных систем выполняется не более чем на 5-10 % от требуемого объема. Требует замены 31,6 тыс. км трубопроводов. Износ насосных станций, оросительных трубопроводов и дождевальных машин превышает 75%.

В настоящее время в стране и ЮФО имеется соответственно 20,6 и 5,7 тыс. единиц поливной техники с явным преобладанием таких машин как ДДА-100М, ДКШ-64 («Волжанка») и «Фрегат».

Основная дождевальная техника ЮФО сосредоточена в Ставропольском крае, где расположено 1015 шт. или 47% ДМ «Фрегат» региона. Волгоградская область лидирует по количеству ДМ «Кубань» и «Волжанка». Астраханская область – по наличию ДДА-100М, а Ростовская – по количеству ДМ «Днепр».

Приволжский федеральный округ, занимая 2-е место по орошаемой пашне в стране сосредоточил на своей территории 6,5 тыс. единиц дождевальной техники, где только в Саратовской области находится 2162 ДМ «Фрегат» и 542 ДМ «Волжанка», то есть практически столько же, сколько во всем ЮФО.

В Сибирском федеральном округе, занимающем 3-е место в РФ по площади орошаемых земель находится 5,3 тыс. дождевальных машин. Основное количество ДМ «Фрегат» (865 из 1210) находится на территории Омской области и Алтайского края.

Однако, в целом по России из общего количества 20571 шт. дождевальных машин и установок на 01.01.2005 г. в числе исправных находилось 12525 шт. (59,6 %), а с истекшим сроком службы 15568 шт. (75,7 %). Списано в отчетном году (2004) 1303 шт. машин и установок, в том числе широкозахватных дождевальных машин – 707 шт.

Так например, из 1112 штук дождевальных машин в Волгоградской области на 01.01.2005 г. в исправном состоянии находилось всего 648 штук, или 58,3%. Из 5,1 тыс. единиц дождевальной техники, предусмотренных проектами, в настоящее время обеспеченность орошаемых земель составляет всего 21,8%, причем физический износ парка дождевальных машин составляет более 80%. По этой причине, в 2004 году было списано 109 единиц дождевальных машин, а поставлено новых всего 11 штук.

По расчетам специалистов ГНУ ВНИИОЗ и ФГНУ ВНИИ «Радуга», установлено, что в ближайшие 5 лет потребуется полная замена существующего парка дождевальных машин. Расчеты показали, что необходима поставка порядка 8 тыс. шт. широкозахватных машин кругового действия, 3600 шт. машин фронтального полива, 4100 шт. – шлангобарабанных или по типу ДДА-100 отечественного производства и зарубежных аналогов. Фактические темпы обновления парка дождевальных машин можно оценить по реализации производственной программы за 2004 г. ведущих российский заводов-изготовителей. К примеру, ОАО ПО Кропоткинский машиностроительный завод «Радуга» выпустил и реализовал 6 дождевальных машин «Кубань», план на 2005 г. – 11 шт. ОАО Ставропольская фирма «Фрегат» реализовала в 2004 г. 10 дождевальных машин «Фрегат», в 2005 г. 3-4 штук. За последние 5 лет ежегодная реализация продукции ОАО Ставропольская фирма «Фрегат» составляет 25-30 млн руб., в том числе 8-10 млн руб. – запасные части к дождевальным машинам. В аналогичных или более худших (стадия банкротства) экономических условиях находятся и другие российские заводы-изготовители дождевальной техники.

Можно смело утверждать, что при сохранении существующей политики в области ценообразования и экономического реформирования сельского хозяйства, деградация мелиоративного комплекса, выход из строя каналов, сооружений, насосных станций, дождевальных машин будут происходить еще более быстрыми темпами, что повлечет за собой столь же быстрое дальнейшее сокращение орошаемых земель, снижение устойчивости земледелия и ухудшение в целом социально-экономических условий в засушливых зонах России.

Вопрос замены отслужившей свой ресурс техники осложнен тем, что ЭДМС «Днепр» и ДДА-100МА в России не изготавливается, а значительная часть «Фрегат» поступала с заводов Украины, которые сегодня перепрофилированы и выпускают другую продукцию, включая дорожные ограждения.

В комплексе мероприятий по стабилизации деятельности АПК в России к основным следует отнести меры, которые должны осуществляться в рамках ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы». Реализация программы направленная на выполнение работ по нейтрализации процессов деградации почв, базируется и на решении вопросов по осуществлению комплексных мелиораций. Учеными ВНИИОЗ в предшествующий период, подготовлен научный доклад о роли оросительных мелиораций в придании сельскому хозяйству засушливых регионов устойчивости и достаточности развития. Основные положения научного доклада включены в «Концепцию мелиорации сельскохозяйственных земель в России», одобренной Президиумом РАСХН и Коллегией МСХ РФ.

Однако, базовое финансирование ФЦП, приведенной выше, куда вошли и мелиоративные мероприятия, не обеспечивает выполнение необходимого объема работ по снижению действия негативных процессов, приводящих к снижению плодородия почв.

Другой фактор, сдерживающий развитие комплексных мелиораций, это отсутствие государственного регулирования спроса и предложений на отечественную сельскохозяйственную продукцию, так как общеизвестно, что мера востребования мелиорации, и, как следствие, масштабы развития мелиоративного комплекса России, напрямую зависит и от политики востребованности произведенной отечественной сельскохозяйственной продукции. С орошаемых земель можно поставлять не только большое количество высококачественного зерна, но и основной объем разнообразной овощной продукции, продукции садов, а также кормов, являющихся неотъемлемым элементом подъема животноводства основного направления в реализации приоритетного национального проекта «Развития АПК».

Потребность мелиорации определяется не только гектарами сельхозугодиями и повышением их продуктивности. Она должна сочетаться с системой мер по возрождению села, восстановлению полнокровных и привлекательных условий жизни в сельской местности.

Только при системном подходе к реализации целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» можно ожидать успехи в безусловной экономической эффективности использования орошения, а значит и повышении востребованности мелиорации.

По существу речь должна идти о комплексном подходе к возрождению мелиоративного комплекса не только как отрасли сельского хозяйства, как государственной целевой программы, вытекающей из основ «Концепции мелиорации сельскохозяйственных земель в России» но и как возрождение сельских поселений на осваиваемых в поэтапном порядке территорий.

В настоящее время, к сожалению, не только не обеспечивается приоритетность мелиоративной отрасли, как это определено основными направлениями продовольственной политики Правительства России до 2010 г., но и продолжает происходить дальнейший переток капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики страны.

Вместе с тем даже при сложившемся экономическом кризисе с учетом имеющихся бюджетных возможностей можно оказать необходимую финансовую помощь для сохранения и развития мелиоративного фонда, например, включить в перечень среднесрочного и долгосрочного до 8 лет субсидирования части затрат по привлеченным кредитам на приобретение новых малозатратных и энергосберегающих дождевальных машин, в том числе и зарубежного производства, направить на эти цели лизинговые средства, наладить производство более современной оросительной техники на отечественных промышленных предприятиях, в том числе путем приобретения лицензий лучших зарубежных фирм, как это делается, к примеру, в Волгоградской области.