МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

 

 
"РОЛЬ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ "
 
(МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
 
Москва 2006

УДК 626.87:33

К вопросу о повышении эффективности использования

орошаемых земель в новых экономических условиях

 

К.В. Роенко

ГНУ «Всероссийский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский

институт гидротехники и мелиорации им. А.Н. Костякова», г. Москва, Россия

 

Современный этап развития экономики России характеризуется радикальным пересмотром организационно-хозяйственной и экономической структуры сельского хозяйства, земельных отношений и представлений о направлениях развития АПК.

Аграрная реформа начала 1990-х годов, направленная на формирование новой структуры рыночных отношений, повлекла за собой общий спад сельскохозяйственного производства в стране. Резкое сокращение финансирования мелиоративных мероприятий и выделения средств на содержание мелиоративных и водохозяйственных объектов, а также недостатки проводимой в «сжатые сроки» приватизации обусловили современное кризисное состояние отрасли.

С учетом того, что в условиях рыночных отношений на первый план выдвигается проблема рентабельности возделывания той или иной сельскохозяйственной культуры, должна быть пересмотрена практически вся система орошаемого земледелия, как основополагающего фактора устойчивого хозяйствования, включая мелиоративные и организационно-хозяйственные мероприятия. Также требуют разработки  принципиальные положения по совершенствованию эксплуатации и управления оросительными системами в России.

Орошаемое земледелие претерпевает изменения во всем мире. И множество стран в процессе своего экономического развития сталкивается со схожими проблемами:

необходимостью реформирования структуры службы эксплуатации и изменения инфраструктуры;

разработка новых подходов к управлению  эксплуатацией оросительных систем;

проблемой бюджетного финансирования мероприятий по эксплуатации в условиях децентрализации управления;

создание правовой базы соответствующей новым юридическим требованиям;

В связи с этим, встает вопрос о возможности использования зарубежного опыта развития сельского хозяйства для разработки эффективной службы эксплуатации оросительных систем на территории Российской Федерации. И хотя наша страна традиционно ищет свои собственные пути, пренебрегать опытом других стран в этой области не следует.

В настоящее время мелиоративно-хозяйственный комплекс России представлен 9,3 млн га мелиорированных площадей, в том числе 4,5 млн га орошаемых земель с балансовой стоимостью мелиоративных систем всех форм собственности 84 млрд руб., из них федеральной собственности 84 млрд руб., или 28% от общей балансовой стоимости. Эти земли занимают 7,5% от площади пашни и на них производится сегодня 65-70% овощей, почти 20% грубых и сочных кормов, весь рис, значительное количество другой продукции земледелия.

Для сравнения следует отметить, что доля мелиорированных земель в общей площади пашни в Англии составляет 80%, в Китае – 55, в Германии – 45, Индии – 36, США – 39%. При этом биопродуктивность орошаемых земель в этих странах в 2-3 раза выше, чем в России. По данным Россельхозакадемии и научных учреждений в России для обеспечения устойчивости земледелия и получения гарантированных объемов продукции растениеводства необходимо иметь в перспективе 20-22 млн га мелиорированных земель, из них 10-12 млн га орошаемых.

Во время проведения реформ в каждой стране (при различных исходных условиях переходного процесса) был получен новый опыт и были разработаны новые подходы. Такие страны как, например, Польша, Чехия, Словения после проведения политики приватизации и как следствия реструктурирования аграрного сектора экономики столкнулись с тем, что широкомасштабное орошение потеряло свою актуальность при управлении частными землями. Это, естественно привело к пересмотру традиций государственного субсидирования, поискам новых эффективных способов поддержки сельхозпроизводителей и бюджетного финансирования мелиоративных объектов, находящихся в федеральной собственности. В этих условиях государственные субсидии могут быть выделены только для строительства и сервисного обслуживания организованного в частном или арендном секторе сельского хозяйства различными компаниями.

Так, в Латвийской Республике на основании закона «О развитии сельского хозяйства и сельских территорий» ежегодно определяются суммы субсидирования по нескольким направлениям, в том числе и на улучшение сельскохозяйственных угодий. Интерес представляет способ субсидирования, объем которого находится в пределах 30-70% от общей стоимости работ. И выделяется только после того, как вся  стоимость работ уже оплачена получателем субсидий. Это является наиболее эффективным способом поддержки сельхозпроизводителей.

В области законодательной базы сельского хозяйства и водохозяйственного комплекса стран также произошли существенные изменения, затрагивающие права водопользователей, ответственность за эксплуатацию и техническое обслуживание оросительной инфраструктуры и определяющие ее принадлежность в условиях частной собственности. Новые члены ЕС и государства, находящиеся в стадии подготовки к вступлению[1], следуют рекомендациям Европейского регулирования (ЕU COM 97) и стратегия в аграрном секторе разрабатывается в соответствии с управлением в орошении по стандартам ЕС.

Очевидно, что финансирование орошения зависит от роли, которую играет правительство, от учреждения новых организационных структур и от готовности водопользователей оплачивать сервисные услуги и затраты на модернизацию систем.

Несмотря на разнообразие существующих методов и объемов государственной поддержки в странах Европы, Северной Америки и Азии все же можно выделить общие принципы эффективной инвестиционной политики, цель которой создание экономически устойчивого, конкурентоспособного сельского хозяйства, важнейшей частью которого является орошаемое земледелие:

постепенный уход от субсидирования к механизму самофинансирования;

децентрализация управления водными ресурсами, помогающая вовлечь пользователей в процесс принятия решений;

комплексный подход к вопросам управления и охраны окружающей среды и адаптация агропромышленного комплекса к повышенным экологическим требованиям;

гибкие системы кредитования и страхования, позволяющие проводить политику внедрения новых технологий;

создание ассоциаций или кооперативов водопользователей, с передачей им ответственности за эксплуатацию и техобслуживание внутрихозяйственных сетей;

финансирование и последующее внедрение научных разработок;

создание высокоэффективных ресурсосберегающих систем мелиорированного земледелия, обеспечивающих рост продуктивности мелиорированных земель, устойчивое функционирование агросистем, сохранение и рациональное использование природных ресурсов.

Необходимость государственного регулирования в орошаемом земледелии обусловливается его значительной капиталоемкостью. В условиях длительной и недостаточной эксплуатации выходят из строя мелиоративные системы и их элементы.  Происходят изменения продольного и поперечного профилей каналов за счет заиления, размыва, обрушения откосов и дна каналов, осадки грунта, зарастание, разрушение дренажных линий, уменьшение их глубины в связи со сработкой торфа; разрушение водорегулирующих и других сооружений, ухудшение характеристик и выход из строя насосно-силового оборудования. Это приводит к нарушению оптимальных агротехнических сроков посева и уборки сельскохозяйственных культур, условий их выращивания и в результате к значительному снижению продуктивности мелиорированных земель. Основная причина такого положения – значительное сокращение государственного финансирования службы эксплуатации, снижение капительных затрат на строительство и реконструкцию мелиоративных объектов.

Учитывая резкое сокращение инвестиций, сохранение устойчивости сельхозпроизводства на орошаемых землях возможно только при реализации государством своей ведущей функции регулирования экономики. В связи с этим  обязательна государственная поддержка с выделением средств из федерального и местного бюджетов на содержание и ремонт оросительных систем в количествах и объемах, достаточных для поддержания оросительных систем в надлежащей эксплуатационной готовности.

Так, в республиканской программе Республики Беларусь «Сохранение и использование мелиорированных земель на 2006-2010 годы» основной задачей является получение конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Этому будут способствовать проведение эксплуатационных мероприятий, своевременное осуществление ремонта, реконструкции износившихся мелиоративных систем, обеспечивающих надежное функционирование.

На выполнение ремонтно-эксплуатационных работ за 2006-2010 годы предусмотрено направить 704,7 млрд руб. средств республиканского бюджета, в том числе 85,4 на приобретение машин и механизмов, что оставляет 65% от потребности в финансовых средствах  на выполнение Программы (всего в 2006-2010 гг. планируется выделить 1079,2 млрд руб.).

Для сравнения в федеральной целевой программе «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы» на ремонт и содержание межхозяйственных мелиоративных систем в 2005 году было выделено 3,011 млрд руб. притом, что в этом году всего по Программе было профинансировано средств на сумму 310,0 млрд руб.,  то есть лишь 1% средств ушло на эксплуатационные расходы. 

Из-за несвоевременного проведения  ремонтно-эксплуатационных работ, замены технологического оборудования, строительства новых мелиоративных объектов деградация оросительных систем достигает критической черты. Завершает перечень технических проблем мелиорации – поливная техника, точнее сказать, ее нехватка. За пределами России оказалось более 60 % производственных мощностей по выпуску дождевальной техники, насосного и силового оборудования. Необходимо восстановить мощности по производству этой техники на заводах в городах Волгограде, Казани, Ставрополе, Омске, Котельникове и Кропоткине.

Наряду с резким сокращением средств федерального бюджета по всем направлениям проведения мелиоративных мероприятий субъекты Российской Федерации, землепользователи в новых экономических условиях хозяйствования не сумели компенсировать этот недостаток из собственных средств.

На сегодняшний день перед государством стоит необходимость решения первоочередных текущих проблем в условиях неясной ситуации в правах собственности внутрихозяйственных и межхозяйственных мелиоративных систем и отсутствия четкой стратегии переходного периода. Как показывает мировой опыт и практика, основной тенденцией развития рыночных отношений является уменьшение поддержки со стороны государства и максимальное покрытие затрат самими водопользователями при комплексном использовании водных ресурсов. И это надо учитывать при разработке долгосрочных стратегий в управлении и эксплуатации мелиоративных систем.

Общее состояние АПК России пока не позволяет обеспечить инвестициями мелиоративный комплекс в полном объеме. И хотя государственная политика и законодательная база разрабатываются в направлении увеличения государственной поддержки для эксплуатации оросительных систем и функционирования эксплуатационных организаций[2], – это является целесообразным лишь на данном этапе реформирования. Однако недостаточно уделять внимание лишь техническим проблемам, без решения организационно-хозяйственных и экономических вопросов и создания законодательной базы  невозможно повысить эффективность орошаемого земледелия в рыночных условиях.

Необходимым условием совершенствования эксплуатации  оросительных систем является разработка хозяйственного механизма, соответствующего современным условиям и стандартам международного уровня, с применением актуальных технологий и методов, прошедших проверку в других странах, что позволит повысить эффективность капиталовложений в мелиоративную отрасль. 

 



[1]   Например в Болгарии, Румынии, Украине, и др.

[2] Такой подход принят в ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы»