МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

 

 
"РОЛЬ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ "
 
(МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
 
Москва 2006
 

УДК 631.67; 624.131.6

ЦЕЛЬ и Задачи мелиораций в развитии АПК

 

А.М. Ларионова – д. т. н., главный специалист

Россельхозакадемия, г. Москва

 

В последние годы принижена роль сельского хозяйства в экономике страны, отмечен крутой спад сельскохозяйственного производства, что нашло отражение в структуре бюджета и ухудшении финансового положения всех ее отраслей, в т.ч. мелиорации. За 1990-1998 гг. объем валовой добавленной стоимости (ВДС) сельского хозяйства России сократился на 42 %, что свидетельствует о резком падении эффективности отрасли. Диспаритет цен привел к убыточности сельских производителей, большому снижению реальной оплаты их труда и уровня жизни на селе, нарушению всей системы воспроизводства отрасли. Цены на приобретаемые средства и услуги возросли за 7 лет в 8571 раз, в том числе на энергоносители в 11958 раз, валовой выпуск на 1 га сельскохозяйственных угодий упал в предприятиях на 45% [6]. Такого падения практически всех показателей производства страна не знала за всю свою историю [2].

Проводимые в России аграрные реформы (1990 г.) не позволили стабилизировать производство продуктов питания [3]. Ныне проблема продовольственной независимости страны приобретает качественно новые черты национальной безопасности, ибо в балансе питания страны 40 % продуктов импортного производства [4]. До 1990 г. социально-экономические процессы на селе носили плановый характер и были направлены на устранение противоречий между городом и деревней. С началом аграрных преобразований сокращается число рабочих мест, снижается жизненный уровень сельских жителей. Так, в Саратовской области произошел не только спад сельскохозяйственного производства, но и резко обострилась социально-экономическая ситуация на селе [8].

Реформирование в агропромышленном комплексе (АПК) России привело к значительным негативным изменениям: так сокращены площади сельскохозяйственных угодий, в том числе площади с орошаемыми и осушаемыми землями, ухудшилось их состояние и использование, а соответственно снизилась урожайность сельскохозяйственных культур. Засуха 1998-1999 гг. привела к резкому сокращению валовых сборов зерна, овощей, кормов и технических культур, тем самым, показав, что и в новых экономических условиях гарантом стабильности сельскохозяйственного производства является комплексная мелиорация земель, обеспечивающая получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур в любых погодных условиях.

Известно, что для устойчивого и безопасного развития страны, ликвидации финансовой зависимости от других развитых стран мира, повышения жизненного уровня населения необходимо иметь развитое сельское хозяйство [1].

По развитию мелиорации Россия всегда отставала от стран Запада, включая бывшие Советские республики, особенно страны Балтии. Так, в 1990 г. доля (%) мелиорированных земель (водные мелиорации) от площади сельскохозяйственных угодий составила: в РСФСР – 5,3%, Украинской ССР – 9,5, Молдавской ССР – 4,1, Узбекской ССР – 15,6, Армянской ССР – 24,0, Азербайджанской ССР – 33,3, Латвийской ССР – 83,4, Эстонской ССР – 84,2, Литовской ССР – 89,1%.

При таком малом удельном весе (5,3%) мелиорированных земель в России продолжаются споры о необходимости проведения мелиораций. Однако, даже в зоне избыточного увлажнения дачник или фермер не может выращивать сельскохозяйственную продукцию без полива, не говоря про засушливую зону, где без орошаемого земледелия невозможно возделывание сельскохозяйственных культур, особенно овощей, риса и кормов.

Неравномерно проводились водные и другие виды мелиораций и внутри России. По данным «Мелиоративного кадастра» в России, наибольший удельный вес (%) орошаемых земель имелся в экономических районах Северного Кавказа (33,5 %) и Поволжья (27,4 %) [11].

В 2000 г. изменился состав федеральных округов (ФО), так в Южный ФО вместо 9 республик и областей включены – 13 (в том числе Волгоградская и Астраханская области), в Приволжский ФО – вместо 8, включены 14. После изменения состава ФО, также больше орошалось земель в Южном ФО (50 %), Приволжском (20,5 %) и Сибирском ФО (11,9 %) (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Распределение мелиорируемых площадей в России  по федеральным округам (ФО)

на 01.01. 2005 г.

 

Название ФО

Мелиорированные земли

В том числе

общая площадь,  млн. га

%

площадь орошения, млн. га

%

площадь осу- шения, млн. га

Центральный

1962,5

21,0

505,6

11,1

1456,9

Северо-Западный

1851,2

19,8

18,8

0,4

1832,4

Южный

2338,3

25,0

2269,5

50,0

68,8

Приволжский

1344,7

14,4

932,1

20,5

412,6

Уральский

306

3,3

154,8

3,4

151,2

Сибирский

771,4

8,2

543

11,9

228,4

Дальневосточный

771,8

8,3

122,3

2,7

649,5

Всего

9345,9

100,0

4546,1

100,0

4799,8

 

 


Рис. 1. Распределение площади орошения (тыс. га) в России по федеральным округам

на 01.01. 2005 г.

 

Снижение инвестиций в мелиорацию отрицательно сказалось не только на масштабах мелиоративного строительства, но и на состоянии мелиоративного фонда – это резкое ухудшение качественного состояния значительной части сельскохозяйственных угодий, включая и мелиорированные земли. При уменьшении финансирования снизились площади орошаемых земель и значительная их часть пришла в неудовлетворительное состояние, ухудшились условия эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений. В результате этого, на мелиорируемых площадях усилились процессы: зарастания их кустарником, заболачивания, подтопления и затопления, вторичного засоления, а также техногенного загрязнения, деградации и опустынивания [4].

В России, после проведенных реформ (с 1990 г.), резко сократились площади мелиорированных земель с 11262 до 9084 тыс. га (на 19%), в том  числе орошаемых – с 6156 до 4454 тыс. га (на 28 %) и осушаемых – с 5106 до 4630 тыс. га (на 9 %). В большей степени уменьшились площади с орошаемыми землями, достигнув минимума в 2001 г., и их площадь была ниже уровня 1980 г. (табл. 2, рис. 2). По вышеназванным и другим причинам не только сокращаются площади ранее мелиорированных земель, но и соответственно уменьшаются площади продуктивного земельного фонда, снижается устойчивость земледелия и обостряются экологические проблемы.

Таблица 2

Изменение площади мелиорированных земель в России по годам

Наименование

Годы

1980

1985

1990

1991

1992

1995

1996

Всего, тыс. га, в т.ч.:

8801

10602,2

11538,5

11009,3

10463,8

9786

9609

Орошаемые, тыс. га,

4958

5802,2

6158,7

6037,3

5617,8

5002

4876

Осушаемые, тыс. га,

3843

4800

5379,8

4972

4846

4784

4733

Площадь с/х угодий, млн. га

216,0

215,0

212,2

196,0

187,9

185,3

184,1

% мелиорированных земель

4,1

4,9

5,3

5,6

5,6

5,3

5,2

 

Годы

1997

1998

2000

2001

2002

2003

2004

Всего, тыс. га, в т.ч.:

9405,2

9350,0

9100,3

9084

9165,7

9377

9345,9

Орошаемые, тыс. га

4737,4

4650,0

4466,0

4454,1

4454,1

4553,4

4546,1

Осушаемые, тыс. га

4667,8

4700,0

4634,3

4629,9

4711,6

4823,6

4799,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Динамика изменения площади мелиорированных сельскохозяйственных угодий (1), в том числе с орошаемыми (2) и осушаемыми землями (3)

В годы реформ увеличились площади вывода мелиорированных земель в богарные (рис. 3) и особенно эта тенденция отмечена для орошаемых земель и, в большей степени, в 1992 г.

Рис. 3.  Перевод мелиорируемых площадей в богарные по годам: 1 – всего (F, тыс. га),

из них: 2 – орошаемые, 3 – осушаемые

 

 

Рис. 4. Снижение среднегодового темпа ввода орошаемых (1) и

осушаемых (2) земель (тыс. га) по годам

При высоких темпах вывода мелиорированных земель из оборота резко снизились темпы ввода их в эксплуатацию (рис. 4). Так, среднегодовой ввод орошаемых земель по сравнению с 1985-1990 гг. уменьшился, соответственно, в 1990-1995 гг. и 1996 г. – в 7 и 98 раз и осушаемых земель – в 4 и 79 раз. В настоящее время объем годового ввода мелиорированных земель составляют 2-5% от объемов ввода 1990 г. [12].

В стране сокращены объемы мелиоративных работ, практически прекращена реконструкция оросительных и осушительных систем, снижены объемы мелиоративных мероприятий (в 5-8 раз), приостановлены работы по противоэрозионным, лесомелиоративным, культуртехническим (до 30-40 раз) и природоохранным мероприятиям, уменьшены объемы агрохимических работ [14].

Начиная с 2002 г., наметились незначительные тенденции увеличения площади мелиорированных, в том числе орошаемых земель. Так, к 2005 г. их площадь достигла, соответственно, 9346 и 4546 тыс. га или за 3 года их площади увеличились всего на 2,9 и 2,0 % (табл. 2).  

После второй мировой войны доля мелиорации в приросте мирового сельскохозяйственного продукта составляла более 20 %, что близко к приросту продукции за счет применения удобрений и новых сортов сельскохозяйственных культур [10]. Орошаемые земли, занимая всего 19 % обрабатываемой в мире площади, обеспечивают получение более 40 % всей продукции растениеводства. В России при удельном весе орошаемых земель в 1990 г. – 4,7 %, собирали с них продукцию свыше 11 % [9].

Не случайно, в СССР (до 1990 г.) партией и правительством нашей страны уделялось большое внимание мелиорации земель, особенно после Майского пленума ЦК КПСС (1965 г.), когда был правильно взят курс на мелиорацию. Анализ данных «Мелиоративного кадастра» показал, что после 1965 г. в России резко повысились объемы мелиоративных работ, в том числе площади с орошаемыми землями и достигли максимума в 1990 г. (с 1510 до 6156 тыс. га)  или за 25 лет увеличились в 4,1 раза [11].

Однако резкий подъем мелиоративного строительства в эти годы не обошелся без негативных последствий. Причиной тому послужило множество факторов – это, зачастую, низкий уровень строительства мелиоративных систем, ведомственный гигантизм (нацеленность на сооружения и объекты огромных размеров), погоня за «дешевым» гектаром, отставание темпов сельскохозяйственного обустройства и освоения мелиорируемых территорий от момента ввода их в эксплуатацию. Например, для удешевления стоимости орошаемого гектара, в большинстве, проектами не предусматривалось строительство коллекторно-дренажной сети, или строилась она с большим опозданием. Не соблюдались научно обоснованные режимы орошения, что вызвало в отдельных регионах подъем уровня грунтовых вод (УГВ) и вспышку вторичного засоления орошаемых земель. В итоге на этих землях не была достигнута проектная урожайность сельскохозяйственных культур, а при больших капитальных затратах на строительство мелиоративных систем их эффективность оказалась крайне низкой.

В низкой эффективности мелиораций, ухудшении качества воды и деградации орошаемых земель больше ругают мелиораторов, хотя есть и доля их вины. Здесь можно привести ряд главных причин и виновников.

1. Вина проектировщиков и строителей состоит в том, что зачастую:

значительные объемы мелиоративных работ проводились с низким качеством, без должного научного обоснования и прогноза последствий строительства мелиоративных объектов;

рисовые системы и системы орошения сточными водами располагались в поймах рек, засоленных почвах и с близким залеганием грунтовых вод;

оросительные системы строились без коллекторно-дренажной сети;

орошаемые участки располагались на землях с большими уклонами, где не предусматривалось устройство лесных полос и др. мероприятий;

полив проводился высокоинтенсивными дождевальными машинами, не качественной водой (минерализованной и сточной). Например, строились крупные животноводческие комплексы, где объемы утилизации навозных стоков намного превышали потребности в воде орошаемых угодий, качество поливной воды не отвечало требованиям поливной техники и др.;

межхозяйственные и внутрихозяйственные каналы строились в земляном русле, что увеличило потери воды на фильтрацию, вело к подъему грунтовых вод и явилось причиной снижения коэффициентов земельного использования (КЗИ), полезного действия (КПД) систем и эффективности орошения.

2. Пробелы эксплуатационников отмечены в том, что в большинстве на орошаемых землях не соблюдался водный режим почв – завышалась величина оросительных и поливных норм, несвоевременно проводился ремонт сети, отсутствовал должный контроль за объемом и качеством забора и сброса воды.

3. Вина сельскохозяйственных предприятий состояла в том, что на мелиорированных землях вносились в почву повышенные дозы минеральных удобрений и средств защиты растений, не соблюдались технологии обработки почв и возделывания сельскохозяйственных культур, использовалась тяжелая техника, уплотняющая почвы, и др.

4. Крупными загрязнителями поверхностных и подземных вод, сельскохозяйственных и мелиорируемых земель остаются токсичные отходы предприятий химической, тяжелой и нефтедобывающей промышленности, стоки городов, выбросы автотранспорта и др. Эти отходы и стоки без должной очистки и контроля сбрасываются на поля и в водоемы, а это фенолы, тяжелые металлы, радионукелиды, болезнетворные микробы и др.

В итоге, основными виновниками загрязнения водоемов и орошаемых земель остаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

В настоящее время встают и новые проблемы, так водохранилища и очистные сооружения, построенные 30-50 лет назад, требуют капитального ремонта, на них не проводятся профилактические меры, мелиоративные системы эксплуатируются с нарушением правил. При ведомственной подчиненности мелиоративных объектов на местах отдается предпочтение потребностям энергетики, транспорту, промышленности и практически не выделяется средств на строительство и ремонт плотин, гидротехнических (ГТС) и очистных сооружений, очистку малых водоемов и водохранилищ, практически не проводятся природоохранные мероприятия.

Сейчас это положение дел усугубляется тем, что в нынешних рыночных отношениях руководители различных предприятий и АО в большей степени увлекаются получением прибыли и меньше обращают внимание на старение и неисправность очистных сооружений, нарушают технологию производства, и у них нет заинтересованности в строительстве новых зданий, и систем, совершенствовании технологий очистки стоков.

После проведения реформ многие природоохранные органы сокращены и практически отсутствует система контроля со стороны Правительства России за соблюдением правил и норм сброса отходов, состоянием экологии, уровнем загрязнения сельскохозяйственных угодий и водоемов, проведением мер по их охране и рациональному природопользованию.

Недоучет указанных факторов, особенно увеличения объемов сброса токсичных загрязнителей в водоемы и на орошаемые земли, отсутствие должного контроля за объемами потребления и сброса воды явились причинами резкого ухудшения качества воды в большинстве источников орошения, водоснабжения и других  видов водопользования, деградации земель [3]

В сложившихся современных условиях в агропромышленном комплексе (АПК) остро встает необходимость обеспечения продовольственной и экологической безопасности страны, воспроизводства почвенного плодородия земель и стабилизации уровня сельскохозяйственного производства. Все это должно быть увязано с общим улучшением экономической обстановки в АПК страны. При ограничении материально-технических средств, диспаритете цен на сельскохозяйственную продукцию, негативных процессах в экономике страны неизмеримо возрастает роль мелиорации [5].

Данные ВНИИ орошаемого земледелия утверждают, что для стабилизации экономики АПК и перехода на устойчивое развитие сельского хозяйства России необходимо довести площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий в 2008-2010 гг. до уровня 1990 г. (6,0-6,2 млн га) и в последующем к 2020 г. расширить их до 10-12 млн га  [9]. Академик Кружилин И.П. показывает, что низкая урожайность сельскохозяйственных культур и большая изменчивость ее по годам обостряют проблему обеспечения населения продовольствием, лихорадят экономику сельских товаропроизводителей и агропромышленный комплекс в целом. Природные условия, в которых ведется сельское хозяйство, отличаются сложностью и большим разнообразием. Почти 80% земледельческой территории страны расположено в зонах недостаточного и неустойчивого увлажнения атмосферными осадками с часто повторяющими суховеями. Даже в Поволжском регионе при среднегодовой сумме осадков от 180 (Астрахань) до 500 мм (Казань) коэффициент увлажнения изменяется в пределах от 0,12 до 1,0. Орошение сельскохозяйственных культур будет способствовать не только увеличению объемов и устойчивости производства сельскохозяйственной продукции, но оздоровлению микроклимата и агроландшафтов [9].

Цель мелиораций - повысить эффективность использования сельскохозяйственных угодий возможно только при улучшении почв, проведении комплексных мелиораций, тогда с повышением урожайности сельскохозяйственных культур возрастет устойчивость производства, уменьшится его зависимость от неблагоприятных метеорологических условий. Для выполнения поставленных задач следует выделить приоритетные направления науки и производства:

совершенствование технологий управления системами ком­плексных мелиораций, реализующие принципы рационального природопользования и региональный подход к выбору и размещению комплекса мероприятий;

создание новых гидромелиоративных систем (ГМС) и реконструкция существующих систем с учетом современных экономических отношений, ресурсного обеспечения и охраны окружающей среды для различных форм хозяйствования, типов агроландшафтов и при повышении эксплуатационной надежности, безопасности и рабочего долголетия систем;

разработка новой стратегии эффективного использования водных ресурсов и технологий управления водопользованием в отраслях АПК;

разработка новых технологических процессов и технических средств для строительства, реконструкции и эксплуатации гидромелиоративных систем с применением новых материалов и совершенных элементов систем  [7];

устройство водоотведения и дренажа на орошаемых землях и разработка экологически совершенных, малозатратных технологий очистки минерализованных и дренажных вод;

совершенствование технологий производства культуртехнических, противоэрозионных и агрохимических работ, способов борьбы с засолением, заболачиванием, эрозией, закустариванием, загрязнением и другим видом деградации мелиорированных земель;

создание системы мониторинга орошаемых и осушаемых земель, проведение экологической паспортизации хозяйств и территорий;

замена устаревших стандартов, строительных норм и правил, не отвечающих современным условиям производства;

разработка новых систем мелиоративного земледелия для крупных и мелких хозяйств на адаптивно-ландшафтной основе при совершенствовании схем севооборотов; систем обработки почвы, подбора состава культур; почвозащитных и водосберегающих режимов орошения и осушения; систем применения органических и минеральных удобрений, средств защиты растений;

уточнение научных основ комплексной мелиорации земель с целью обеспечения стабильной экономической эффективности и экологической безопасности мелиорируемой территории;

совершенствование системы подготовки научно-педагогических кадров, специалистов высшей и средней квалификации;

изменение порядка финансирования работ по восстановлению и воспроизводству плодородия земель, реконструкции и строительству гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений;

совершенствование инвестиционной политики в законодательстве Российской Федерации.

Новые технологии комплексных мелиораций должны будут восстановить плодородие почв, повысить продуктивность мелиорируемых угодий до 2 раз, обеспечить стабильность получения сельскохозяйственной продукции и экологическую устойчивость агроландшафтов, предотвратить процессы деградации земель и развить сельскохозяйственное производство на мелиорированных землях. Это позволит увеличить производство отечественных продуктов питания и доходов сельских товаропроизводителей, создать основу для обеспечения продовольственной независимости России.

Особое место в решении задач Продовольственной программы России также должно принадлежать комплексной мелиорации земель. При этом, должны учитывать все факторы. Например, академик Маслов Б.С. подчеркивает, что при неравномерности и неустойчивости увлажнения земель каждый ландшафт характеризуется определенной степенью мелиоративной неустроенности территории и нуждается в строго регламентированных преобразованиях. В пределах одного ландшафта сельскохозяйственной территории могут потребоваться различные виды мелиораций (оросительные, осушительные, агротехнические, лесо- и гидротехнические, биологические, тепловые и другие), а также мероприятия по борьбе с водной и ветровой эрозией почв, засолением земель. С помощью комплекса мелиоративных и других мероприятий человек изменяет в необходимом направлении неблагоприятное влияние на сельскохозяйственное производство местных факторов, а при охвате значительных территорий изменяет зональные факторы [10].

Негативное влияние человеческой деятельности природа ощущала всегда, но в ХХI веке это влияние достигло глобальных масштабов, а местами привело к необратимым изменениям природной среды. Природоохранные органы Российской Федерации констатируют, что во многих регионах растут площади засоленных земель, в большинстве  районов снижается плодородие почв, уменьшаются запасы гумуса. Большое распространение  получили эрозионные процессы (около 60 % сельскохозяйственных земель), так водной эрозии подвержено свыше 38 млн га, ветровой около 19 млн га [12].

До реформ 1990 г. в России существовало Министерство мелиорации и водного хозяйства (МиВХ), где была отлажена система строительства, эксплуатации, реконструкции строились мелиоративных систем; система финансирования, учета и контроля объемов и качества выполняемых работ; система подготовки кадров. В данном Министерстве была создана пирамида по обеспечению работоспособности и сохранности мелиоративных систем и объектов водного хозяйства (водохранилищ, плотин, ГТС и др.). Ликвидация Министерства МиВХ, а вместе с ним и всей существующей системы, естественно, привела к сбою работы мелиоративных и водохозяйственных систем, ухудшению состояния экологической обстановки в водоемах и на сельскохозяйственных угодьях.

Вместо сокращенного Министерства мелиорации и водного хозяйства, создано новое Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), которое призвано ликвидировать чрезвычайные ситуации. Вновь созданное Министерство, не располагало квалифицированными специалистами (мелиораторами, водниками и др.), которые могли бы предупредить разрушение водохранилищ, плотин, ГТС, гидроэлектростанций и мелиоративных систем; дать прогноз возникновения аварий, лесных пожаров, паводков и наводнений; предотвратить деградацию водоемов и сельскохозяйственных земель, в том числе мелиорированных. Поэтому это Министерство не может бороться с причинами возникновения катастрофических ситуаций и, зачастую, принимаются неквалифицированные решения, например г. Ленске (2004 г.) наводнение было спровоцировано.

В последствии загрязненную воду в водоемах используют для орошения сельскохозяйственных культур, разведения рыбы, питьевых и других целей, На деградированных землях получают загрязненную продукцию, которая также потребляется человеком. Все это, естественно, не только ведет к ухудшению экологической обстановки окружающей среды, но ухудшению здоровья населения и даже приводит к гибели людей.

Для предотвращения и сокращения числа аварий необходимо сейчас создать соответствующую службу эксплуатации водных и мелиоративных систем, плотин, ГТС, организовать своевременное проведение их ремонтов. Изменить аварийную ситуацию в стране можно при восстановлении Министерства мелиорации и водного хозяйства, или допустить к выполнению мелиоративных мероприятий, не работников МЧС, а специалистов мелиораторов и водников.

Гарантом ускоренного восстановления АПК, его динамического развития и стабильности сельскохозяйственного производства остается комплексная мелиорация земель, обеспечивающая получение высоких и устойчивых урожаев в любых погодных условиях.

Вывод. Мелиорация сельскохозяйственных земель проводится в целях роста плодородия почв, повышения продуктивности и устойчивости земледелия, создания гарантированного продовольственного фонда. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что степень развития мелиорации земель является важнейшим показателем технического уровня и возможностей сельского хозяйства в решении продовольственной проблемы.

Библиографический список

 

1.         Никитенков Б.Ф.  Методы построения и использования комплексных моделей почвенных процессов в мелиорации. Автореферат дисс…. доктора техн. наук. – М., 2000. 43 с.

2.         Агропромышленный комплекс России в ХХI веке: Стратегия развития (Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23-24 ноября 1999 г.). – М., 1999.

3.         Боев В.Р.   Аграрной политике – обоснованные решения. /Сб. АПК России в ХХI веке. – М., 1999. С. 3-5.

4.         Гончаров В.Д.. Продовольственный рынок России: проблемы развития. /Сб. АПК России в ХХI веке. – М., 1999. С. 75-77.

5.         Горин В.Я. Проблемы совершенствования хозяйственного механизма в сельскохозяйственном производстве. /Сб. АПК России в ХХI веке. – М., 1999. С. 48-50.

6.         Дронова Т.Н.    Адаптивные технологии возделывания многолетних трав в одновидовых и смешанных  агрофитоценозах на орошаемых землях. /Сб. АПК России в ХХI веке. – М., 1999. С. 256-258.

7.         Зинченко А.П. Затраты и эффективность сельскохозяйственного производства в рыночных условиях. /Сб. АПК России в ХХI веке. – М., 1999. С. 17-19.

8.         Кизяев Б.М. Система технологий и машин по комплексной механизации мелиоративных работ. /Сб. АПК России в ХХI веке. – М., 1999. С. 240-242.

9.         Кругликов А.А., Кистанов И.А. Тенденции развития социально-экономической сферы сел Поволжья. /Сб. АПК России в ХХI веке. – М., 1999. С. 343-345.

10.   Кружилин И.П.  Орошение – базовый фактор повышения продуктивности и устойчивости земледелия в засушливой зоне. /Сб. АПК России в ХХI веке. – М., 1999. С. 238-240.

11.   Маслов Б.С.  Научные проблемы мелиорации земель в ХХI веке, опыт и задачи международного сотрудничества. /Сб. АПК России ХХI веке. – М., 1999. С. 235-236.

12.   Мелиоративное состояние орошаемых и осушенных сельскохозяйственных угодий и техническое состояние оросительных и осушительных систем за 1985-2005 гг. (Мелиоративный кадастр).

13.   О реализации Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.11.92 г. № 879.

14.   Безднина С.Я. Водопользование в агропромышленном комплексе. //Сб. РАСХН Проблемы и перспективы развития мелиорации, водного и лесного хозяйства (к 75-летию РАСХН)». – М., 2004. С. 158-169.

15.   Национальный доклад за 1990-1995 гг. – М., 1996.

 

 

   
Вернуться к Оглавлению...