В.В. Шабанов

27 июня 2012 года отметил юбилей один из наших старейших сотрудников нашего университета, д.т.н, профессор кафедры мелиорации и рекультивации земель один из создателей Проблемной лаборатории, автор огромного количества научных работ, публикаций и новых учебных дисциплин Виталий Владимирович Шабанов.  Предлагаем Вашему вниманию полную версию интервью.


- Виталий Владимирович, расскажите, пожалуйста, что подвигло Вас выбрать именно вашу профессию? И почему Вы выбрали институт заочного образования?

-  Дело в том, что мой отец работал главным специалистом по гидрологии в отделе изысканий Союзводоканалпроекта и регулярно выезжал в гидрологические экспедиции. Моя первая экспедиция с ним была, когда я учился в восьмом классе. Это было обследование реки в Татарии, для выбора мест расположения водозаборов и водохранилищ, которые были необходимы для водоснабжения интенсивно развивающейся тогда нефте-химической промышленности. Кроме того, отец рассказывал мне, как слушал лекции Алексея Николаевича Костякова, который тогда еще работал в нашем институте. Кстати, это было одно из немногих учебных заведений, где занимались широким кругом водохозяйственных проблем (мелиорация, использование водной энергии, гидротехника и др.). Наверное, это и определило выбор места моей деятельности. После школы я женился, нужно было зарабатывать, и я пошел работать техником в Научно-исследовательское бюро нашего института. Понимая, что без знаний жить и работать не интересно, пошел учиться на заочное отделение по специальности инженер-гидротехник. Во время учебы я продолжал участвовать в работе различных научных экспедиций (Якутская, Ярославская, Белорусская и др.). Появилась возможность заниматься и научной работой, появились первые изобретения и публикации. Вообще, совмещение работы и учебы приносит большую пользу, т.к. формирование специалиста происходит при решении конкретных задач и теория становиться практикой, а новая практика требует развития теории, т.е. дает толчок к дальнейшему обучению.

 

 -  Вспоминая про далекий 1969 год, хотелось бы узнать ваши размышления по поводу защиты своей диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме "Обоснование потребности в мелиорациях"? Что стало самым трудным в той работе, что больше всего вызвало удовлетворение и гордость, чем больше всего запомнился период работы по той теме?

- Диссертацией, вернее исследованиями по теме диссертации я стал заниматься, еще обучаясь в институте. Мой учитель академик Аверьянов С.Ф. всячески поддерживал самостоятельность своих учеников, но несмотря на это он хотел, чтобы я (как и другие мои коллеги, ученики Аверьянова С.Ф, Голованов А.И., Никольский Ю.Н.) занялся вопросами передвижения влаги в почве. Меня же более интересовали комплексные проблемы, в которых можно было бы синтезировать знания по географии, биологии, математики и все это применительно к мелиорации. Прочитав труды Костякова А. Н., я увидел, что он занимался этим же, продолжить такое направление исследований мне казалось весьма перспективным. Сергей Федорович сначала к моим начинаниям отнесся скептически, и даже некоторое время не хотел обсуждать со мной результаты работы. Однако, потом, как великий ученый и человек он попросил принести ему книги, которые я читал, посмотрел их, посмотрел результаты работы и предложил мою диссертацию представить сразу на степень доктора технических наук. Это был первый (для мелиорации) и, видимо, последний случай, когда относительно молодой человек (мне было тогда 32 года) во время одной защиты получал сразу две степени – кандидатскую и докторскую. Естественно, этот «эксперимент» не удался. Кандидатскую степень «присудили», а на докторскую «не хватило» голосов. Однако возможность сочетать разнообразные знания для решения мелиоративных задач, давала определенное удовлетворение. В дальнейшем, разработанные в диссертации математические модели использовались в других работах, однако это направление (синтез знаний) в мелиорации и природопользовании можно развивать до бесконечности.

Что касается «особой гордости», то, пожалуй, это был неожиданный успех в глазах учителя, чувство, что я его не подвел.

 

- В современной России слово «мелиорация» высшие чины в стране стали произносить только после аномальной жары 2010 года и страшных пожаров. А ведь в Советском союзе специальности, связанные с мелиорацией были очень престижны, не так ли?

- Как Вы знаете, мелиорация это коренное улучшение, т.е. сумма антропогенных воздействий, коренным образом (не менее чем на 10 %) изменяющих потоки энерго и массообмена в природных комплексах. В связи с этим к мелиорации нужно относиться с большим «уважением» и осторожностью. В 60-е годы еще превалировало мнение, что человек может «покорить» природу, поэтому воздействия планировались на больших площадях. Связано это было с нехваткой продовольствия в СССР, компенсировать ее планировали расширением посевов. При этом недостаточно уделялось внимание сохранности урожая и повышению удельной продуктивности посевов. Представляется, что при директивном методе планирования недостаточно внимания уделялось и научному обоснованию необходимости, эффективности и безопасности мелиорации. Все это осложнялось тем, что с помощью мелиорации пытались решить социально-политические и национальные проблемы в Средней Азии. При этом мелиорация «приходила» на земли, которые нельзя было трогать. Об этом писали наши выдающиеся ученые (Аверьянов С.Ф., Айдаров И.П., Маслов Б.С.). В результате произошло исчезновение Аральского моря, засоление многих земель, вымирание целых народов (Каракалпаки). Нужно отметить, что ученые нашего института предупреждали об этом и если бы тогда «власть предержащие» прислушались к «голосу науки», то негативные последствия могли бы быть мягче. В мелиорации существует одно коренное противоречие между необходимостью больших капитальных вложений и недопустимостью командно - административных решений. Большие деньги может выделить только государство и оно не «хочет», чтобы ему указывали. Разнообразие же природных условий столь велико, что мелиорацию каждого «кусочка» земли нужно научно обосновывать. Для этого нужны новые инструменты планирования, проектирования и прогнозирования последствий мелиоративных воздействий. Такие инструменты разработаны учеными нашего института - Айдаровым И.П., Головановым А.И., Никольским Ю.Н., Рексом Л.М. и вашим покорным слугой. В рамках этих инструментов вопросы эффективности мелиорации рассматривались в работах Арента К.П. и Краснощекова В.Н.

В последние годы актуальны стали вопросы безопасности мелиорации. В связи с этим появились разработки по точному мелиоративному регулированию. Началось это с развития понятия комплексного мелиоративного регулирования. Впервые оно было озвучено на кафедре мелиорации нашего ВУЗа, поддержано академиком Аверьяновым С.Ф. и представляло развитие идеи Костякова А.Н, о необходимости совместного, целенаправленного регулирования факторов внешней среды для конкретного растения. Для реализации этой идеи был создан опытно-производственный участок в Белоруссии «Лесное», где в течение 20 лет проходила разработка, и испытание методов и средств комплексного мелиоративного регулирования. Результаты превзошли все ожидания. Если целенаправленно регулировать важнейшие факторы жизни растения, то продуктивность увеличивается в 2-3 раза. Управление случайными, в пространстве и во времени, процессами, к которым относиться выпадение осадков, поступление солнечной радиации, ветровой режим, образование и поступление питательных веществ к корневой системе, задача очень сложная. К этим процессам можно только адаптироваться (приспосабливаться). Без обширного знания процессов передвижения тепла, влаги и питательных веществ в почве такое управление невозможно. Вот поэтому в нашем университете была создана «Проблемная научно-исследовательская лаборатория по разработке теоретических основ управления водным, солевым и тепловым режимами на мелиорируемых землях».

 

- Виталий Владимирович, Вы являетесь создателем Проблемной лаборатории. Очень интересно было бы узнать о том, что лежало в основе создания лаборатории, что она из себя представляет, а так же какие планы и надежды связаны у Вас с Проблемной лабораторией?

- Да, Проблемная лаборатория была создана в 1972 году. В этом году исполняется 40 лет с момента ее создания. Вообще это был большой коллектив (с экспедициями численный состав лаборатории доходил до 70 человек). До 1992 года Проблемная лаборатория интенсивно работала над актуальными вопросами мелиорации по всей стране. Среди них были, исследования методов тепловых мелиораций в Якутии (проф. Богушевский А.А.), разработка экологически безопасных методов орошения черноземов (акад. Айдаров И.П., к.т.н. Корольковы А.И. и Т.П.,), разработка методов комплексного управления факторами внешней среды на осушаемых торфяниках (проф. Никольский Ю.Н., проф. Никитенков Б.Ф., к.т.н. Бунина Н.П., к.т.н. Шелгунова В.А., к.б.н. Пушкарева Т.В., к.б.н. Лавриченко В.М. и многие другие). Интенсивная научная деятельность давала возможность сотрудникам эффективно работать над кандидатскими и докторскими диссертациями и успешно защищать их. На базе Проблемной лаборатории были защищены десятки диссертаций. Многие бывшие сотрудники Проблемной лаборатории сейчас работают на различных кафедрах нашего ВУЗа. В последние годы в Проблемной лаборатории совместно с преподавателями кафедры Комплексного использования водных ресурсов был разработан ряд методических и нормативных документов, для проектирования и мониторинга водных объектов и систем (проф. Маркин В.Н., проф. Шабанов В.В. и др.). В Проблемной лаборатории работает одна из старейших сотрудниц университета ведущий научный сотрудник Бунина Н.П.. Лаборатория активно сотрудничает с кафедрой Мелиорации и в результате такого сотрудничества, на основе программного комплекса «Полив», созданного проф. Головановым А.И., разработана системы оптимизации режимов орошения. В настоящее время в Проблемной работают аспиранты и студенты, которые на материалах или по методикам проблемной лаборатории создают свои научные исследования. В последние годы на базе Проблемной лаборатории обучаются и иностранные аспиранты. К сожалению, вычислительная техника, которая является главным инструментом для математического моделирования, морально устаревает, поэтому мы надеемся на ее обновление, чтобы еще более, активно помогать университету решать задачи, которые возникают перед ним.

 

- Насколько я знаю, Вы активно внедряете новые дисциплины в учебный процесс. Что представляют собой эти дисциплины, что они дают студенту при их изучении. Какова их актуальность, на Ваш взгляд, сейчас?

- Введение новых дисциплин насущно, в связи с тем, что возникают новые «вызовы», появляются новые знания, которые необходимо передавать современному специалисту. Так, например, усиление экологической опасности антропогенной деятельности привело к необходимости введения курса «Экологическая экспертиза» для экономистов. Интересно, что практические работы по этой дисциплине основаны на разработках нашего выпускника, ныне кандидата технических наук Орлова И.С. и относятся к оценке риска сельскохозяйственной деятельности в условиях изменения климата.

В связи с переходом на «капиталистическую» систему финансирования науки актуальным стала методика и практика организации научных исследований и продажи научной продукции. В ответ на этот «вызов» возникла такая дисциплина как «Основы научной деятельности», которая читается магистрам первого года обучения. В конце курса студенты самостоятельно организуют и проводят научную конференцию по «Основам научной деятельности», на которую приглашаются аспиранты, преподаватели, студенты.

Развитие новой специальности «Экология и природопользование» вызвало к переосмысливанию таких дисциплин как «Рациональное природопользование», «Региональное природопользование», «Мелиорация водосбора», и ряд других. Введение новых дисциплин с одной стороны, «приближает» студентов к современным аспектам деятельности человека, а с другой, делает необходимым самосовершенствование преподавателей. И то и другое делает наших выпускников более востребованными на рынке труда.

 

- А вообще, как Вы считаете, наши специалисты в области природообустройства будут востребованы в будущем? Есть ли у наших выпускников шанс устроиться на работу за рубежом?

- Начиная с 1972 года, экологическое состояние окружающей среды интенсивно ухудшается. Для выживания существующего и будущего поколения необходимо грамотное взаимодействие человека и природы. Без специалистов по природопользованию и природообустройству человечеству не выжить. В отличие от классических университетов (МГУ и др.), наш ВУЗ выпускает более «практических», более «инженерных» специалистов. Им проще адаптироваться в жизни, т.к. они владеют более широким кругом практических, а иногда и теоретических знаний. Здесь нужно оговориться, что востребованность человека, обусловлена его способностью к постоянному самообучению, самосовершенствованию. Успешность этого процесса зависит от момента, с которого студент начинает «готовить» себя к деятельности по специальности – готовит себя как специалиста. В рамках учебного процесса это можно сделать, начиная работу над выпускной квалификационной работой на ранних этапах своего обучения, не позже чем на третьем курсе. Именно с такими студентами я предпочитаю работать. В результате получаются отличные работы, студент получаем моральное удовлетворение, иногда и публикацию, но самое главное, он начинает ощущать себя специалистом. Если, к тому же, начать заниматься практической деятельностью по своей специальности (это можно сделать в рамках научных работ, которые проводят кафедры), то можно получить «запись в трудовой книжке», т.е. «практический опыт», который так необходим при приеме на работу после окончания ВУЗа. Если говорить о работе за рубежом, то здесь нужно чем то «особенным» привлечь работодателя. Для нашего вуза сильной стороной являются методы количественных оценок необходимости и допустимости антропогенных воздействий, для точного управления факторами внешней среды (дифференцированное управления в пространстве и во времени). Как уже говорилось это работы Голованова А.И., Айдарова И.П., Никольского Ю.Н., Краснощекова В.Н., Зейлигера А.М. и др. Характерен пример профессора Зейлигера А.М.. Он окончил наш институт, защитил диссертацию на степень кандидата технических наук, а потом диссертацию на степень доктора биологических наук в МГУ. Работая многие годы с иностранными научными организациями, ему удалось создать уникальный научный «Центр гидро и гео-информатики», в котором студентам и аспирантам можно реализовывать свои идеи. Другим примером долгосрочной работы можно назвать деятельность проф. Никольского Ю.Н., который более 20 лет успешно преподает и занимается исследовательской работой в Мексике. Многие выпускники нашего ВУЗа успешно работают во многих странах. Однако, наиболее интересной моделью сотрудничества с другими странами, как мне кажется, является работа в нашей стране при совместном интересе (финансировании) других стран.

 

- Хотелось бы поговорить и о публикациях. На сегодняшний день Вами  опубликовано свыше 150 научных работ, в том числе статьи в "Международной энциклопедии жизнеобеспечения", изданной в Лондоне. Расскажите о ваших публикациях, пожалуйста! Что в первую очень для Вас является приоритетом в работе над ними? И какая из публикаций для Вас  самого явилась самой сложной по своей структуре работы? Какая принесла наибольшую радость?

- Работ уже около 200, к сожалению, недостаточно их в зарубежной печати. Могло бы быть больше монографий и учебников. Публикация это оставление нового знания, поиска, а иногда, и эмоций людям будущего. Если Бог дает мысли, а все что созидательно от Бога, то необходимо оставлять это людям. Однако, «творческое писание» дело достаточно трудное. Время на создание одной страницы не менее 4 часов, больше одной страницы в день написать трудно, поэтому студенты должны использовать любую возможность реализовать публикацию. Публикация является «практическим опытом работы» и обязательно присутствует в резюме. Вообще публикация это одна из форм «бессмертия», хорошую публикацию вспоминают добрым словом и после жизни автора, а самое главное, что она пробуждает дальнейшие мысли, а в бесконечности мысли – вечность.

 

- Скажите, а что же для Вас самого из всей Вашей деятельности является одним из главнейших достижений? Какие вопросы являются приоритетным в работе сегодня? Вы получаете удовольствие от работы по выбранной специальности?

- Достижения смогут оценить только потомки, но я думаю, что основным достижение является то, что я всегда делал то, что мне нравилось или «заставлял» себя делать, то, что было необходимо людям. Если достижения оценивать частотой использования какой-то модели, то наиболее востребована «модель требований растений», до недавнего времени, достаточно широко использовалась «модель типизации природных объектов», определенный интерес проявляется к методам получения зависимости продуктивности от водоподачи». Какие-то разработки вошли в учебники, это я считаю очень важным, хотя это не столько моя заслуга, сколько интуиция авторов учебников. За что им большое спасибо.

Для меня приоритетным на сегодняшний день, является собрать и опубликовать все, что до сих пор не опубликовано, но не потеряло свою актуальность. Хорошо бы осилить пару учебников. Ну и конечно заложить условия для продолжения работ по направлениям, в которых сильна школа академика Аверьянова С.Ф.. Кстати, о школе. Как Вы заметили, я на протяжении всего нашего разговора упоминал одни и те же фамилии. Это мои коллеги, друзья и все мы ученики академика Аверьянова С.Ф.. В этом году ему исполнилось бы 100 лет. Умер он рано, в 60 лет. Но память о нем объединяет нас всех и дает возможность совместно продвигать созидательные идеи, т.е. нести «доброе, вечное…». Приоритетным для нас является все, что связано с экологическими аспектами нашей деятельности. Что же касается удовольствия, то если работа созидательная, то от нее всегда получаешь удовольствие.

 

- Виталий Владимирович, что бы Вы хотели пожелать нынешним студентам, которые собираются работать в той же отрасли, что и Вы? Расскажите о своей технологии профессиональных достижений. Как добиться успеха в том, что ты делаешь?

- Для любого человека первостепенно найти смысл своего существования на Земле, ту единственную и уникальную роль, которую предписано сыграть каждому в этой жизни и при этом получать удовольствие от созидания. Радостью является передавать свои знания ученикам, да и вообще всем людям. Что касается технологии успеха, то она проста и основана на формуле – успех это 20% таланта и 80% труда. При систематической работе труд раскладывается во времени и работа не становиться обременительной. При этом успех приходит как бы сам, ты даже не замечаешь, когда он приходит. Естественно, успех, признание, это приятно, но для меня более важным является внутреннее чувство красоты созданной работы, конечно, если это получается.

 

- И напоследок было бы хорошо узнать Ваше мнение о современных технических достижениях в области природообустройства в России. Что Вы о них думаете? Что на Ваш взгляд стоит сделать в первую очередь, а что потом?

- Природообустройство молодая отрасль знания и деятельности человека и мне кажется, что в первую очередь в ней должно количественно оценивать и систематизировать сложные, а поэтому трудно формализуемые природные процессы. Первые попытки, на мой взгляд, достаточно успешные сделаны (Голованов А.И., Айдаров И.П., Никольский Ю.Н.). Необходимо и дальше развивать прикладное математическое моделирование процессов энерго и массообмена в системе солнце – земля – почва – растение – животное – человек с его инженерными и социально – психологическими структурами (Рекс Л.М.). Думается, что имея инструменты предвидения (прогнозирования) мы сможем избежать нежелательных экологических последствий и получить эффективный результат. Русская пословица – «семь раз отмерь, а один отрежь», как нельзя лучше отражает положение в природопользовании и природообустройстве. Исполнительные устройства и прочие «железки» должны появляться в результате точного количественного анализа возможных последствий, прогноза всего комплекса условий включая социальные, экологические и нравственные аспекты.

К. Геврек
 

Газета "Глобус"