Факультет Экономический

Декан факультета: Квасова Валентина Николаевна;
Зам. декана: Буркова Юлия Геннадьевна;
Тел: 8 (495) 976-21-54

На факультете ведется подготовка специалистов по следующим специальностям: «Экономика и управление на предприятии водного хозяйства» - 080502(вх), «Экономика и управление на предпри¬ятии природопользования» - 080502 (п). С 2009 года открыта подготовка бакалавров по направлению «Экономика» - 080100, «Менеджмент» - 080500, «Бизнес-информатика» - 080700 и магистров по направлению «Экономика» - 080100 и «Менеджмент» - 080500.

История факультета

Факультет был организован в 1979 г. Первым деканом был профессор Кулешов Владимир Устинович, с октября 1979 г. деканом стал профессор Бахтин Бронислав Михайлович, с осени 1980г. – профессор Кондаков Эмиль Павлович, с сентября 1985 г. - профессор Сидорин Леонид Павлович, с марта 1987г. – профессор Квасова Валентина Николаевна.
Первоначально факультет готовил инженеров-экономистов по специальности «Экономика и организация водного хозяйства» и инжене¬ров-гидротехников по специальности «Гидромелиорация» со специализацией «Сельскохозяйственное водоснабжение, обводнение и охрана водных ресурсов». Последний выпуск инженеров по этим специальностям состоялся в 1992 г. С 1993 г. на факультете начали выпускать инженеров-экономистов по специальности 070600 - «Экономика и организация в отраслях АПК», специализация 070601 - «Экономика, организация и планирование во¬дохозяйственного производства» (прием с 1988 г. по 50 чел.). С 1994 г. на факультет набираются абитуриенты: на специальности 060300 - «Экономика природопользования» и 060800 - «Экономика и управление на предприятиях мелиорации и водного хозяйства». С 2000 г. факультет открыл прием по специальности 060800 - «Экономика и управление на предприятии водного хозяйства» и «Экономика и управление на предприятии природо¬пользования» по специализации 060801 - «Организация производства». До 1990 г. на получение квалификации «инженер-экономист» прием составлял 50 человек, с 1990 г. прием увеличился до 75 человек, а с 1993 г. - до 100 человек.
Всего за время существования факультета подготовлено около 2400 специалистов высшей квалификации на дневном и заочном отделениях, которые трудятся в водохозяй¬ственных организациях и во многих отраслях народного хозяйства России, стран СНГ и стран дальнего зарубежья.
Количество обучающихся на факультете росло до 1998/1999 учебного года. Последнее время численность студентов стабильна - около 570 человек.
Число выпускников факультета стабильно росло до 2000 г. и в настоящее время остается высоким, что можно объяснить низким уровнем отсева (5%) и хорошей организацией образовательного процесса. На факультет уже многие годы набирается сильный состав абитуриентов, со стабильно высоким проходным баллом.

Учебный процесс

В настоящее время, к экономическому факультету относятся шесть кафедр, из них три специальные, две гуманитарно-специальные и одна обще-профессиональная: кафедра экономики природообустройства, кафедра управления водохозяйственным производством, кафедра вычислительной техники и прикладной математики, кафедра экономических теорий, кафедра политологии и правоведения, кафедра иностранных языков.

Образовательные программы по обеим специальностям - 080502(вх) и 080502 (п) и направлениям - 080100, 080500, 080700 представляют собой целостную научно обоснованную систему подготовки специалистов высшей квалификации. Со¬держание образовательных программ соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов (ГОС).
Использование национально-регионального (вузовского) компонента учебных планов нацелено, с одной стороны, на удовлетворение социально-политических, культурных интересов студентов университета (культурология, политология, правоведение), а с другой - на удовлетворение требований, предъявляемых к подготовке экономистов и менед¬жеров достаточно узкого направления: специалистов водного хозяйства и природопользования. Это обусловливает преподавание таких курсов, как «Водный кодекс», «Водное и экологическое право», «Гидрология», «Гидравлика», «Геодезия», «Аудит», «Банки, бан¬ковское дело» и др.
В этих же целях студентам предлагаются и курсы по выбору, позволяющие им найти наиболее интересные аспекты специальных курсов, развивающих базовые дисциплины. Рабочий план предусматривает изучение дисциплин по выбору студентов в объеме, пре¬дусмотренном ГОС, с распределением по циклам. Студентам есть из чего выбирать по каждому циклу дисциплин.
Соотношение аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки студентов в программах соответствует стандарту образования, то есть при общей трудоемкости 54 часа в неделю на самостоятельную работу студентов отводится в среднем 27 часов. Время, отведенное в учебных планах на самостоятельную работу студентов, используется ими для работы над лекциями, практическими и лабораторными работами, изучения дополнитель¬ной литературы, выполнения различных заданий (курсовых работ и т.д.).
О качестве подготовки специалистов свидетельствуют результаты контроля знаний студентов. Результаты государственной аттестации показывают высокий уровень подго¬товки студентов по дисциплинам всех циклов. Неудовлетворительных оценок нет вообще, а хорошие и отличные оценки по государственным аттестациям в разные годы составляли от 75 до 100%. Результаты защиты дипломных проектов также высоки: доля отличных ра¬бот в разные годы колебалась от 63 до 80% при отсутствии неудовлетворительных оценок. При этом доля отмеченных в отчетах ГАК дипломных проектов колебалась от 4 до 28%, доля рекомендованных в аспирантуру выпускников - от 15 до 28%, а доля студентов, по¬лучивших диплом с отличием, - от 19,5 до 38,5%. Высокое качество подготовки специа¬листов обеспечивает выпускникам факультета широкие возможности в трудоустройстве. Кадровая работа на факультете ведется на высоком уровне. Осуществляются целе¬направленный подбор, подготовка и расстановка кадров. На факультете работают 65 пре¬подавателей, учебный процесс осуществляют 29 кафедр университета; 67% кафедр фа¬культета и 100% выпускающих кафедр возглавляют профессора, доктора наук.
Кадровый состав преподавателей факультета отвечает требованиям высшей школы: доля преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 76%, в том числе доля профессоров и докторов наук - 23%. Четыре преподавателя имеют почетные звания, что положительно сказывается на подготовке учебно-методической литературы. Преподава¬телями факультета изданы два учебника с грифом Министерства сельского хозяйства РФ. За последние 5 лет 98% преподавателей повысили свою квалификацию.
Студенты обеспечены основной учебно-методической литературой, рекомендован¬ной в программах дисциплин в качестве обязательной. В библиотечном фонде универси¬тета и на кафедрах количество рекомендуемой учебно-методической литературы состав¬ляет не менее 0,5 от потребности.
Наличие учебных и методических пособий, разработанных на кафедрах и изданных в университете, позволяет организовать индивидуальную работу студентов на лабораторно-практических и семинарских занятиях. Программно-информационное обеспечение учебного процесса по всем блокам дисциплин осуществляется за счет разработок ученых университета, обмена методическими разработками с другими вузами и возможности вы¬хода в международные и российские информационные сети.
На факультете используются современные технологии обучения: компьютерные программы контроля знаний студентов, обучающие программы, прикладные программы для расчета отдельных параметров, использование деловых ситуаций и деловых игр в обучении. В этом направлении наиболее передовыми являются кафедры вычислительной техники и прикладной математики, экономики природообустройства, управления водохо¬зяйственным производством, политологии и правоведения.

Научно-исследовательская работа.

Ученые кафедр факультета ведут научные исследования по актуальным вопросам экономики природопользования и природообустрой¬ства, управления объектами водного хозяйства и природопользования, повышения эффек¬тивности сельскохозяйственного и водохозяйственного производства и по другим темам, связанным с отраслевыми проблемами. Кафедры, читающие курсы гуманитарных, соци¬альных и общественных дисциплин, разрабатывают вопросы их специализаций. В результате на кафедрах факультета возникли научные школы.
На факультете имеется ученый совет, одной из задач которого является координация научно-исследовательской работы его сотрудников.
 

Поступающим