Биосфера и кризис цивилизации

 

НовостиСловарь общенаучных терминовСловарь по прикладной экологииВведение в рациональное природопользованиеНаучно-методические материалы по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству Статьи по экологическим вопросам в трудах университетаПрограммы для повышения квалификации учителей экологииБаза данных Природные Ресурсы России  |  Биосфера и кризис цивилизации |

 

 

А.Ю. Евдокимов - Биосфера и кризис цивилизации

Рецензенты:

доктор технических наук, профессор В.В. Шабанов;

кандидат культурологии Д.М. Абрамов.

 

Данная книга представляет собой попытку достижения важнейшей цели образовательного процесса — заложения основ для формирования мировоззрения учащихся. С позиций Православия и современной науки осмысливается суть развивающегося в настоящее время глобального экологического кризиса; в доступной форме даны основы общей экологии в мировоззренческом аспекте, рассмотрены историко-философские аспекты истории взаимодействия социума и биосферы, современная ситуация на планете и методы охраны природы. Книга предназначена для студентов и старшеклассников, может быть полезной и интересной для широкого круга читателей, интересующихся проблемами Бытия.

 

Автор — профессор, доктор технических наук, кандидат культурологии, член-корреспондент РАЕН, область научных интересов — мировоззренческие аспекты экологии, социоестественная история, история религий, школьное, вузовское и послевузовское экологическое образование (методология, содержание), экологические проблемы производства и применения нефтепродуктов, утилизация техногенных отходов.

 

О проблемах экологии говорят очень много. Экологическое образование существует уже сравнительно давно (с начала 1970-х гг.). Природоохранные мероприятия внедряются на практике, совершенствуются соответствующие законодательства, но угрожающее развитие глобального экологического кризиса, осознанное человечеством в конце 60-х гг. XX века, не ослабевает. Ряд ученых уже обосновывает сроки, остающиеся до разрушения биосферы...

 

В чем же дело? Почему так происходит?

 

А все дело в том, что при воздействии лишь на последствия человеческой деятельности (предотвращение загрязнений биосферы и очистка природных объектов от антропогенного загрязнения), не устраняется их причина.

 

Установлению причины противостояния общества и биосферы и посвящена эта книга.

 

Рассмотрение данного вопроса в теистической (религиозной) мировоззренческой системе ведется уже давно, однако в совре­менной науке прочно устоялось ложное мнение о несовместимости знания и веры; ложное, в частности, потому, что атеизм также является верой. Любая научная теория содержит конкретные факты, объединенные в систему на идеологической и мировоззренческой основе.

 

В связи с этим представляется целесообразным изложение сути проблемы с позиций Православия — российской культуро-и государствообразующей религии. Этот вопрос важен еще и с той точки зрения, что, признавая основной причиной глобального экологического кризиса кризис духовный — либерально-потребительское мировоззрение современной цивилизации, невозможно игнорировать факт противостояния Православия так называемым «общечеловеческим» ценностям, вляющимися ценностями лишь цивилизации Запада, приведшей мир на грань экологической катастрофы. Россия и ряд православных славянских государств в этом плане предстают в качестве гаранта духовного, а, следовательно, и экологического равновесия на планете (роль «удерживающего»).

 

Рассмотрение материала требует от читателя определенного уровня знаний в области как естественнонаучных (биология, физика, химия, география), так и гуманитарных (история, литература) дисциплин. Вместе с тем, автор по возможности старался излагать материал достаточно простым языком. Читателю не следует опасаться сложностей, ведь в образовательном (и самообразовательном) процессе важно не опускаться до примитивного уровня, а наоборот, пытаться двигаться все выше и выше.

 

Введение

 

... Я есмь путь и истина и жизнь ...

 

Ин 14: 6

 

Термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 г. Экология (от греч. ойкос- дом и логос

 

- наука, в буквальном смысле — наука о местообитании).

 

Значит ли это, что экология как наука появилась сравнительно недавно? Конечно же нет! Подобно всем другим областям знаний, экология развивалась с момента возникновения цивилизации — непрерывно, но неравномерно. Экологические сведения заключены во многих египетских, китайских, индийских, античных и других письменных источниках. Многие деятели эпох Ренессанса (Возрождения), Просвещения и XIX века внесли огромный вклад в развитие экологических знаний.

 

Э. Геккель под экологией понимал «сумму знаний, относящихся к экономии (курсив мой, автор) природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической и прежде всего

 

- его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт». Как видим, первоначально экология выступает всего лишь как раздел биологии. Как самостоятельная наука (но

 

все еще в системе биологических наук) экология сформировалась к началу XX в., когда учеными был накоплен достаточно

 

большой фактический материал.

 

В современном мире экологические проблемы по своей значимости вышли на первое место. Бурное развитие хозяйственной деятельности человечества и раньше приводило к интенсивному, часто разрушительному воздействию на природу. Но сейчас

 

такие явления из локальных (региональных) перешли на глобальный уровень — уровень, охватывающий весь земной шар.

 

Со второй половины XX столетия экология выходит за рамки биологии и даже более того — становится мегаэкологией (большой экологией), методологической и мировоззренческой основой всего современного знания и образования. Происходит это по причине осознания человечеством реальности глобального экологического кризиса — резкого ухудшения состояния окружающей природной среды и даже ее деградации. В связи с этим, любая область современного знания (естественнонаучная, техническая, гуманитарная) должна рассматриваться с точки зрения взаимоотношения общества и биосферы. Ни один из практических вопросов сейчас уже нельзя решать без учета связей в окружающей среде.

 

В настоящее время существует множество определений экологии (около 100!). Приведем наиболее простое и доступное: эко­логия — это наука о взаимоотношениях и взаимовлиянии между живыми организмами (в том числе — человеком и обществом в целом) и средой их обитания.

 

Экологический кризис современности вляется резким ухудшением взаимоотношений в системе общество/биосфера. В чем его причина?

 

В деятельности отдельного человека и всего общества (социума), цивилизации, первичным является духовное начало — мировоззрение, т.е. — система взглядов на мир в целом. От того, как человечество представляет себе окружающий мир, свое место и роль в нем, зависит и характер его деятельности.

 

Поэтому причиной экологического кризиса следует считать кризис духовный, т.е. — либеральное, потребительское мировоззрение, предполагающее примат (первенство) личности перед религией, обществом, нацией, государством и окружающей природной средой. Именно поэтому вопросы экологии в современном мире приобрели мировоззренческий и нравственный характер.

 

Весьма знаменательны слова Л.К. Колдуэлла: «Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его только

 

как угрозу дикой природе и загрязнение. Это частности, наиболее же важным вляется то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить».

 

Характерно и весьма важно, что это говорит мыслитель Западной цивилизации, в основных чертах подготовившей этот «кризис ума и духа».

 

В чем же выражается духовный кризис?

 

Он определяется характером мировоззрения, присущего конкретной цивилизации. Современная цивилизация, духовные основы которой сформировались в эпоху Реформации и Ренессанса, характеризуется либеральным мировоззрением, ведущим к росту эгоизма, необоснованного и бездумного потребительства и в результате — духовному кризису и его прямому следствию в материальной сфере — кризису экологическому, когда от биосферы берется (потребляется) больше, чем обусловлено законами природы.

 

Нравственный характер экологии проявляется во всех областях ее практического приложения. Пренебрежение законами, лежащими в основе существования природы, неизбежно ведет к конфликту с ней. Без знания экологии, таким образом, невоз­можна любая деятельность в промышленности, а также в таких областях как архитектура и строительство. По этой причине воз­никают новые научные направления типа инженерной экологии и экологии градостроительства. В стадии формирования находит­ся комплексная наука — социальная экология, занимающаяся количественной оценкой взаимодействия общества с окружающей средой. Повышение роли экологии в современном мире ведет к формированию других направлений, создаваемых на междисцип­линарном уровне.

 

Все большее количество ученых склоняется к мнению, что экология становится одной из важнейших наук современности и будущего. Возникновение мегаэкологии позволяет говорить о процессе экологизации всего человеческого знания. Однако, при игнорировании нравственных, мировоззренческих аспектов, все усилия человечества и впредь будут направляться на борьбу со следствиями, а не с причиной глобального экологического кризиса.

 

Наиболее острая проблема современности — жесткое разграничение с одной стороны — гуманитарных, с другой — естественных и технических дисциплин. Такой подход привел к фрагментарности видения реальности, к искаженному восприятию мира и, в конечном итоге, к возникновению двух отчужденных друг от друга культур — гуманитарной и естественнонаучной. Поэтому рассмотрение любых экологических проблем, вызванных антропогенными факторами, без учета мировоззренческих основ, стано­вится сейчас просто бессмысленным.

 

Рассмотрение проблем экологии в настоящей книге ведется по принципу дедукции — от общего к частному. Почему именно так?

 

Учитывая мировоззренческий характер экологии, необходимо вначале дать общее представление о возникновении и устройстве жизни на Земле, а уж затем переходить к более частным вопросам (рассмотрение которых весьма ограничено, ведь для этого существуют специальные книги). В любом случае мы рассматриваем результирующиенаправленияприродных, техногенных и социальных процессов как дающие полное представление о сути происходящего.

 

Исходя из первичности духовного начала экологических проблем, отметим необходимость изложения материала с позиций Православия — этно-, культуро-и государствообразующей религии в России. Кроме этого, вполне очевидного факта, следует признать, что Православие дает всему миру пример подлинного самоограничения — т.е. указывает реальный путь выхода из эко­логического кризиса. Истинность этого положения автор пытается раскрыть в данной книге. Учитывая сложность поставленной проблемы, естественный неизбежные недостатки при изложении материала; их устранению может помочь обширный список лите­ратуры для заинтересованных в продолжении и углублении своего образования.

 

Содержание:

 

Введение

 

Часть I

 

Глава I. Мировоззренческие аспекты общей экологии

 

1.1. Основные понятия

 

1.1.1. Экологический кризис и экологические проблемы

 

1.1.2. Вера и знание

 

1.1.3. Развитие научного подхода к познанию

 

1.1.4. Две мировоззренческие системы

 

1.1.5. Экология - наука об экосистемах

 

1.2. Строение биосферы

 

1.3. Понятие экологического фактора

 

1.3.1. Классификация экологических факторов

 

1.3.2. Абиотические факторы наземной среды (климатические)

 

1.3.3. Абиотические факторы почвенного покрова

 

1.3.4. Абиотические факторы водной среды

 

1.3.5. Биотические факторы

 

1.3.6. Антропогенные факторы

 

1.4. Понятие об экологической нише

 

1.5. Популяция

 

1.5.1. Определение и структура популяции

 

1.5.2.Экспоненциальная и логистическая кривые роста

 

1.6. Экологическая система, биогеоценоз

 

1.6.1. Гомеостаз и сукцессия экологической системы

 

1.7. Жизнь как термодинамический процесс

 

1.8. Энергетика и продуктивность экосистем

 

1.8.1. Синтез первичного органического вещества

 

1.8.2. Понятие о трофической (пищевой) цепи

 

1.8.3. Энергетика и продуктивность

 

1.9. Круговорот веществ

 

1.10. Природные ресурсы

 

1.11. Антропогенный круговорот

 

1.12 Экологическое равновесие

 

1.12.1. Глобальная экологическая пирамида

 

1.12.2. Обратная связь и помехи в экосистемах

 

1.12.3. Принцип Ле Шателье – Брауна

 

Часть II

 

Глава II. Историко-философские аспекты экологических проблем

 

2.1. Основные понятия

 

2.2. Первоначальное противопоставление человека биосфере

 

2.2.1 О мировоззрении

 

2.2.2. О власти и войнах

 

2.3. Древний мир и биосфера

 

2.3.1. Послепотопные цивилизации

 

2.3.2. Шумеро-Аккад

 

2.3.3. Египет

 

2.3.4. Сахара

 

2.3.5. Крито-Миной

 

2.3.6. Хараппа

 

2.3.7. Китай

 

2.3.8. Древнейшие цивилизации Месоамерики

 

2.3.9. Семиты

 

2.3.10. Персия

 

2.4. Античность и биосфера

 

2.4.1. Эллада

 

2.4.2. Эллинизм

 

2.4.3. Индия

 

2.4.4. Западное Средиземноморье

 

2.4.5. Рим

 

2.4.6. Пришествие Спасителя и гибель античного мира

 

2.5 Средневековье и биосфера

 

2.5.1. Распространение христианства

 

2.5.2. Арабы и ислам

 

2.5.3. Средневековый Запад

 

2.5.4. Русское государство и распространение Православия

 

2.5.6. Эпоха крестовых походов и монгольского нашествия

 

2.5.7. Цивилизации Северной Африки

 

2.5.8. Османская империя и гибель Византии

 

2.6. Возрождение и биосфера

 

2.6.1. Реформация

 

2.6.2. Цивилизации Месоамерики

 

2.6.3. Великие географические открытия

 

2.6.4. Западная экваториальная Африка

 

2.6.5. Наука как основная производительная сила; искусство Ренессанса

 

2.7. Русское государство - III Рим

 

2.8. Китайская цивилизация в Средние века и Новое время

 

2.9. Японская цивилизация

 

2.10. От эпохи Просвещения до наших дней

 

2.10.1 Утверждение идей либерализма

 

2.10.2. Россия - рост сферы влияния

 

2.10.3. США — оплот рационализма

 

2.10.4. Западная Европа - марксизм и эволюционизм

 

2.10.5. Восток - вовлечение в орбиту рационализма

 

2.10.6. Катастрофа 1917 года и ее последствия

 

2.10.7. Итоги естественноисторического процесса

 

Глава III. Общество потребления и глобальный экологический кризис

 

3.1. Характерные черты современности

 

3.2. Антропогенная деятельность как источник помех в биосфере

 

3.3. Загрязнение окружающей среды

 

3.4. Регулирование взаимоотношений общества и биосферы

 

3.4.1. Концепция «Устойчивого развития»

 

3.4.2. Основные понятия и термины

 

3.4.3. Природоохранные законодательства

 

3.4.4. Контроль качества объектов окружающей среды

 

3.4.5. Экологический мониторинг, биомониторинг

 

3.5. Основные направления охраны окружающей среды

 

3.5.1. Ущерб от загрязнения окружающей среды

 

3.5.2. Охрана и очистка объектов окружающей среды

 

3.5.3. Рациональное использование сырья и энергии

 

3.5.4. Альтернативные сырье и энергия

 

Заключение

Неправедный пусть еще делает неправду,

 

нечистый пусть еще сквернится;

 

праведный да творит правду еще,

 

и святой да освящается еще

 

Откровение, 22: 11

 

Будущее современной цивилизации во многом зависит от возможности или невозможности решения проблем экологии. Учитывая духовную первопричину экологического кризиса, следует полагать и выход из него в первую очередь в духовной сфере

 

— образовании и законодательствах, при приоритете первого.

 

Главной задачей для будущего любой цивилизации вляется

 

решение единой задачи воспитания и образования. Любой же образовательный процесс не будет таковым без формирования у учащихся целостного мировоззрения.

 

Цивилизация, выбирая тип мировоззрения (теистический, или атеистический), определяет этим весь характер своей дея­тельности и влияния на биосферу. Подавляющее большинство мировых цивилизаций выбирало путь атеизма, провозглашая своей идеологией развитие от низшего к высшему. Плоды такого мировоззрения человечество пожинало в периоды региональных экологических кризисов и катастроф, а во второй половине XX в. — глобального кризиса.

 

Возникновение государств и всю их последующую историю — дипломатию, войны, материальную культуру, научно-техни­

 

ческий прогресс, ученые, действующие в атеистической мировоз зренческой системе, склонны объяснять только лишь с социаль­

 

но-экономических позиций. Такой подход представляется, мягко говоря, недостаточно полным, ведь все происходящее в природе и обществе логично и закономерно взаимосвязано; жизнь в биосфере и обществе протекает по определенным всеобщим и объек­тивным законам, с которыми мы уже познакомились. Человек, как существо биологическое по своей материальной природе, хотя и противопоставляет себя биосфере (чаще всего — неосознанно), но не в силах выйти из зоны действия ее законов. Поэтому совершенно очевидным является тот факт, что исторический процесс, в духовной сфере определяемый Божественным Промыслом и свободной волей человека, в материальной сфере в основном определяется законами экологии.

 

Существование биосферы характеризуется антиэнтропийной (негэнтропийной) направленностью энергетических процессов

 

— за счет действия автотрофных организмов (прежде всего — зеленых растений), переводящих энергию космоса из рассеян­

 

ного в концентрированное состояние. Под действием антропоген ных факторов (падшей цивилизации гедонизма) энергетический

 

процесс приобрел энтропийную направленность, ведущую к нара станию хаоса в окружающей среде.

 

Иными словами — биосфера способствует поддержанию упорядоченности и жизни, цивилизация с созданной ею техносферой ведет к росту беспорядка и приближает собственную гибель. Причина кроется во Вселенской катастрофе грехопадения, развитии цивилизации с либерально-потребительской идеологией.

 

Одновременное обеспечение экономического роста и улучшения состояния окружающей среды невозможно, поскольку про­тиворечит основным законам природы. Изменение менталитета современного общества (навязанного миру Западной цивилизаци­ей под видом «общечеловеческих» ценностей) в сторону отказа от потребительства невозможно и является полной утопией. Весь исторический процесс — тому доказательство.Критерием истинности любого мировоззрения, как известно, является практика («По плодам их узнаете их», Мф. 7: 16). Моральная деградация современной гедонистической цивилизации и ее следствие — физическая деградация окружающей среды, лишь подтверждают законы сохранения и превращения, согласно которым материя и энергия не возникают из ничего и не исчезают бесследно. Чрезмерное потребление в «развитых» странах — большее, чем нужно человеку, и большее, чем можно взять от биосферы, является не только нравственной, но и важнейшей экологической проблемой. Результаты большинства психологических исследований показывают, что основные факторы, определяющие ощу­щение полноты жизни, вообще не имеют никакого отношения к потреблению. Следствием этого вляется ощущение дискомфорт­ности и бессмысленности существования, которое испытывают многие «благополучные» члены общества. Можно вспомнить сло­ва царя Соломона: «Двух вещей прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, не отрекся Тебя и не сказал: «Кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7-9).

 

В настоящее время каждый житель планеты в среднем в 5 раз богаче своих предков, живших на рубеже XIX-XX вв. «Рыночная экономика» стимулирует потребление и внедрение коммерции во все сферы существования человека, провоцируя желание приобретать, потенциально присущее каждому.

 

Будущее общество Земли поэтому ждет только дальнейшая духовная деградация, рост однородности, нестабильности и конечный крах — как моральный, так и физический.

 

Существует и другой взгляд на ситуацию. В атеистической мировоззренческой системе превалирует мнение о примате науки, техники и технологии в решении экологических проблем; человечество накапливает энергию, а не рассеивает ее и потому, соглас­но В.И. Вернадскому, является огромной геологической силой.

 

Русский герой уже упомянутого рассказа А.П. Чехова «Случай из практики», в отличие от западных мыслителей «... на фабрики смотрел как на недоразумение, причина которого была <...> неясна и неустранима, и все улучшения <...> не считал лишними, но приравнивал их к лечению неизлечимых болезней».Если во времена Чехова и Куприна это могло показаться лишь не лишенными оригинальности мыслями интеллигентов, то сейчас это воспринимается как гениальное пророчество. Действительно, все улучшения экологической ситуации в результате принимаемых природоохранных мер носят лишь локальный характер и не меняют общей ситуации на планете.

 

Практически все современные западные мыслители, даже наиболее трезвомыслящие, не предлагают, да и не могут предложить, никаких спасительных рецептов от надвигающейся катастрофы, кроме самых банальных направлений в материальной сфере — борьбы с загрязнением окружающей природной среды и попытки решения демографических вопросов. Иными словами

 

— современная наука развивается вслед за экологическим кризи сом, но никак его не опережает.

 

На базе этого возникает так называемый экологический социализм — синтез либерализма, коммунизма (лишь в период слабости становящегося «патриотической» идеологией) и учения В.И. Вернадского о ноосфере. Сюда же следует отнести и концепцию «Устойчивого развития». Воистину: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1: 20).

 

Работы В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена и их единомышленников с одной стороны отражают объективную реальность нашего времени, с другой — ориентируют общество на движение по утопическому эволюционному пути к ноосфере, сфере разума. При очевидной необходимости изучения и осмысления работ этих мыслителей XX в., необходимо четко осознавать два основных аспекта:

 

развитие ноосферы — объективное историческое движение человечества к упрощению техносферы, созданию мирового правительства и глобальной катастрофе, на пути к которой возможно лишь определенное торможение («отодвигание» времени) и не более того; в этом плане работы названых мыслителей весьма важны, как отражающие и достаточно точно прогнозирующие объективную реальность исторического развития человечества, по сути своей представляющего ничто иное как непрерывную борьбу диа-вола против Бога и постепенную апостасию человечества;

 

представление же о «ноосферном развитии» как о пути к «светлому будущему», построению «рая на земле», есть полная утопия, поскольку противоречие между биосферой и созданной человечеством техносферой носит антагонистический характер

 

— результирующая всех процессов в техносфере (энтропийная) направлена против таковой в биосфере (антиэнтропийной); техносфера как система искусственная, а потому противоречивая и нестабильная, обречена на гибель с последующим восстанов­лением естественного Вселенского порядка — Царства Божия; эти истины уже две тысячи лет сформулированы в Евангелии и подтверждают современный уровень научных знаний.

 

XXI век — век постиндустриальной цивилизации, информационного оружия и новых технологий управления массовым сознанием. Россия продолжает двигаться по пути «управляемой катастрофы». Те, кого русский мыслитель И.А. Ильин назвал «мировой закулисой», меняют режимы — коммунистический на демократический, как наиболее эффективно уничтожающие Россию.

 

Смешение сословий и национальностей, объединение государств, смешение всего и всех в некое среднее «нечто», массовое общество, при росте разобщенности знаний и дифференциации наук (аналог Вавилонской башни после смешения языков) — есть упрощение социоестественной системы, а всякое упрощение в естественных системах есть потеря стабильности и признак приближения катастрофы и гибели («предсмертное смешение» по К.Н. Леонтьеву). Это приближение гибели может даже пока­заться (и не только показаться!) ростом стабильности и могущества общества, ибо в техносфере — чем проще, тем стабильнее. Но превалирует все же биосфера, она — жизнь, а техносфера

 

смерть, хаос. При потере антиэнропийного начала биосферы, в обществе начинает превалировать II начало термодинамики

 

стремление к равенству и равновесию.

 

Идея мирового правительства предполагает постепенное сокращение доли национального суверенитета стран мира, создание единой мировой религии. Глава мирового правительства— антихрист, с этих позиций явится защитником «общечеловече­

 

ских» ценностей, активным борцом за дело мира, права челове ка и животных, вероятно — активистом одной из партий «зеле­

 

ных», симпатизирующим мировому экологическому движению, вегетерианцем, религиозным экуменистом, соответствующим

 

всем современным представлениям об интеллигенте; его власть предполагает полное замирение, социальное благополучие, спокойствие во всем мире.

 

Вспомним: «Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба <...> и не избегнут. Но вы, бра­ти, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1 Фес. 5: 3-4).

 

Альтернативой либерализму и универсальному эволюционизму вляется Православие — вселенская религия с более чем тысячелетней традицией в России. В равновесии с биосферой может находиться лишь то общество, идеалы которого нрав­ственны и аскетичны. Православие генетически сформировало менталитет российского общества, который давал и будет давать всему миру необходимое духовное основание для подлинного самоограничения — то есть выхода из духовного и экологического кризиса.

 

Что же является критерием уровня цивилизации? С полной уверенностью можно сказать — высокий нравственный уровень непотребительства, гарантирующий высокую же степень сбалансированности, равновесия общества и биосферы. Это и только это определяет уровень цивилизации.

 

В решении экологических проблем необходим приоритет не просто «духовности» (которая, как известно, бывает разной), не «новая» идеология «устойчивого развития» — ложный, утопический путь, повторяющий все предыдущие заблуждения человече­ства, но приоритет Православия, поскольку ничего принципиально нового в мировоззренческом плане создано быть не может, все духовные ценности и ориентиры давно сформулированы для нас в Ветхом и Новом Заветах. Не очередная утопия о «светлом будущем», не поиски пути как нам «выжить» (западная концепция «устойчивого развития»), а движение по пути, позволяющему «спастись» — в духовном плане подготовить себя к кончине этого мира и переходу в качественно иную форму Бытия.

 

С позиций современной официальной науки, базирующейся на универсальном эволюционизме, все изложенное в данной книге можно квалифицировать как реакционную попытку изложения духовно-нравственных проблем современности с неверных позиций объединения аспектов веры и знания. Такую позицию многих ученых легко можно понять, объяснить, а, следовательно — простить и не осуждать. Любой человек всегда одобряет лишь то, что ему близко и хорошо понятно, а кроме того, легко и необременительно в реализации на практике. Непонятное и далекое от него, человек не желает воспринимать, а подчас и оказывается просто не в состоянии этого сделать. Это — характерная черта описанного выше явления «массового сознания», «массовой культуры», достойная всяческой жалости. Люди, отрицая возможность единства веры и знания, религии и науки, упускают из виду свою веру в собственное происхождение от обезьяны и в не менее фантастическое «самовозникновение» мира, обвиня прочих в «ненаучном подходе». При этом, либеральное, атеистическое по сути своей, мировоззрение, провозглашая плюрализм мнений, является в то же время самым нетерпимым и фанатичным по отношению к «инакомыслящим», поскольку допускает только собственный «плюралистический подход». Подтверждение этому мы находим во все более прогрессирующем влении глобализации мировой жизни.

 

По словам Н.А. Бердяева: «Наше время таково, что человек совсем перестал понимать, для чего он живет. И не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Средства к жизни превратились в самоцель».

 

Чем можно завершить изложение материала? Только словами Откровения: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). Противоестественное мироустройство, воцарившееся в результате Вселенской катастрофы грехопадения и приведшее в мир зло и смерть, будет сокрушено.

 

Краткий словарь понятий и терминов

 

АГРОЭКОСИСТЕМА, АГРОБИОГЕОЦЕНОЗ - созданное человеком и им же искусственно поддерживаемое сообщество организмов с повышенной продуктивностью (урожайностью) одного или нескольких избранных видов растений или животных; как система отличается неустойчивостью, без поддержки человека существовать не может.

 

АЛАРМИЗМ - научное течение, представители которого концентрируют внимание на катастрофичности последствий воздействия человека на природу и принятия немедленных решительных мер для ее спасения.

 

АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - воздействие на окружающую среду созданной человеком техносферы, обусловленное не­обходимостью постоянного увеличения энергетических и сырьевых затрат для обеспечения потребностей численно растущего человечества. А.в. выделяют в отдельную группу так называемых антропогенных экологических факторов.

 

А.в. проявляется в изменении режима множества экологических факторов, связанных с животным и растительным миром (биотические факторы), а также климатом и почвой (абиотические факторы). Такое изменение зачастую выходит за пределы устойчивости (толерантности) живых организмов и самого человека в том числе.

 

Производственная деятельность человека к середине XX столетия приобрела масштабы, сравнимые с геологическими преобразованиями. В настоящее время объем жидких и твердых веществ, перерабатываемых человечеством, соизмерим с объемом биомассы, воспроизводимой растительным и животным миром на суше и в океане. В этой связи все защитные мероприятия по предотвращению экологических катастроф могут оказаться бесполезными, поскольку врем их «срабатывания» может быть существенно больше времени разрушения природной среды при А.в.

 

В принципе, любое А.в. может привести к частичной или полной деградации экосистем (см.) и их последующей гибели.

 

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ - см. антропогенное воздействие.

 

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение на человека как на центр Вселенной и конечную цель мироздания.

 

АНАЭРОБНОЕ БИОРАЗЛОЖЕНИЕ - см. биоразложение.

 

АЭРОБНОЕ БИОРАЗЛОЖЕНИЕ - см. биоразложение.

 

БАКТЕРИИ - важнейшая группа микроорганизмов, участвующих в процессах биоразложения загрязнений окружающей природной среды; бактерии - организмы главным образом одноклеточные, имеющие клеточную стенку, но лишенные других признаков клеточного организма.

 

БИОАККУМУЛЯЦИЯ - накопление химических загрязнений в тканях и крови живых организмов; вызвано низкой биоразлагаемостью загрязнений, способствует их попаданию в пищевые цепи и сети (см.) имеет тяжелые последствия для организмов (отравления, мутации, уродства).

 

БИОГЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ - химический элемент, необходимый для существования живых организмов и биосферы в целом (углерод, кислород, азот, сера, фосфор, железо).

 

БИОГЕОЦЕНОЗ - простейшая наземная экосистема (см.).

 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В КИСЛОРОДЕ, БПК - показатель загрязненности воды, характеризуемый количеством кислорода, необходимого для разложения (окисления) загрязнений микро­организмами за определенное время (обычно за 5 суток) в единице объема.

 

БИОРАЗЛОЖЕНИЕ - разложение химических загрязнений в окружающей природной среде (см.) под действием микроорганизмов (бактерий и грибков); биоразложение и биоразлагаемость характеризуют степень вовлекаемости соединения в круговорот веществ. Вещества, чуждые биосфере (ксенобиотики, см.) имеют крайне низкую биоразлагаемость. Различают аэробное биоразложение - в присутствие кислорода и анаэробное - в его отсутствие (в каждом случае в биоразложении участвуют разные виды микроорганизмов).

 

БИОТЕСТИРОВАНИЕ - один из приемов исследования в области токсикологии, используемый с целью установления степени суммарного токсического действия химических, физических и биологически неблагоприятных факторов среды, потенциально опасных для живых компонентов экосистемы. Биотестирование не отменяет систему аналитических и аппаратурных методов контроля природной среды, а лишь дополняет ее качественно новыми биологическими показателями, так как с экологической точки зрения сами по себе результаты определения концентрации токсикантов имеют относительную ценность. Важно знать не уровни загрязнения, а вызываемые ими биологические эффекты.

 

БИОТЕХНОЛОГИЯ - использование культур клеток микроорганизмов, растений и животных в научно-практических целях; включает в себя генную и клеточную инженерию.

 

БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ - см. экологические факторы.ВСОП (Всемирная стратегия охраны природы) - программа, подготовленная Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) приучастии Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Одобрена на 14-й Генеральной Ассамблее МСОП в г. Ашхабаде в 1978 г. и принята в 1980 г. во многих странах мира, в том числе в бывшем СССР. Стратегия обобщает опыт всех стран в области охраны природы, формулирует основные экологические проблемы современности, рекомендует систему рациональных методов управления ресурсами биосферы.

 

ВХП (Всемирная хартия природы) - совокупность программных положений, принятых в 1982 г. на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, отражающих основные принципы взаимоотношений человека с окружающей природной средой и предлагающих меры по их осуществлению.

 

ГЕДОНИЗМ - этическое учение о наслаждении как высшей цели жизни; развито в Древней Греции; в Новое время - учение, проти­воположное аскетизму.

 

ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ - часть биотехнологии (см.); любые манипуляции с чистой ДНК с целью получения организмов с направленно измененной наследственностью (чаще всего - это бактерии, вырабатывающие или перерабатывающие нужные человеку вещества).

 

ГРИБКИ - важнейшая группа микроорганизмов, участвующих в процессах биоразложения загрязнений окружающей природной среды; грибы - растительноподобные гетеротрофы, размножающиеся спорами.

 

ГРИНПИС (ЗЕЛЕНЫЙ МИР) - международная неправительственная организация, созданная в 1971 г. с целью сохранения природ­ной среды Земли от разрушения. Основные цели: привлечение широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды. Содержится на средства из частных источников, имеет отделение в Москве.

 

«ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И РАЗВИТИЮ» - один из документов, принятых международной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро, включающий 27 принципов деятельности государств, которые должны обеспечить формирование устойчивого развития общества и сохранение природной среды.

 

ЕС - Европейский Союз.

 

ЗАГРЯЗНЕНИЕ - принесение в какую-либо среду или возникновение в ней новых, не характерных для нее физических, химических или биотических компонентов, или превышение в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня (в пределах его крайних колебаний) концентрации перечисленных компонентов в среде.

 

ЗАКОН* ВНУТРЕННЕГО ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ - один из фундаментальных экологических законов: всякая природная система обладает внутренней энергией, веществом, информацией и динамическими качествами, связанными настолько, что любое изменение одного из этих показателей вызывает в другом или том же, но в другое время изменения, сохраняющие всю сумму перечисленных показателей. Следствия этого закона: 1) любое изменение среды неизбежно приводит к развитию природных цепных реакций, идущих в сторону нейтрализации произведенного изменени или формирования новых природных систем; 2) взаимодействие энергетических, вещественных и информационных компонентов экосистемы не линейно, т.е. слабое воздействие или изменение одного из показателей может вызвать сильные отклонения в других и всей системе в целом; 3) производимые в крупных экосистемах изменения относительно необратимы; 4) любое местное преобразование природы вызывает в глобальной совокупности биосферы ответные реакции, приводящие к относительной неизменности эколого-экономического потенциала, увеличение которого возможно лишь путем значительного возрастания энергетических вложений («правило Тришкина кафтана») (см. Закон снижения энергетической эффективности природопользования).

 

ЗАКОН РАЗВИТИЯ ПРИРОДНОЙ СИСТЕМЫ ЗА СЧЕТ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕЕ СРЕДЫ - любая природная система может развиваться только за счет использования материальных, энергетических и информационных возможностей окружающей ее среды. Этот закон вытекает из начал термодинамики. Следствия из этого закона: 1) абсолютно безотходное производство невозможно, оно равнозначно созданию «вечного двигателя»; 2) любая более организованная биотическая система, используя и видоизменя среду жизни, представляет собой потенциальную угрозу для более низкоорганизованных систем.

 

ЗАКОН СНИЖЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ - с течением времени при получении полезной продукции из природных систем на ее единицу затрачивается все большее количество энергии. Например, с начала XX в. до сегодняшних дней количество энергии, затрачиваемое на производство единицы сельхозпродукции, возросло в 8-10 раз, промышленной продукции - в 10—12 раз с одновременным уменьшением доли более экологически чистой мускульной энергии.

 

ЗАКОН ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА В.И. ВЕРНАДСКОГО - все живое вещество Земли фи-* Экологические законы, правила и закономерности даны по В. И. Вернадскому, Н.Ф. Реймесу и Н.Н. Моисееву в креационной трактовке. Отсюда следствие: вредное для одной части живого вещества не может быть безразлично для другой его части, - иными словами, вредное для одних видов существ вредно и для других.

 

ЗАКОН ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕЛЯЦИИ - в экосистеме все входящие в нее живые и неживые экологические компоненты со-ответствуют друг другу. Поэтому выпадение одной части системы, например уничтожение вида, неминуемо ведет к изменению всей системы в рамках закона внутреннего динамического равновесия.

 

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ СНИЖЕНИЯ ПРИРОДОЕМКОСТИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ - удельное содержание природного вещества в усредненной единице общественного продукта неуклонно снижается. Это, однако, не означает, что в процесс производства вовлекается меньше природного вещества, наоборот, его количество увеличивается, при этом выбрасывается до 95-98% потребляемого в производстве природного вещества. Снижение же природоемкости конечной продукции объясняется миниатюризацией изделий, заменой естественных материалов синтетическими, сменой вещественных отношений информационными (например безбумажный обмен информацией по телефону, ЭВМ и т.п.).

 

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБОРОТА ВОВЛЕКАЕМЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - в процессе исторического развития мирового хозяйства быстрота оборачиваемости вовлеченных природных ресурсов (как первичных, так и вторичных) непрерывно возрастает, при этом энергоемкость производства повышается.

 

ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ БАРРИ КОММОНЕРА - «законы», сформулированные американским экологом Б. Коммонером в 1974 г. в иронической форме: 1) «Все связано со всем». 2) «Все должно куда-то деваться». 3) «Природа знает лучше». 4) «Ничто не дается даром». Согласно этим «законам» «глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может явиться объектом всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено».

 

ЗНАНИЕ - 1) постижение действительности сознанием, наука; 2) со-вокупность сведений, познаний в какой-либо области.

 

КАЧЕСТВО СРЕДЫ ОБИТАНИЯ - совокупность параметров среды, всецело удовлетворяющая как экологической нише человека, так и научно-техническому прогрессу общества. Совершенно очевиден антагонизм этих двух аспектов.

 

КЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ - часть биотехнологии (см.), культивирование изолированных растительных клеток и тканей сна-учно-практическими целями (в основном - для получения веществ, необходимых техносфере).

 

«КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ» - программный документ, разработанный в соответствии с рекомендациями международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро и утвержденный Указом Президента РФ 1 апреля 1996 г. На основе «Концепции» будет разработана стратегия перехода России к устойчивому развитию которое должно обеспечить нормальное существование нынешнего и будущего поколений населения России.

 

КОСМОГОНИЯ - наука о происхождении Вселенной.

 

КОСМОГРАФИЯ - описание видимой Вселенной.

 

КОСМОЛОГИЯ - учение о мире в целом.

 

КОСМОПОЛИТИЗМ - от греч. kosmo- и polites- гражданин мира, отрицание патриотизма под фальшивым лозунгом «человек -гражданин мира», расширение идеи отечества на весь мир; в основе лежит сознание единства человеческого рода. К. выдвигает требования создания всемирного рынка, правительства и т.п. Отождествление К. и христианства неправомерно, поскольку последнее подразумевает лю-бовь к Отечеству и его защиту от врагов. В настоящее время К. вляется идеологией морального разоружения народов перед притязаниями «ми-ровой закулисы» на мировое господство.

 

КРЕАЦИОНИЗМ - от лат. creatio, создание, сотворение, -ре-лигиозное и естественнонаучное учение о сотворении вселенной и жизни Богом из ничего в процессе шестидневного творческого акта; основано на буквальном понимании книги Бытия с привле­чением данных естественных наук. На протяжении всей истории христианских цивилизаций креационизм влялся и продолжает яв-ляться важнейшей частью как теологических и философских, так и естественнонаучных систем. Важнейшие положения креационизма были обоснованы Святыми отцами Православной церкви (Василий Великий, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и др.). В настоящее время большой вклад в развитие креационизма внесен протестантскими и православными учеными. В мировоззренческом плане креационизм противостоит эволюционизму, где утверждается мысль о самовозникновении и саморазвитии вселенной и жизни в течение миллиардов лет.

 

КРИЗИС ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ - спонтанное (энтропийное) разрушение природных систем в ходе деятельности человека в связи с тем, что любая система развивается за счет окружающей ее среды

 

КСЕНОБИОТИК - любое химическое вещество, чуждое организму, сообществу, или биосфере в целом, никогда ранее не присутствовавшее в перечисленных объектах, не вовлекаемое (или вовлекаемое с трудом) в круговорот веществ. Ксенобиотики - продукты исключительно антропогенной деятельности, способны вызывать нарушение биологических процессов в организмах, в том числе их заболевания и гибель.

 

КУЛЬТУРА МИКРООРГАНИЗМОВ - микроорганизмы, выращиваемые искусственно на специальной питательной среде.

 

ЛИГНИН - органическое вещество, содержащееся в древесине на-ряду с целлюлозой.

 

МАБ (ПРОГРАММА «ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА», МАВ -MAN AND BIOSPHERE) - международная научно-исследовательская программа ЮНЕСКО, принятая в 1970 г. на 16-й сессии Генеральной конференции этой организации. Направлена на решение ряда экологических вопросов, сформулированных в виде 14 подпрограмм-проектов, направленных на многолетние исследования о взаимовлиянии человека и экосистем; в работе участвуют около 90 стран. В соответствии с этой программой в разных странах мира создаются биосферные заповедники.

 

МАНГРЫ (мангровые леса) - густые лесные заросли на болотистых, илистых морских побережьях тропических (иногда - субтропических) регионов; состоят из своеобразных деревьев и кустарников, имеющих, в частности, дыхательные корни. Мангровые экосистемы являются важной составляющей биосферы.

 

МЕТАБОЛИЗМ - обмен веществ, совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции в организме.

 

МЕТАБОЛИТЫ - вещества, образующиеся в организме в процессе обмена веществ (метаболизма).

 

МЗК (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ КРЕСТ) -международное общественное объединение, созданное в 1993 г. в соответствии с решением Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Основные цели: экологическое образование и воспитание как основа устойчивого развития и изменения системы ценностей, ликвидация последствий холодной войны для окружающей среды. Имеется российское отделение МЗК - Российский Зеленый Крест (РЗК).

 

МОНАРХИЯ - от греч. monarchia - единовластие, форма правлени и государство, во главе которого стоит одно лицо - монарх, власть которого пожизненна и за редким исключением - наследственна.

 

МУТАГЕН - фактор или вещество, вызывающие мутацию

 

МУТАЦИЯ - любое изменение наследственной информации организма, закодированной в молекулах нуклеиновых кислот.

 

НООСФЕРА - букв.: мыслящая оболочка; по В.И. Вернадскому - сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с воз­никновением и развитием в ней мыслящего человечества.

 

ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ ОТХОДОВ - обработка отходов производства и сельского хозяйства с образованием относительно безвредных для окружающей среды веществ.

 

ОБЪЕКТИВНЫЙ - существующий независимо от сознания отдельного человека

 

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА - в экологическом праве: естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов.

 

ОККУЛЬТИЗМ - (лат. occultus - тайный, сокровенный), общее наименование учений об использовании сверхразумных методов по-знания через непосредственное мистическое общение с «божеством» в состоянии экстаза или медитации. Входит в состав большинства языческих религий.

 

ОЛИГАРХИЯ - (греч. oligarchia - власть немногих), политическое и экономическое господство, правление небольшой группы аристократов или крупных капиталистов

 

ОРАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - воздействие загрязнений на организм через полость рта.

 

ОТХОДЫ - образующиеся в результате производства вещества и энергия, которые не могут более быть включенными в данный производственный цикл; отходы одного производства могут служить сырьем для другого.

 

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - система международных, государственных, региональных и местных технических, администра­тивных, управленческих и общественных мероприятий по обеспечению оптимальных физических, химических и биологических параметров функционирования природных экосистем.

 

ПДВ - предельно допустимый выброс, выброс вредных веществ в атмосферу в единицу времени, устанавливаемый для каждого источника загрязнения при условии, что приземная концентрация этих веществ не превысит предельно допустимую концентрацию (ПДК, см.).

 

ПДК - предельно допустимая концентрация, норматив количества вредного вещества в окружающей среде, при котором оно за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье че-ловека и его потомство.

 

ПДС - предельно допустимый сброс, максимально допустимая к сбросу доля какого-либо вещества в сточных водах за единицу времени, обеспечивающая норму качества воды в некотором контрольном пункте. Устанавливается с учетом ПДК (см.).

 

ПИЩЕВАЯ СЕТЬ - см. трофическая сеть.

 

ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ - см. трофическая цепь.

 

«ПОВЕСТКА ДНЯ НА XXI ВЕК» - один из документов, принятых представительной международной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро, в котором охарактеризованы экологические проблемы мира, возможности международного сотрудничества на путях их решения.

 

ПРИНЦИП НЕПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ - при проведении акций по преобразованию природы информация всегда недостаточна для суждения о всех возможных результатах такого преобразования.

 

РЕСУРСЫ ВОЗОБНОВИМЫЕ - часть природных ресурсов, находящаяся в пределах круговорота веществ в биосфере и способная к самовосстановлению в сроки, соизмеримые со сроками хозяйственной деятельности человека. В условиях глобального экологического кризиса отдельные виды возобновимых ресурсов становятся частично возобновимыми (почва, растительность).

 

РЕСУРСЫ НЕВОЗОБНОВИМЫЕ - часть природных ресурсов, не восстанавливающаяся в процессе круговорота веществ в биосфере за время, соизмеримое со временем хозяйственной деятельности человека.

 

РИСАЙКЛИНГ - комплекс мер по рациональному использованию вторичного сырья; включает сбор сырья, его переработку (регенерацию), повторное использование и утилизацию образующихся отходов.

 

САМООЧИЩЕНИЕ - естественное разрушение загрязнений в биосфере в результате химических, физических и биологических процессов. Способность к самоочищению резко замедляется с похолоданием климата.

 

СИСТЕМА - одно из ключевых понятий в постнеклассической науке: целеустремленная совокупность не случайно оказавшихся вместе, взаимосвязанных, взаимовлияющих и взаимозависимых элементов, имеющая свойства, отсутствующие у любого из них и связанная с внешней средой; специфические свойства системы обусловлены наличием связей между ее элементами. Характерной чертой любой системы является наличие цели ее существования.

 

СУКЦЕССИЯ - естественная последовательная смена экосистем, закономерно возникающих на одной и той же территории или акватории под влиянием природных факторов.ТЕРАТОГЕНЫ - вещества, при воздействии на живые организмы вызывающие уродства в их развитии.

 

ТЕРМОДИНАМИКА - наука о закономерностях теплового движения; основывается на небольшом числе законов или начал термодинамики, установленных в результате обобщения огромного экспериментального материала. Начала термодинамики имеют весьма общий характер, описывая общие закономерности превращений энергии в макросистемах, т.е. телах, состоящих из большого числа частиц - атомов или молекул. Простое распространение законов термодинамики на микросистемы или космические системы (Вселенная в целом) может привести к серьезным ошибкам.

 

ТЕХНОГЕННЫЙ ПРОДУКТ - любая продукция техносферы, включая отходы производства.

 

ТЕХНОГЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ - химический элемент, необходимый для существования техносферы (углерод, железо).

 

ТЕХНОСФЕРА - 1) часть биосферы, преобразованная человеком с целью удовлетворения своих социально-экономических потребностей; 2) область технической деятельности человека на Земле и в космосе, а также сама техника.

 

ТОКСИЧНОСТЬ - ядовитость, способность некоторых химических веществ оказывать вредное влияние на организмы и объекты окружающей природной среды (экотоксичность); является важнейшим экологическим свойством техногенных материалов, определяемым химической природой и структурой составляющих компонентов.

 

ТРОПОСФЕРА - нижний слой атмосферы (до 10-18 км), содержащий 4/5 всей ее массы.

 

УТИЛИЗАЦИЯ - извлечение полезной продукции или энергии из отходов (бытовых, промышленных, выбросов в атмосферу или воду, тепла уходящих газов, дыма или охлаждающих вод ТЭЦ или АЭС).

 

ФАО (ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ООН) - специализированное учреждение ООН, образованное в 1945 г. с целью улучшения питания и повышения уровня жизни народов. Основное внимание уделяет продовольственным ресурсам Земли и развитию в мире сельского хозяйства. ФАО подготовила почвенную карту мира, по ее инициативе принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, охране водных ресурсов.

 

ФЛУКТУАЦИЯ - (лат. fluctuatio - колебание), в физике - временное, «случайное» отклонение от равномерного распределения молекул в газе или жидкости, возникающее в результате теплового движения. Вболее широком смысле слова - отклонение от среднего значения чего-либо, временное изменение, колебания около равновесного значения.

 

ХИМИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ХИМИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В КИСЛОРОДЕ, ХПК - показатель загрязненности воды, характеризуемый количеством кислорода, необходимого для химического окисления за определенное время в единице объема.

 

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - учение об эволюции, необратимом, самопроизвольном историческом развитии природы и общества от низших стадий к высшим, лишенном целенаправляющего начала.

 

ЭВТРОФИРОВАНИЕ (ЭВТРОФИКАЦИЯ) ВОД - повышение уровня первичной продуктивности водоемов из-за повышения концентрации в них биогеных веществ, в основном азота и фосфора, поступающих обычно из-за смыва удобрений с полей; часто приводит к цветению вод, а также вследствие дефицита кислорода, расходуемого на химическое и биохимическое окисление загрязнений.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА (вариант определения) -необратимое природное явление или аномалия, крупная техногенная авария, а также изменения параметров биосферы, приводящие к крайне неблагоприятным изменениям в окружающей среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и крупному экологическому ущербу.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША - функциональная роль биологического вида в сообществе (род его занятий), а также условия и место существования вида; характеризуется множеством параметров, изменение которых под действием антропогенных факторов ведет к ее постепенному разрушению.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС (вариант определения) - напряженность отношений между техно- и биосферой, вызванная несо­ответствием между потребностями человечества и способами их удовлетворения с одной стороны, ресурсными возможностями биосферы

 

- с другой. В отличие от экологической катастрофы (см.), кризис

 

- состояние обратимое.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК - в экологическом праве: допущение вероятности причинения вреда природной среде ради достижения экологического или экономического эффекта. Нормальный экологический риск - основанное на познании и правильном использовании законов природы допущение вероятности причинения вреда при условии отсутствия серьезных необратимых последствий, реальной возможности воспроизводства потерянных природных ресурсов.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - рассмотрение явлений с учетом воздействия человека и человечества на природную среду, тоже, что подход экологический; иногда экологическое мышление противопоставляют экономическому мышлению, которое ставит во главу угла увеличение производства несмотря ни на какие затраты природных и других ресурсов.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО - совокупность правовых норм и правоотнощений, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - в экологическом праве: виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ - в экологическом праве: общественно опасное виновное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ - динамическое равенство притока и оттока энергии, вещества и информации, поддерживающее экосистему в определенном состоянии, или ведущее к закономерной сук-цессионной (см.) замене одной экосистемы другой.

 

ЭКОЛОГИЯ - 1) в классическом понимании: биоэкологи; 2) в узком понимании: наука о законах жизни экосистем (см.); 3) в широком понимании: наука о биосфере планеты и положении человека и человеческого общества в ней (экология глобальная, мегаэкология); 4) в техническом понимании - область знаний, рассматривающая некую совокупность предметов и явлений с точки зрения субъекта или объекта (как правило, живого или с участием живого), принимаемого за центральный в этой совокупности (это может быть и промышленное предприятие); 5) наука о причинной связи между прошлым и будущим, о динамике в отношениях и процессах, происходящих в геобиосфере.

 

ЭКОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ (инженерная) - раздел экологии в широком смысле, наука о взаимном влиянии промышленности и транспорта на природу.

 

ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - 1) в узком смысле: наука о взаимодействии человеческого общества с окружающей природной средой; 2) в широком смысле: наука о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурной средами.

 

ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ НОРМА - в экологическом праве: норма права, содержащая экологический императив, запреты, обязанности, разрешения в области взаимодействия общества и природыЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - в экологическом праве: обязанность претерпевать неблагоприятные последствия в случае нарушения природоохранного законодательства. По видам применяемых санкций различают следующие виды эколого-правовой ответственности: дисциплинарную, административную, уголовную, гражданскую, материальную.

 

ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - система знаний о правовом регулировании общественных отношений в области взаимо­действия общества и природы.

 

ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ - овладение экологической и юридической культурой; знание экологического законодательства и умение его правильно применять.

 

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - в экологическом праве: вид социальной (общественной) ответственности. В отличие от эколого-правовой (юридической) наступает не по факту правонарушения, а по факту причинения правомерного вреда. Выражается во взыскании в бесспорном порядке денежных сумм в качестве компенсации за причиненный вред (платежи предприятий за загрязнение окружающей среды- за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение вредных веществ).

 

ЭКОСИСТЕМА (экологическая система) - совокупность совместно обитающих живых организмов, условий и пространства их обитания, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом. Термин предложен в 1935 г. американским ученым А.Г. Тенсли, определившим экосистему как безразмерную устойчивую систему живых и неживых компонентов, в которой совершается внешний и внутренний круговорот вещества и энергии. К экосистемам относят отдельные лес, поле, луг, водоем и т.п., и одновременно каплю воды с микроорганизмами, горшок с цветком, пилотируемый космический корабль и т.п.

 

Различают следующие виды экосистем - открытые, т.е. способные к свободному обмену веществом, энергией и информацией с окружающей средой, частично открытые и закрытые, т.е. полностью зависящие от человека. Последний в этом случае берет на себя функции управления экосистемой и поддержания ее жизнедеятельности (например, агроце-нозы, аэротэнки с микроорганизмами в системах биологической очистки сточных вод).На Земле экосистемой высшего порядка вляется биосфера, включающая в себя отдельные экосистемы (биогеоценозы). Понятие «экосистема» шире, чем биогеоценоз (термин академика В.Н.Сукачева), поскольку последний является сугубо наземным образованием, имеющим свои четкие границы.Важнейшее условие существования любой экосистемы - ее гомео-статичность (гомеостаз) - состояние динамического равновесия и способность поддерживать это равновесие. Наряду с этим экосистема испытывает медленные, постоянные изменения во времени, имеющие последовательный характер; такая смена одной экосистемы другой носит название сукцессии (см.).

 

Антропогенная деятельность всегда направлена на экосистемы, вне которых нет жизни на Земле. В противоположность техногенным объектам, стабильность экосистемы и ее устойчивость при внешнем воздействии увеличивается с ростом ее сложности и наоборот. Обеднение видового разнообразия флоры и фауны при антропогенном воздействии (см.) понижает стабильность экосистемы. Структурно упрощенные экосистемы, в частности - природные деградирующие, или созданные человеком (например, сельскохозяйственные угодья) становятся весьма уязвимыми даже к слабому воздействию абиотических (климатических) факторов. Поэтому любой процесс антропогенного воздействия на экосистему ведет к ее изменениям, экологическому кризису, частичной или полной деградации и гибели.

 

ЭКОСИСТЕМА ТЕХНОГЕННАЯ - экосистема, возникшая или изменившаяся в результате технического воздействия человека ( например: вырубки, заболоченные в результате образования водохранилища земли и т.д.).

 

ЭКОСФЕРА - в экологии человека: среда развития хозяйства.

 

ЭКОТЕХНИКА - технические меры, средства и устройства для сохранения и восстановления окружающей человека среды.

 

ЭКСПЕРТИЗА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - оценка какого-либо проекта, нововведения, хозяйственного мероприяти с точки зрени воздействия его на окружающую среду, природные ресурсы, физическое и духовное здоровье человека; может выражаться как в экономических категориях (прямой материальный ущерб), так и внеэкономических (например угроза здоровью, ухудшение эстетического воздействи ландшафта и т.д.).

 

ЭМБРИОТОКСИЧНОСТЬ - токсичность (см.), влияющая на эмбрионы.

 

ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ - в теории систем: наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями. В биологии и экологии понятие эмерджентности можно выразить так: одно дерево - не лес, скопление отдельных клеток - не организм.

 

ЭНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ - 1) теория управления, исходящая из понимания человека и человечества как составной части биосферы

 

и необходимости преобразования и сохранения биосферы в интересах человека; 2) общественное движение в защиту окружающей среды.

 

ЭНЕРГЕТИКА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИЛИ НЕТРАДИЦИОННАЯ - получение энергии из источников, которые не являются обычными,

 

традиционными для человечества, в отличие от традиционных (угля, нефти, газа, энергии падающей воды). К альтернативной энергетике относят солнечную, геотермальную, ветровую, энергетику морских приливов и отливов, морских течений, космическую и некоторые другие, а также смешанную (например атомно-водородную, сол нечно-водородную). Атомную энергетику сейчас обычно относят к традиционным источникам энергии.

 

ЭНЕРГИЯ - общая количественная мера различных видов движения, взаимодействия и превращения материи; ее главные разновидности, или формы: механическая, тепловая, электромагнитна, химическа, гравитационная, ядерна; одни виды энергии могут превращаться в другие в строго определенных количественных соотношениях; при всех превращениях энергии общее количество ее не изменяется; закон сохранения энергии - один из основных законов естествознания.

 

ЭНЕРГИЯ СВОБОДНАЯ - энергия, способная производить работу.

 

ЭНТРОПИЯ - функция состояния; 1) в физике: одна из величин, характеризующих тепловое состояние тела или системы тел; энергия, необратимо рассеивающаяся в тепловой форме в окружающую среду с невозможностью повторного использования; в более широком смысле - мера неупорядоченности системы (см.), степень хаоса; при всех процессах, происходящих в замкнутой системе, энтропия или возрастает (необратимые процессы) или остается постоянной (обратимые процессы);

 

функционирование техносферы (см.) имеет прямым следствием рост энтропии; 2) в теории информации: мера неопределенности ситуации с конечным или четным числом исходов, например опыт, до проведения которого результат в точности неизвестен.

 

ЭФФЕКТ ПАРНИКОВЫЙ (ТЕПЛИЧНЫЙ, ОРАНЖЕРЕЙНЫЙ) - постепенное повышение температуры на планете в результате

 

накопления в атмосфере углекислого и других газов, которые, подобно стеклу теплицы или парника, пропуская солнечные лучи,

 

препятствуют тепловому излучению с поверхности Земли. Причина парникового эффекта - в невозможности растений Земли переработать весь высвобождающийся в результате человеческой деятельности «дополнительный», антропогенный углекислый газ.

 

ЮНЕП (Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде) - специализированное учреждение системы ООН,созданное по рекомендации Стокгольмской конференции ООН в 1972 г. по окружающей среде. Основна задача ЮНЕП - координация усилий государств в борьбе с загрязнением и деградацией окружающей природной среды, с опустыниванием земель, потерей почвой плодородия, ухудшением качества вод. Координирует программу глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГМОС), в которую входят ВМО, ВОЗ, ФАО,

 

ЮНЕСКО. Штаб-квартира расположена в г.Найроби (Кения). Имеет отделение в России, издает журнал «Наша планета». ЮНЕСКО (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ) - специализированное учреждение ООН, созданное в 1946 г. с целью способствовать миру и безопасности, развитию сотрудничества стран в области науки, образования и культуры для поощрения всеобщего соблюдения справедливости, правопорядка, прав человека и основных свобод, предусмотренных уставом ООН для всех народов мира. Одним из главных направлений деятельности является охрана окружающей среды и памятников культуры; ЮНЕСКО возглавляет международное сотрудничество в этой области. Штаб-квартира находится в Париже.

Повышение квалификации