Кафедра иностранных языков

Место нахождения:

телефон: +7 499 976-14-31

Основана в 1930 г. доцентом Воробьевым Н.В. (работал до 1947 г.)
    Заведующими кафедрой в отдельные периоды были:
Флесс М.Э. (1947-1951), Пассек В.В. (1945-1952), Кедрова М.О. (1952-1992), Богатырева О.Л. (1992-1999).
    Работали на кафедре преподаватели:
Кузнецова С.С. (1952-1971), Апарцев Л.М. (1963-1971), Тимофеева Т.Н. (1962-1988), Вареница Г.Е. (1964-1998) и другие.

    Сотрудники кафедры активно принимают участие в общественной жизни университета, работают кураторами в студенческих группах I и II курсов экономического факультета. Проводят большую профориентационную работу.
 

Основное научное направление работы кафедры иностранных языков

  • исследование возможностей реализации принципа взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

В 2009 году сотрудники кафедры работали по следующим направлениям:

Обучение чтению как виду речевой деятельности в условиях неязыкового вуза (доцент Коровина Н.В., доцент Акимова И.Н., доцент Прокудина Л.И., профессор Богатырева О.Л., доцент Бачина К.Г., ст.преподаватель Акимова Е.А., доцент Киркеева С.А.)
При обучении чтению, как виду речевой деятельности, нужно учитывать его структуру, состоящую из: мотивационно-побудительной фазы (создание потребности, мотива); аналитической части чтения, которая протекает во внутреннем плане (понимание при чтение про себя) и включает в себя зрительное восприятие графических знаков языкового материала его узнавание и осознание, а также принятие смыслового решения, т.е. понимание смысла. Контроль и самоконтроль составляет третью фазу чтения как вида речевой деятельности, обеспечивающую вынесение понимания во внешний план. Это может осуществляться с помощью других видов речевой деятельности – говорения и письма. Чтение как вид речевой деятельности имеет внутренний и внешний план протекает в двух формах (вслух и про себя), тесно взаимодействует с другими видами речевой деятельности. Это важно учитывать при проведении занятий так как, показывает практика, осуществление взаимосвязанное обучение, значительно повышает интерес студентов к изучению иностранного языка и способствует более эффективному проведению занятий.
При чтении, как и при аудировании и говорении необходимо быстро узнать слово, осознать его значение и осознать его семантическую связь с другими словами. Поэтому формирование лексических навыков остается одной из важнейших задач при обучении иностранному языку. Тренировка лексического материала осуществляется в тесном взаимодействии с грамматической стороной речи, а также с развитием техники чтения и письма.
Секцией немецкого языка разработаны программы проведения и по закреплению лексико-грамматического материала. Слова многократно воспроизводятся в новых контекстах, новых сочетаниях. Закрепление лексики происходит на уровне словосочетаний, предложений, текстах для чтения и аудирования: (Сборник лабораторных работ по немецкому языку части 1, 2. Составители: Л.И.Прокудина, И.Н.Акимова, Н.В.Коровина, Е.А.Акимова).
Следует отметить, что по данной проблеме преподавателями кафедры Акимовой И.Н., Киркеевой С.А., Марьенко О.А. подготовлены и опубликованы статьи в сборнике «Актуальные проблемы качества образовании и пути их решения в контексте мировых и европейских тенденций».

Второе направление работы кафедры иностранных языков связаны с использованием ресурсов сети Интернет для интенсификации процесса обучения студентов иностранным языкам. (Кремлева Н.В., Кашпарова В.С., Логачева Н.М., Глазунова И.В., Сорокин А.П.).
В основном электронные учебные издания применяются преподавателями при подготовке к занятиям в виде распечаток. Использование сети Интернет непосредственно на занятиях позволило бы значительно повысить интерес учащихся к предмету. При использовании мультимедийных программ, тогда устная информация сопровождается текстовыми, графическими и иллюстрированными материалами, достигается более высокая эффективность усвоения материала учащимися. Существенным средством информации выступает: сайт образовательных программ; образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет, в том числе каталог образовательных ресурсов, используя которые преподаватели могут совершенствовать собственное педагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к интересующей их информации учебного, методического и организационного характера.
Для студентов доступ к каталогу и образовательным ресурсам сети Интернет обеспечит основной дополнительный учебный материал, необходимый для успешной учебы, выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения, а также служит информационной поддержкой при подготовке к выступлениям на научно-технических студенческих конференциях университета. Следует отметить, что в марте 2009 года была проведена международная студенческая научно-техническая конференция на английском языке. Конференция была проведена совместно с отделом международного сотрудничества МГУП с использованием современных технологий (телеконференция).

 

 

Студентам