Программа деятельности

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМО ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД 2004 - 2007 гг.

1.  Интеграция в Европейское образовательное пространство
(для реализации Болонской декларации).

- Разработка многоуровневой системы подготов-ки специалистов в области природообустройства и водопользования. 1.02.2004 г.
- Разработка государственных образовательных стандартов бакалавров-инженеров и магистров-инженеров по направлениям подготовки 656400 Природообустройство и 656800 Водные ресурсы и водопользование. 1.12.2004 г.
- Обновление действующих примерныхучебных планов и программ с учетом введения кредитной системы учета трудоемкости дисциплин. 1.10.2004 г.
- Сбор информации для определения состояния многоуровневой системы подготовки специали-стов в вузах УМО. Ежегодно.
- Проведение анализа информации о состоянии многоуровневой системы подготовки специалистов в вузах УМО, подготовка предложений по ее совершенствованию для обсуждения на пленумах УМО, заседаниях УМС, УМК. Ежегодно.

2.  Определение потребности в выпускниках
в области природообустройства и водопользования.
Уточнение требований к выпускникам в соответствии с требованиями рынка.

- Изучение потребностей рынка путем анкетирования работодателей. 2004 - 2005 г.г.
- Разработка методики прогноза потребности в специалистах 2004 - 2005 г.г.
- Проведение научно-методических конференций и совещаний с участием работодателей, представителей РАСХН, министерства природных ресурсов, МСХ с обсуждением проблемы 2005 г.
- Формирование и организация работы рабочих групп по каждому из направлений подготовки дипломированных специалистов для уточнения требований к выпускникам и разработки предложений для внесения в ГОСы путем анализа результатов анкетирования, запросов в регионах, решений конференций 2005 г.

3.  Развитие системы образования в области природообустройства и водопользования.

- Разработка предложений в новый Перечень специальностей с учетом предложений вузов и работодателей. Участие в работе над проектом Классификатора (в рабочей группе) 2004 - 2005 г.г.
- Разработка государственных образовательных стандартов по новым направлениям с учетом внесенных изменений в Перечень. 2005 г.

4.  Обновление содержания образования. Использование в учебном процессе результатов научных исследований, проводимых преподавателями.

- Опрос потребителей (работодателей), специалистов в области природообустройства и водопользования о степени их удовлетворенности содержанием образования. 2004 г.
- Актуализация примерных программ дисциплин на основе учета результатов научных исследований, проводимых преподавателями вузов УМО и результатов опроса потребителей. 2005 г.
- Обеспечение разработки предложений по корректировке Государственных образовательных стандартов по направлениям, курируемым УМО, путем создания рабочих групп из представителей вузов, входящих в состав УМО. 2005 г.
- Формирование и обновление перечней аннотированных программ специализированной подготовки магистров, специализаций в рамках специальностей в области природообустройства и водопользования. Ежегодно.
- Обновление перспективных планов издания учебной литературы, авторских коллективов из представителей вузов УМО. 2004-2007г.г.

5.  Повышение качества реализации ГОС в вузах УМО Сбор информации для формирования базы данных УМО по качеству образования.

- Анкетирование потребителей (рынка труда) для определения степени их удовлетворенности качеством подготовки выпускников в области природообустройства и водопользования. Ежегодно.
- Анализ отчетов председателей ГАК для определения типичных недостатков в подготовке выпускников, выявления положительного опыта с последующим обсуждением на заседаниях УМС, УМК. Ежегодно.
- Изучение опыта подготовки специалистов в вузах по результатам работы представителей УМО в ГАК по итоговой государственной аттестации выпускников по направлениям, курируемым УМО и комиссиях по комплексной проверке работы вузов с целью обсуждения результатов на заседаниях УМК, УМС и совета УМО. Ежегодно.
- Изучение опыта подготовки специалистов в вузах по результатам работы представителей УМО комиссиях по комплексной проверке работы вузов с целью обсуждения результатов на заседаниях УМК, УМС и совета УМО. Ежегодно.
- Организация мониторинга реализации ГОС в вузах. Обсуждение итогов мониторинга и анкетирования на пленумах УМО, заседаниях УМС, УМК для определения проблем в качестве подготовки и разработки рекомендаций по повышению качества. Ежегодно. - Проведение научно-методических конференций с участием работодателей, представителей РАСХН, министерства природных ресурсов, МСХ с обсуждением вопросов качества образования. 2004-2007 г.г.
- Проведение конкурсов дипломных проектов. 2004-2007 г.г.
- Участие в разработке программ повышения квалификации и переподготовки ППС 2004 - 2007 г.г.
- Подготовка ежегодного доклада "Характеристика качества образования в области природообустройства и водопользования: состояние, проблемы (по результатам мониторинговых исследований). Ежегодно.
- Повышение квалификации деканов по вопросам управления качеством образования в вузах УМО 2004, 2006 г.г.

6.  Учебно-методическое обеспечение реализации ГОС

- Разработка методического обеспечения реализации ГОС бакалавров-инженеров и магистров-инженеров (примерные образовательные программы: примерные учебные планы и программы, программы практик, материалы по итоговой государственной аттестации выпускников) по курируемым УМО направлениям подготовки специалистов. 2005 г.
- Обновление примерного фонда оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников. Ежегодно.
- Разработка примерной программы итоговой государственной аттестации магистров по направлению 554100 Природообустройство. 2004 г.
- Разработка примерных учебных планов зарегистрированных специализаций. Ежегодно.

7.  Информационно-библиографическое обеспечение реализации ГОС.

- Разработка примерного перечня учебной литературы (основной и дополнительной). 2004 г.
- Формирование перспективных планов издания учебной литературы по специальностям, авторских коллективов из представителей вузов УМО и контроль реализации планов. 2004 г.
- Проведение конкурсного отбора учебных пособий для присвоения грифа УМО. Ежегодно.
- Проведение экспертизы рукописей учебной литературы для рекомендации ведомствам по присвоению грифа. Ежегодно.

8.  Материально-техническое обеспечение реализации ГОС.

- Анализ состояния материально-технической базы в вузах УМО (по результатам участия представителей УМО в работе аттестационных комиссий и мониторинга). 2004 - 2005 г.г.
- Разработка предложений по внесению изменений в Примерный перечень материально-технического обеспечения специальностей, курируемых УМО. 2005 г.

9.  Разработка и внедрение новых технологий обучения.

- Проведение научно-методических конференций преподавателей по обмену опытом преподавания с использованием новых технологий обучения. 2004 - 2007 г.г.
- Разработка методических рекомендаций по использованию в учебном процессе новых технологий обучения. 2005 г.

10.  Сопряженность ВПО со средним профессиональным и послевузовским образованием.

- Участие в разработке ГОС среднего профессионального и послевузовского образования. 2004 г.
- Создание при Совете УМО учебно-методических советов среднего профессионального и послевузовского образования. 2004 г.

11.  Экспертная работа.

- Участие в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам развития высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования. Ежегодно.
- Экспертиза материалов, представленных в УМО, с целью получения лицензии на подготовку выпускников по специальностям и направлениям, курируемым УМО. Ежегодно.
- Рецензирование фондов оценочных средств для проведения самоанализа специальностей в вузах УМО. Ежегодно.
- Согласование председателей ГАК при первом выпуске специалистов в вузах, входящих в УМО. Ежегодно.
- Регистрация специализаций. Ежегодно.
- Экспертиза аттестационных дел по присвоению ученых званий профессора и доцента преподавателям высших учебных заведений. Ежегодно.
- Экспертиза рабочих учебных планов (по просьбе вузов). Ежегодно.

12.  Организация работы УМО.

- Организация пленумов советов УМО, заседаний президиума совета, УМС, УМК, совета деканов, редакционной комиссии. Ежегодно.
- Разработка положений о деятельности УМО. По мере необходимости.

Учебно-методическая деятельность