Тема 13. Познание. Наука. Техника.


Процесс познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Познание – это деятельность человека по приобретению знаний об окружающей среде, мире, человеке, взаимоотношениях человека и природы, человека и общества. В философии эти проблемы называются «гносеологическими», их рассматривает теория познания. Она изучает саму природу человеческого познания и знания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний к знанию сущностному, глубинному; пути достижения системного знания и его критерии; механизмы получения человеком знаний; активизации и не использования знаний.
Познание связано с мышлением, мышление – с языком, при помощи которого знания и информация формулируются, сохраняются и передаются. Мышление – это активно или пассивно проходящий процесс оперирования понятиями и конкретно-чувственными образами; это целенаправленный процесс отражения человеком свойств и отношений вещей. Язык участвует в процессах познания, в нeм содержатся элементы, замещающие (обозначающие или означивающие) объекты и явления, их знаки (наука о знаках называется семиотика). Различают естественные и искусственные языки. Язык науки складывается как язык символов, или знаков, и терминов. Знак – это предмет, который выступает в качестве представителя другого предмета, свойства, отношения и т.п. и используется при приобретении, переработке, хранении и передаче информации и знаний. Знаком может быть буква, цифра, символ, «знаковая совокупность»; знак имеет смысл и значение (знак с точки зрения его смысла и предметного значения характеризует специальная наука Семантика). Смысл – это совокупность признаков, позволяющих выделить предмет из ряда других предметов; предметное значение – это объект, представителем которого является знак. Смыслы выражаются словами, словосочетаниями, символами. Символы характеризуются изменчивостью и могут обладать практически любым значением. Долгое время считалось, что мысли выражаются только в языке. Мысль может быть выражена при помощи жеста, рисунка, мимики, художественного образа, фигур танца, и т.п. Основные функции языка – гносеологическая и коммуникативная. Человек познаeт окружающий мир, благодаря тому, что язык соответствует предметам деятельности, их связям и отношениям. Теория познания выступает «механизмом перевода» материально-предметного мира в мир идеальных сущностей (понятий, категорий, суждений, теорий, гипотез и т.п.).
Познание – это сложный противоречивый процесс, в котором различают процессы двух взаимосвязанных и взаимообусловленных уровней: а) чувственные и б) рациональные; они связаны между собой и имеют свои специфические формы выражения.
Познание начинается с взаимодействия органов чувств человека с окружающими его предметами, когда органы чувств «сигнализируют» об окружающем мире, вызывая ощущения, при помощи которых на уровне физиологии организм «вступает» во взаимоотношения с предметами. В результате взаимодействия с окружающей средой и внутренних телесных и духовных процессов человек получает ощущения, восприятия, представления. Полученные чувственные данные фиксируются, перерабатываются в сознании, на ступени рационального познания в форме понятий, суждений и умозаключений. Эту ступень называют абстрактным мышлением, или рациональным уровнем познания.
Учeные, придающие приоритетное значение чувственной ступени познания называются сенсуалистами; считающие более важным или достаточным для получения истинного знания рациональный уровень – рационалистами. Очевидно участие обоих видов познания в процессе получения достоверных знаний, их совместное развeртывание, когда чувственный и рациональный уровни прорастают друг в друга.
В познании участвует и интуиция – непосредственное постижение истины без осознаваемой предварительной познавательной деятельности.
Формы чувственного познания. Ощущение – это простейшая форма психических процессов мозга; это элементарный чувственный образ, в котором отражаются отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира. Органы чувств воспроизводят воздействия в определeнном диапазоне, т.е. есть «порог чувствительности». Ощущения – субъективны по форме (они всегда являются ощущениями конкретного субъекта познания) и объективны по своему содержанию (отражают объективный мир).
Восприятие – это конкретно-чувственный наглядный образ предмета, возникающий при воздействии предмета или явления на органы чувств человека; это целостный образ на основе выделения и объединения отдельных ощущений; в восприятии предмет предстаeт как тождественный себе. Восприятие в той или иной степени осмыслено.
Представление – это конкретное, целостное воспроизведение в сознании ранее воспринятой вещи или явления. Представление связано с памятью и вызывается ассоциативно; это некоторое обобщение, которое даeт возможность оперировать с предметом или его свойствами без контакта с ними. Представление носит абстрактный характер, выражается словом и отражает предшествующий опыт человека; оно имеет самостоятельную ценность в процессе познания.
Формы рационального познания (они же являются формами мышления). Понятие – это мысль, в которой отражаются общие существенные свойства, связи предметов и явлений; это сам акт понимания. Понятие выходит за уровень чувственного познания; оно связано с абстрагированием, объединяет класс предметов, связанных общими свойствами; понятие не имеет конкретного аналога; оно имеет словесную форму; ключевые понятия называются категориями.
Суждение – форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чeм-либо. Это предложение как материализованная мысль (Светает). Суждение – это такая связь понятий, в которой одно понятие характеризуется через другое; в суждения облекается основная масса знаний. Суждения классифицировал Аристотель, выделив общие, частные, единичные и другие суждения.
Умозаключение – это операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок с использованием определeнной логики выводится новое суждение. Умозаключение – это метод получения новых знаний; логическая теория умозаключений связана с теорией доказательства; теория умозаключений разрабатывалась математической логикой.
Гипотеза – это вид умозаключения, требующего проверки. Теория – система проверенных знаний и представлений, она может состоять из нескольких умозаключений.
Субъект и объект познавательной деятельности. Единство познания и практики. Субъект и объект – соотносительные понятия. Субъект – сложная иерархия, фундаментом которой является социальное целое. Народ производит нормы, ценности и идеи, фиксируемые в культуре, и есть особый субъект познавательной деятельности. Субъектом познания может быть группа ученых, отдельная личность со своими страстями. Субъект может быть адекватно понят в конкретном историческом контексте. Объект – это фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе исследования, в определeнном смысле, это собственность субъекта, его реальность, ставшая фактом сознания.
В социальном познании всe вращается вокруг человеческого: объект здесь – люди и результат их деятельности, субъект – сами люди. Важно различение объекта и предмета познания: если объект – это фрагмент исследования в бытии, то предмет – это конкретные аспекты бытия объекта, на которые направлена исследовательская мысль.
Практика – это процесс чувственно-предметной деятельности людей, их воздействие на объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика выступает как источник познания; движущая сила познания; сфера приложения знаний; цель познания; критерий, мерило истинности результатов познания; основание формирования и развития познания. Практика выделяет явления, которые необходимо изучить; она изменяет окружающий мир; выявляет новые стороны этого мира. Практическое применение результатов науки стимулирует еe развитие: какие-то положения теории на практике получают подтверждение, другие – нет; в процессе практического использования выявляются аспекты, которые недостаточно изучены, были ошибочными, возникают вопросы, ответы на которые начинают искать учeные и т.п. Практика не только выделяет явления, которые необходимы для изучения, но и меняет окружающий мир и выявляет его новые стороны. Практическое применение результатов науки стимулирует еe развитие.
Что касается человека самого по себе, практика не может быть подтверждением или опровержением человеческого представления, поэтому с одной стороны, человеку свойственно повторять свои ошибки; с другой – то, что истинно и проверено на практике для одного человека в его ситуации, не является таковым для другого человека. С подобными противоречиями связаны различия между точными и гуманитарными науками, если брать точные науки на уровне эксперимента; так как на уровне квантовой физики между точными и гуманитарными науками таких противоречий нет.
Опыт – это навыки и умения, которые человек получает в своей разнообразной деятельности. Человек обладает способностью использовать опыт других людей, что значительно расширяет его представления о мире. При этом чужой опыт воспринимается именно как чужой; он не переживается как свой опыт и чаще принимается к сведению или забывается; и свой опыт при определeнных условиях может «забываться».
Проблема истины в философии. Объективность истины. Абсолютное и относительное в понятии «истина». Проблема истины в познании – основная. Истина – это адекватная информация об опыте, получаемом из чувственного и интеллектуального постижения (или сообщение о нeм) и характеризуемая с точки зрения еe достоверности относительно окружающей действительности. Это субъективная духовная реальность в информационном и ценностном аспекте. Истина – это свойство знания, а не объекта познания. В древности отмечали красоту и ценность истины, связывали еe с нравственностью. Истина не может быть ущербной, она служит нравственному возвышению человека. Истина – это единство процесса и результата.
Истина в научном знании носит относительный характер, это выражается в еe неполноте и вероятностности во времени. Истина относительна, так как отражает объект в известных пределах, условиях, отношениях, которые изменяются и развиваются. Относительная истина – это ограниченно верное знание о чeм-либо. В науке шаг вперeд есть одновременно и открытие новой тайны, и опровержение старой истины.
Есть также знание абсолютно достоверных фактов – это установленные фактические события, определeнная часть дат событий, рождения, смерти… Абсолютная истина – это тождество понятия и объекта в мышлении. Несмотря на относительный характер истина – это такое содержание знания, которое не опровергается, а обогащается, уточняется и постоянно подтверждается жизнью. Относительность знания хорошо демонстрируют представления человека о строении Космоса или Планеты Земля.
Истина – это величайшая социальная и личностная ценность, она играет в обществе большую нравственную и социально- психологическую роль. Истине противостоят заблуждение и ложь.
Заблуждение содержит смысл, не соответствующий реальности, но принимаемый за истинный. Заблуждение может иметь свои основания; чаще всего заблуждения носят временный характер и свойственны всем видам знания. Ложь – намеренное искажение действительности, с целью ввести в обман, так как утверждающий ложь знает о лживости своего утверждения и делает это намеренно, преследуя при этом какие-то определeнные цели.
Научное познание невозможно без заблуждений и ошибок. Проблема ошибок занимает важное место в науке. Галилей считал, что избежать ошибок при наблюдении невозможно.
Понятие «наука». Эмпирическое и теоретическое знание. Методы научного познания. Научное знание – это объяснение фактов в системе понятий данной науки. Научное знание – это доказательное, сущностное знание, заключeнное в понимании действительности в еe прошлом, настоящем и будущем, достоверном обобщении фактов, видении за случайным общего, на этой основе – предвидение явлений. Это творческий процесс.
Здесь реальность облекается в форму объективных отвлечeнных понятий и категорий, общих принципов и законов с использованием знаков, схем, графиков и т.п. Научные знания характеризуются достоверностью и точностью. Познание опирается на опыт, который всегда разный: что такое опыт одного или другого известного человека? Только опыт всего человечества мог бы быть авторитетом (критерием) для науки. Умение видеть важное в том, что другие считают не важным, – в этом состоит секрет творчества, новаторства в науке и искусстве.
Условием научного исследования является установление факта как явления материального и духовного мира, ставшего достоянием знания, фиксация явления, отношения, свойства. Факт содержит много случайного. Факты могут получить научную ценность в рамках определeнной теории. Науку интересует общее и закономерное. Критерий практики, как было сказано, не может быть подтверждением или опровержением человеческого представления.
Научное познание характеризуется: категориальностью (развитостью понятийного аппарата); своим рациональным характером (опорой на разум), непротиворечивостью, доказательностью и системностью знаний; интерсубъективностью знания, возникновением знания на уровне обобщения знаний; тем, что критерием истинности знания здесь выступают разум и практика; наличием специальных методов получения знания.
Методы научного познания. Метод – это система регулятивных принципов, преобразующих практическую, познавательную, теоретическую деятельность. Это система приeмов, связанных с теорией и мастерством еe применения. Философские методы универсальны; каждый метод даeт знание одной, или нескольких сторон объекта и имеет пределы своих познавательных возможностей.
Методы научного знания условно можно разделить на универсальные (применимые в каждой сфере познания), теоретические (применяемые на уровне рационального познания и мышления) и эмпирические (связанные с получением и обработкой опытных, или опытно-чувственных знаний):
А) универсальные: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, абстрагирование, идеализация, диалектика, наблюдение, эксперимент, описание и др.
Б) теоретические: единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация, моделирование и др.
В) эмпирические: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание и некоторые другие.
Понятие «техника». Этапы развития техники. Значение науки и техники в экологических процессах. Техника – это система созданных средств и орудий производства, приeмы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В ней аккумулированы опыт, приeмы, методы познания, преобразования природы. Формы и функции технических средств отражают их воздействие на природу. Техника возникает, когда для достижения определeнной цели «возводятся промежуточные средства». Иногда технические средства называют «насадками», увеличивающими возможности и свойства органов чувств человека. Техника – это знание и средства труда. Цель применения техники – более эффективное, более усиленное воздействие на окружающую среду, или еe преобразование. В связи с новыми возможностями преобразования, предоставляемыми развитием техники, не должны вымирать творения природы. Не должно быть омертвления души и опытно-чувственных возможностей человека. Техника вписана в контекст социального бытия и сознание, составляет основу индустриальной цивилизации, характеризуется во времени и постоянно прогрессирует. Техника должна быть всегда подчинена разуму и воле человека; «инструментализация» мира не должна разрушать равновесие в природе. Чрезвычайно сложны вопросы контроля за использованием техники. Использование техники имеет смысл только в том случае, если она способствует увеличению своеобразия человека, или расширению духовности человека.
Этапы развития техники: время, когда человек пользовался орудиями ручного труда; время, когда были изобретены и стали широко использоваться машины (середина девятнадцатого века); время изобретения и использования автоматов (середина двадцатого века). А.Хейзинга считает, что техника на каждом этапе выражает людей и идею человечности данного времени в концепции человека, создающего технику и использующего еe. В соответствии с мощными возможностями техники возникает необходимость широкой экспертизы, гласности и средств контроля со стороны общественности. Это высказывание относится и к современности, которую можно с полным правом назвать четвeртым этапом в развитии техники, имея в виду этап применения нанотехнологии, с внедрением которой связаны большие надежды и опасения человечества.
Одностороннюю положительную оценку данной технологии дают сторонники трансгуманизма, новой идеологии современности. По Эрику Дрекслеру, новая технология предполагает строительство нанороботов, молекулярных машин неорганического атомного состава; эти машины могут строить свои копии, обладая информацией о таком построении. Поэтому грань между живым и неживым начинает стираться. Используя нанотехнологию, многие страны смогут достичь экономического могущества и беспрецедентного военного роста. Квантовые компьютеры с нейроинтерфейсами обеспечат функционирование квантового Интернета, обмен информацией с которым будет возможным через мозг. При этом информация станет всеобщим эквивалентом коммуникации. Только военные преимущества сами по себе будут достаточны, чтобы сделать прогресс в данной сфере почти неизбежным.
Если сущность государства неизменна и негативна по отношению к обществу, то нанотехнология лишь даст глобальному обществу и глобальному государству новые возможности реализации своей сущности в форме контроля, подавления и эксплуатации доминирующей социальной группой подчинeнных социальных групп и индивидов.
Нанотехнология может быть использована во вред или на пользу человеку, это связано с сущностью самой технологии и сознанием, или ответственностью человека. Исследования биолога Евы Обердeрстер показали проникновение наночастиц-фуллеренов в структуры мозга через носовое дыхание. Другая научная работа подтвердила факт повреждения мембран клеток мозга рыб наночастицами. Исследованиями установлено, что нанотрубки, проникающие в организм (например, лeгкие) при медицинском обследовании людей, намного ядовитее, чем углерод, содержащийся в саже, более ядовиты чем кварц. В связи с приведeнными фактами возникает проблема нарушения медицинской этики и заповеди врача («не навреди»): во-первых, изучение новой медицинской техники, последствий еe использования, происходит одновременно с применением, что недопустимо; больной или здоровый (обследующийся) человек не владеет информацией о том, что и как с ним происходит; в третьих, нет границы между обязательной необходимостью применения и теми случаями, когда без использования непроверенной техники можно обойтись. Это касается и новых лекарств, последствия применения которых никто не изучал, и которые на молекулярном или генном уровне «продолжают работать», после исчезновения показаний, по которым было сделано медицинское назначение.
Идея, что сознание есть граница биологической эволюции, и дальнейшая эволюция человека станет технологической, прочно входит в принципы трансгуманистов. Фактом сохранения идентичности человека признаeтся не тело, а только память, ценности, отношения и эмоции, в то время как сущностью человека признаeтся «виртуальная машина, киборг, программа». Трансгуманисты видят смерть как необратимую потерю информации о личности. Поэтому, утверждают они, если зафиксировать тонкую структуру (пространственное распределение связей между нейронами) мозга человека в течение нескольких часов, или даже десятков часов после его биологической смерти, существует вероятность того, что сохранившейся информации о его личности будет достаточно для оживления медициной будущего, что подразумевает сохранение им своего Я. Признаками трансгуманности могут выступать такие факторы, как усовершенствование тела с помощью имплантантов, генетическое усовершенствование физических и психических качеств, бесполая репродукция. Особый энтузиазм трансгуманистов вызывает возможность жизни вне тела в качестве «информационного паттерна» компьютерной сети. Согласно их убеждению, в будущем сознание человека можно будет подключить к мощному компьютеру так, что формируется «сверхсознание», в рамках которого мыслительные процессы проходят в миллион раз быстрее, чем у современного человека. Это сверхсознание может обладать большими способностями к творчеству и обучению.
Для двадцатого века большое значение имели достижения в области компьютерных разработок и искусственного интеллекта. В связи с возникновением «сложной техники» появляется такое понятие как демонизм – злое начало техники; проявление ею себя как силы, увлекающей за собой. Ещe в семидесятые годы двадцатого столетия широко обсуждались вопросы «Думает ли машина? Сможет ли она творить?». Утвердительные ответы строились на следующей логике: человек творит и открывает новое в науке или искусстве на основе накопленных им знаний; как именно соединяются в новые смыслы эти часто известные всем истины в голове отдельного человека, никто не знает; исключать возможность соединения старого в новое, или возможность появления новых знаний у машины (тем более, у компьютера), «обладающих довольно большим объeмом знаний», теоретически невозможно. В другой логике технику можно рассматривать как система, которая «сможет порождать новые смыслы из себя», в качестве примера может послужить процесс освоения языка ребeнком: какое-то время он познаeт слова и запоминает их, мучает всех вопросами и вдруг начинает говорить сложными предложениями, правильно соединяя слова и удивляя всех. Ещe один вариант «демонизации» – действие вируса или «ошибки, способных вызвать перестройку программы». Компьютер остаeтся «только псевдосубъектом», до тех пор, пока деятельность созданной человеком техники подвластна его контролю. Как только уровень «самостоятельности» этой техники перешагнeт возможности человека, машина будет продолжать творить новые образцы техники и решать свои задачи, но не сможет отвечать за последствия «работы», или функционирования созданного. Для компьютера сегодня характерны выполнение функций аналогичных мыслительной деятельности и влияние, или воздействие на человека.
Понятно в этой связи, что чем выше уровень технических возможностей, тем выше должна быть ответственность человека за свои действия. В связи с новыми возможностями воздействия на человека, впервые возникает проблема самоидентичности человека.
В настоящее время общество, человек и власть смирились с тем, что всe большее количество людей погибают не своей смертью, а вследствие эгоизма, равнодушия и озлобленности людей, «пробирочных болезней», загрязнeнности окружающей среды, изменения природных параметров существования. Аварии на рукотворных объектах уносят жизни людей, делают части суши и водоeмы неприемлемыми для живого, провоцируют природные катаклизмы; трансгенные продукты (ГМО) меняют генетический код человека; СМИ пытаются убедить людей, что для будущего человечества достаточно сохранить человеческий вид как таковой (поэтому и клонирование нужно разрешить); в связи с тем, что естественных продуктов питания на всех не хватает, необходимо создавать искусственные, даже ценой отказа от «человеческого» будущего; то, что 70-80 % лекарств, продающихся в аптеках, поддельные, стало нормой и т.д.
В современности выделяют три глобальные проблемы: связанную с изменениями климата (глобальное потепление, природные катастрофы); финансовый кризис, связанный с несоотнесeнным с экономической реальностью стремлением к получению прибыли; и энергетическую безопасность (страны, у которых есть энергетические ресурсы стремятся получать прибыль и не терять свои международные позиции; государства, не обладающие энергоносителями, заняты поисками альтернативных форм и стремятся к независимости).
Отношения человека, оснащeнного техникой, с природой носят конфликтный характер; применение техники однозначно обостряет экологические проблемы, когда угрозы распространяются на сохранение человеком себя как природного вида. На протяжении некоторого времени в мире создаются банки данных: растений, злаков и т.п. В современных технологиях часто речь идeт о мерах по сохранению не жизни, например, живущих сегодня на Земле людей, а о сохранении генома человека как вида. Это свидетельствует также об обесценивании индивида и не позволяет уже говорить о самоценности каждого отдельного человека. Такая ситуация философией квалифицируется как абсурдная, как проявление тотального кризиса человеческого; в серьeзных журналах мыслители сегодня спокойно и уравновешено пишут о постчеловеческой антропологии.
Вопросы и задания:
1. Что представляет собой познание как процесс? Расскажите о чувственном и рациональном познании и их формах.
2. Как можно характеризовать «субъект» и «объект» познавательной деятельности? В чeм выражается единство познания и практики? В чeм состоит роль практики в познании?
3. Какое место отведено в философии проблеме истины? Что понимается под объективностью истины? В чeм состоит еe абсолютность и относительность?
4. Что понимается в философии под понятием «наука»? Каковы еe признаки, или принципы?
5. Каковы содержание и методы эмпирического и теоретического знания? Приведите классификацию методов научного познания.
6. Что понимается в философии под «техникой»? Какие этапы она прошла в своeм развитии?
7. Можно ли говорить о новом этапе в развитии техники в связи с современными достижениями в этой области? Каким Вы представляете себе человека будущего?
8. Каково значение науки и техники в экологических процессах? Что Вы понимаете под «экологией человека»?