Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.

Мировоззрение – это система взглядов человека, определяющая его отношение к миру и к себе. Одна из основных функций мировоззрения – регулирующая; система взглядов включает ценности, оценки и убеждения. В структуре мировоззрения различают теоретические и практические составляющие. Первую ступень построения философского мировоззрения составляет условный разрыв мыслимого универсума, или всеобщего, на внутреннее и внешнее для человека (сознание и бытие, на «Я» и «не-Я») и последующее определение всеобщих свойств каждого из них. Второй ступенью является – конструирование единства разорванного. Здесь возможны три варианта: рассмотрение диалога между «Я» и «не-Я», сознанием и бытием в рамках основного вопроса философии; анализ системы общих ценностей, регулирующих отношения между «Я» и «не-Я»; конструирование и презентация онтологических систем (таких как: культура, жизнь, общество, человек, поведение, техника и т.д.), в качестве конкретного единства бытия и сознания (что выражается в создании теоретических моделей).
Философия уже, чем мировоззрение, она входит в него как часть в целое. Мировоззрение каждого человека соединяет в себе представления, относящиеся к разным планам сознания (основных категорий, или планов экзистенциального сознания четыре: онтологический, гносеологический, аксиологический и праксеологический). При этом, как правило, в сознании не возникает вследствие такого соединения противоречий: в той или иной ситуации человек осмысленно принимает решения, совершает выбор, осуществляет оценки и т.п., исходя из знаний, необходимых именно ему, в соответствии с особенностями своего миропонимания. Что-то может натолкнуть самого человека на его логические ошибки, или кто-то может обратить его внимание на то, что он «соединяет несоединимое». Подобные ситуации могут приводить к выработке более целостного мировоззрения. Но целостность в данном случае может быть двоякого рода: основанной на принципах преимущественно одного типа объяснения мира; или же – на соединeнности принципов разных типов миропонимания, не воспринимаемых как противоречивые. Второй вариант характеризует философское мировоззрение, в нeм всегда есть более широкий контекст понимания, который включает любые частности. Философ, «собирая знания», всегда оставляет «свободное пространство» для движения собственной мысли. Философия, объясняя сущее, опирается на интеллект и возможности разума, в том числе на основе иррациональных форм, выходя, если сравнивать широту обобщений, за рамки науки. Таким образом, типы мировоззрения выделяются весьма условно, в том смысле, что найти людей, у которых в понимании мира представлены, например, исключительно научные знания, или какие-либо другие, представляется, на мой взгляд, сложным.
В то же время, в качестве идеальных сущностей типы мировоззрений представляют реальность. При этом мифологическое мировоззрение характеризуется фантастичностью, целостностью, функциями объяснения и регулирования. Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного начала и характеризуется догматичностью и обрядовостью, еe функция – удовлетворение потребности в вере, надежде, любви. Философское мировоззрение характеризуется философским характером сознания, его функции состоят в том, что оно даeт возможность постижения мира не только в его частях, но и как целостный объект, задавая возможность построения теоретических оснований понимания и познания мира в целом. Научное мировоззрение, как принято считать в классической философии и науке, основано на доказанных знаниях, полученных посредством достоверных методов той или иной науки и поддающихся эмпирической проверке.
Философия, еe предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук. Существует множество определений философии, например, это: «квинтэссенция духовной жизни человека»; «сущее в полноте содержания и смысла»; «самосознание человека в форме рефлексии над жизнью»;
«определeнного рода двойственное отношение личности к миру, которое – со стороны человека – характеризуется его возрастанием к высшему бытию и, следовательно, возрастанием осмысленности его существования. И если человек укоренeн в бытии всей полнотой своих телесно-душевно-духовных структур и функций, то работа рациональной мысли целиком и полностью определена жизнью конкретной личности». (При этом, по А.В.Соболеву, главный предмет и цель философии – человек, осуществляющий познавательную деятельность во всех известных формах: форме науки, религиозной веры, практического опыта, коммуникации и т.д. в диапазоне оценочно-ценностных восприятий.) Философское знание выражает свой особый круг проблем при помощи категорий (особых понятий: «бытие», «мера», «явление», «количество», «качество», «сущность», «субстанция» и др.) и, по своему содержанию, не является однородным. Так, история философии, существующая одновременно в форме интеллектуальной и духовной культуры, стремится к истинному выражению мира и бытия человека в диалоге идеалов, идей, переживаний людей разного времени. Современный человек обращается к этой «всемирной истории мысли», чтобы понять своe время и себя.
Предметом философии являются универсальные, наиболее общие законы и принципы. Объектом – объективный мир как целостность. С развитием научного знания обнаруживаются «онтологические разрывы», создаeтся ситуация, когда человек начинает понимать, что не может «приписывать реальность» всему, с чем он сталкивается в мире. Например, постулаты квантовой физики, одной из целей которой является описание фундаментальных законов природы в микромасштабе, демонстрируют следствия, противоречащие здравому смыслу. В связи с тем, что они подтверждены экспериментальными исследованиями, возникает проблема отношения к таким знаниям. Философское знание, как было сказано, позволяет любое частное знание расположить «в пространстве» более широкого контекста и рассмотреть его наряду с другими, относящимися к данному объекту.
Так как частные науки традиционно ставят и решают проблемы отдельных сфер жизни человека и существования природы и мира, знания, получаемые этими науками, носят частный характер. Предмет и объект частной науки – определeнная часть мира. В отличие от этого, философия изучает окружающую действительность в целом, она изучает «всe, что есть». Поэтому знания, получаемые философией, носят общий, универсальный характер. Из этого обстоятельства вытекает и та особенность философии как науки, о которой много говорилось в недавнем прошлом: она может выступать в форме методологии для частных наук. Некоторые мыслители считают, что частные науки получают информацию о окружающем мире, а философия – формулирует именно знание.
Возможно, смысл философии и еe значение лучше выражается в выполнении ею многочисленных функций: аналитической, рефлективной, онтологической, гносеологической, методологической, критической, интегративной, социальной, аксиологической, гуманистической и др.
Материализм и идеализм как способы миропонимания. Принципы и особенности материализма и идеализма. В истории человеческой мысли сфера «не-Я» осознается как нечто чуждое («иное»), или бытие. Если сознание является ступенью теоретической конкретизации «Я», то бытие является аналогичной ступенью теоретической конкретизации «не-Я». Там, где кончается сознание, начинается бытие и наоборот. В истории философии прослеживается два противоположных подхода, или принципа, к объяснению мира: материализм и идеализм. Эти принципы касаются сопряжeнности бытия и идеальных сущностей в сознании человека и часто обозначаются как основной вопрос философии. Обозначенная проблема, в классическом понимании, включает два подвопроса: а) с чего всe началось, что есть причина всего (онтологическая сторона нашей проблемы); б) познаваем ли мир (еe гносеологическая сторона). Очевидно, что создание целостного учения о бытии невозможно без рефлексии собственного познания человека (его сознания).
Соответственно тому, как философы отвечают на первый подвопрос, в классических учениях, они делятся на материалистов и идеалистов, могут быть сторонниками деизма, дуализма, или не занимать чeтких позиций относительно того, что есть основа мира. Под «материей» принято понимать вещи и предметы, их части или частицы – атомы, микрочастицы и т.п., то, что человек может осязать, воспринимать своими органами чувств сам, или при помощи приборов. Под «идеей» – то, что само по себе не имеет материальной составляющей в таких понятиях, как «сознание», «дух», «Бог». Материалисты (Гельвеций, Маркс, Энгельс и др., сформулировавшие теорию возникновения сознания в результате эволюции природы, как свойство высокоорганизованной материи – мозга) полагают, что во времени первична материя, а сознание вторично и возникло на определeнной стадии развития материи, как видно из определения. Идеалисты считают, что первично сознание, а материя вторична.
Идеалистами, по их ответам на «вопрос о первичности», являются представители религиозных воззрений: «вначале было слово»; многие мыслители, придерживающиеся «светских воззрений», в том числе современные; основоположником идеализма в истории философии считается Платон.
Материализм полагает материю в качестве основы бытия, как первичную и независимую от сознания. Мир здесь представляется как движущаяся материя; духовность – как свойство мозга, т.е. материи. Материализм характерен для суждений в рамках классической научной логики.
Идеализм полагает, что истинным бытием обладает «идеальное» (разум, Бог, Мировой разум, Абсолют и др. идеальные сущности, например, мысли); он существует в некотором диапазоне смыслов: так, различается объективный и субъективный идеализм – первый располагает источник «идеального» вне познающего реальность человека (в объекте), обозначая его как «всеобщее», «мировое сознание», «бессознательное», «информационное поле Земли» и т.д.; второй – в качестве такого источника представляет сознание (разум или интуицию) самого познающего человека, или субъекта.
Термин «дуализм» происходит от слова dualis – «двойственный» и используется в двух смыслах: А) для обозначения философской парадигмы, исходящей из идеи о наличии двух, несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанции – Декарт; объекта и субъекта – Кант и Юм; сознания и телесности – Спиноза, Лейбниц; добра и зла и т.д. Б) в качестве культурного феномена европейской традиции, восходящей к раннему Платону, согласно воззрениям которого, существует идеальная сфера совершенного Абсолюта и материальный мир сотворeнных подобий идей в их несовершенстве.
Термин «деизм» восходит к слову deus, «Бог». Он означает синтез научного рационализма и идеи Бога, когда Бог признаeтся как первопричина возникновения жизни и мира, которые затем развиваются по своим, заложенным в ходе движения вещей мира, естественным законам. На такой позиции находились Аристотель, Эйнштейн, Дарвин и многие другие учeные и мыслители.
Анализируя окружающий мир и себя, человек неизбежно приходит к пониманию искусственности и условности разрыва материального и идеального, если даже он допускает некое опережение во времени существования одного или другого начала. Поэтому закономерно мнение философа А.Г.Спиркина о том, что «вне принципа придания материализму и идеализму статуса единого существования невозможно понять смысл, целесообразность и гармонию мира».
Интересно, что в китайской философии наряду с термином, существующим для обозначения традиционной онтологии (bentilun, фиксирующим «что» есть-существует, – субстанцию), есть и другой термин (shilailun), подразумевающий «как» есть – модусы существования-отношения».
Проблема познаваемости мира в европейской традиции решается в связи с тем, как философы отвечают на вопрос о том, что первично. Однозначно познаваемость мира защищают марксисты. Самыми яркими сторонниками непознаваемости мира были И.Кант (познаeтся только явленное, вещь скрывает свою сущность, еe познать невозможно) и Д.Юм (познать мир неспособен человек, в силу ограниченности своих возможностей).
С решением проблемы первичности/вторичности материи и идеи связаны не только вопросы познаваемости мира; формулируемые «решения» являются одновременно показателем, характеризующим единство теории и метода в рамках соответственно материализма, идеализма, деизма, дуализма и т.д. В позиции философа по «основному вопросу» просматриваются исповедуемые им законы философской истинности, практической ценности теории познания и др. Здесь можно говорить о существовании взаимосвязи позиций мыслителя по многим значимым вопросам и подходам. Это обусловлено тем, что уже сами используемые мыслителем гипотезы и теории есть система идей и взглядов, направленных на познание процессов и явлений мира.
В современной философии идут поиски более адекватного метода описания действительности, чем противостояние материализма и идеализма. С другой стороны много внимания в современных исследованиях уделено проблеме сознания. Собственно понимание идеализма, как противопоставленного материализму, строится, как было сказано выше, на философии раннего Платона, создавшего теорию объективного идеализма.
Учение Платона о сознании не просто, считает А.И.Яковлев: «в нeм перемешались мифологическая фантазия, чувственное познание (и знание) и умопостигаемое познание (и знание)». По-поводу воззрений позднего периода Платона А.И.Яковлев считает, что античный философ «не стремится поставить в центр бытия идею, а всего лишь говорит о соотношении идеального (отражаемого, недействительного) и материального (действительного); по Платону, познание идей лишь
умопостигаемо, чувствам оно недоступно. Платон различает реально ощущаемое знание и реально мыслимое.
Профессор А.И.Яковлев, доказывая материальность сознания, в своей монографии признаeт, что деятельность мозга по воспроизводству сознания и сам мозг изучены мало. Мыслитель пишет, что учeные по проблеме природы сознания разделились на два лагеря: одни (Демокрит, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Юм, Д.Дидро, П.Гольбах, Б.Спиноза, К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.Фейербах, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.) считают его материальным, другие (Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Дж.Беркли и др.) – идеальным, несмотря на то, что и материальное и идеальное «рождается в мозгу, путeм электрического взаимодействия нейронов, образующих в них внутренний запас электричества, который и позволяет соединять нейроны в ассоциации, в разнообразные и многочисленные эмпирические и абстрактные представления, образы, понятия, суждения, гипотезы, концепции, теории, учения».
Я думаю, более точным было бы утверждение, что идеальное порождается деятельностью мозга, а что касается материальности идеального, то в результате той же, или иного рода материальной мозговой деятельности, о материальном порождаются идеальные представления, образы и т.п. Безусловна роль материально-энергетического фактора в возникновении продуктов деятельности сознания (не «самого сознания», как пишет А.И.Яковлев, так как приведeнные им суждения и аргументы не в полной мере проясняют, что такое сознание, а только наполовину).
В ходе дискуссий 60-80 гг. двадцатого столетия «выявилось единогласное мнение о том, что сознание идеально»; как считает А.И.Яковлев, главный аргумент состоял в тезисе: «материальное – всегда объективно, а субъективное – всегда идеально». Интересно, как в этой дискуссии решался вопрос о коллективном сознании, которое существует объективно в своих идеальных формах, или видах; воспринимается индивидом, его субъективным сознанием; и существует в материальных носителях (социальных и культурных институтах, текстах, и других продуктах духовной деятельности отдельных людей и коллективов, в предметной форме и т.п.).
Философ справедливо считает, что пониманию материальной природы сознания мешает сложившийся «стереотип идеального», (на мой взгляд, «материальность» характеризует только одну сторону сознания, вторая еe характеристика – «идеальность»): с древнейших времeн идеальное «толковалось как бестелесное, безразмерное, не обладающее никакими ощущаемыми признаками»; «материальное существовало в разнообразных вещах и предметах»; ощущение и исчисление считались признаками материального; «идеальное представлялось только как умопостигаемое». Сегодня «сознание уже и ощущается, и измеряется», но ни философы, ни представители естественных наук не спешат признавать сознание в качестве материального.
Место и роль философии в культуре человечества. Мышление сопровождает все периоды жизни и существования человека, а философствование является неотъемлемой функцией человека, наделeнного разумом. Философия отвечает на вопросы человека о себе и мире. Но так как это наука, то соответственно – это познание при помощи категориального строя разума. Опытное постижение мира имеет пределы возможностей; разум и философское мышление – безграничны (если только сам человек не ставит себе границ в своей способности мышления). Философские знания специфичны и по содержанию, они – универсальны и сущностны, это знания, объясняющие мир «не генетически, а через устойчивые начала». Здесь можно свободно «передвигаться» во времени, делая мыслителей прошлых эпох своими современниками, так как философское знание не устаревает по своему содержанию. Схему продвижения человека к знаниям в философском мышлении можно обозначить как движение по вехам «сомнение – мнение – знание». Другие науки дают человеку информацию о мире, можно сказать, что каждая из наук даeт свою часть информации. Философия показывает способы соотнесения информации, устанавливает критерии, спектры возможных предпочтений и нормативов, выстраивает ориентиры духовного существования. Духовное существование, объeмность и глубина постижения мира, диалог идей, с которыми человек знакомится через философское знание, позволяют ему выработать свои определeнные установки по отношению к себе, к миру, ко времени и т.д.
В связи с существованием множества философских учений «одновременно», возникает вопрос: Существуют ли границы философской многозначности, критерии отбора лучших среди обилия конкурирующих построений, или «все кошки серы»? Критериями здесь могут быть общечеловеческие требования к определeнности и непротиворечивости теоретических мировоззренческих систем; возможность организовать максимально широкое пространство мысли с единых позиций; способность на основе этих схем решать проблемы, формулировать новые задачи и способы решений. Важное требование
– быть полезными при разрешении проблем человека и его отношений (с другим человеком, обществом, природой и т.д.). Философия стремится вырабатывать адекватные ответы на вызовы человеческому бытию, увеличивая адаптационный потенциал личности и человечества. Говоря о специфических способах развeртывания содержания философских построений, можно назвать следующие методы: диалог, генетическое конструирование, восхождение от абстрактного к конкретному, феноменологическая редукция, свободный дискурс и др.
Не будет ошибкой сказать, что назначение философского знания заключается в том, чтобы быть средством выработки предельных ценностных ориентаций, глобальных целей, означивающих все частные конечные цели и ценности, движущие мышлением человека и его действиями. Философ работает на восхождение и возвышение: поднимает публику до понятий, тогда как политик, например, работает на нисхождение, опускает понятия до публики. Философское мировоззрение основано на том, что мир, культура, история, имеют смысл благодаря высокому: «лежат во зле, но стоят на добре».
Универсальность и необходимость философского знания демонстрирует анализ функций философии.
Философия и экология: от антропоцентризма к экологическим воззрениям на природу. Термин «экология» ввeл в 1866 году позитивист Э.Геккель (1834-1919) для обозначения науки об экономии природы, образе жизни человека, отношениях организмов друг к другу: oikos – «дом, жилище»; logos – «наука». Сегодня экология – это наука о структуре природы, о том, как работает живой покров Земли; теория поведения человека в природе. В экологии три раздела: факториальная экология; динамика популяций и биогеоценология. В гуманитарных науках, говоря об экологии, имеют в виду проблемы, относящиеся к факториальной экологии (взаимодействие факторов, воздействующих на живые организмы), точнее, еe часть, выраженную в антропогенных факторах (влияние деятельности человека на всe живое).
Понятно, что человек не может, и не мог выжить, без использования ресурсов природы; известно, что родовые леса он вырубил уже к железному веку; современный ландшафт в лучшем случае вторичен (подсечное земледелие в России существовало ещe в восемнадцатом веке). В экологической науке речь идeт о познании природы, механизмов взаимодействия еe элементов, бережном отношении к природе и необходимости использования способов, не разрушающих сбалансированные взаимосвязи природных систем. Ни для кого не секрет, что сегодня человек потребляет намного больше, чем ему нужно, поэтому в экологически ориентированных учениях говорится о необходимости влияния на шкалу потребностей, на сознание человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Кроме того, разработаны новые технологии, позволяющие осуществлять экономное использование ресурсов, поэтому многое зависит от образованности и этичности современных экономических и политических элит, их ответственности не только перед настоящими, но и будущими поколениями людей.
Основной проблемой при попытках найти решение тех или иных экологических вопросов становится характер отношений современного человека к «среде обитания», к другим людям и к себе – не просто антропоцентризм, а доминирование экономической мотивации в деятельности людей. Чтобы решить экологические проблемы и не усугублять ситуацию в дальнейшем, нужно хотя бы уже сегодня начать прикладывать усилия и вкладывать деньги в просвещение и образование людей, их информирование, а также в развитие природо- и человекосберегающих технологий. Но эти вложения, если и окупятся, то далеко не сразу. К тому же не каждая из существующих развитых стран в состоянии решить обозначившиеся сегодня проблемы в сфере экологии самостоятельно. Т.е. нужны адекватное понимание ситуации и совместные усилия стран, народов, и отдельных людей.
Общепринято считать, что истоки проблем укоренены в Европе эпохи Возрождения и Нового времени, когда в связи с формированием естественных наук возникла идеология индивидуализма. Здесь сложились убеждения, что человек имеет право взять у природы всe, что ему нужно и что, опираясь на разум, он может всe. Теология и сами христианские вероучения, представлявшие человека как венец природы, созданный по образу и подобию Бога, также способствовали утверждению таких позиций человека в мире. На это убеждение позже наслоилось развитие техники, позволившей намного интенсивнее эксплуатировать природу. Временем технизации считаются девятнадцатый и двадцатый век, когда отношения человека и природы оформились как не совпадающие по своим целям и, следовательно, – конфликтные.
Протесты романтиков по поводу разрушения природы в восемнадцатом и девятнадцатом веках услышаны не были. Это было время эйфории: по поводу грядущего прогресса; возможности преодолеть
голод; время развития промышленного производства, массового производства товаров и их потребления; формирования индустрии досуга в современном понимании.
К 60-70 годам двадцатого века возникает настороженное отношение к науке и еe результатам. Европу и Америку охватило движение хиппи. Но если брать логику социального развития в целом, «всe течeт своим чередом» и человек, отказавшийся от традиционного существования (в первую очередь подчиняющего интересы отдельного человека интересам группы в рамках «принятого», понимаемого как соответствующее интересам коллектива и индивида во времени и в вечности) в пользу своей самостоятельности и свободы, сегодня обнаружил, что его не устраивает, как всe сложилось, но не видит возможности изменить существующий порядок в мире. Отражением современной духовной ситуации являются философские тексты, в которых, как правило, описывается, как всe складывалось, или как обстоит дело в отношениях человека, общества и власти, и предлагаются или новые утопии, или невыполнимые проекты. Поэтому говорят, что «цивилизованный человек смирился со своим существованием».
На протяжении длительного времени общество продолжает воспитывать «экономических людей» в ущерб их духовности. Мир капитала не хочет «ждать», когда окупится вложенное и можно будет получить прибыль, не хочет «оглядываться на мораль». Деньги вкладываются в то, что сразу может дать прибыль, понятия «этика» и «совесть» считаются устаревшими, одновременно, финансово-экономические процессы становятся всe более виртуальными.
В сложившейся ситуации, когда воспроизводство означает не воспроизводство духовного человека, а воспроизводство потребительства, философия, как наука о мире и человеке в целом, должна и может стать активной общественной силой. Она осмысливает и формулирует задачи человека, как части Вселенной, существа, ответственного за всe, что происходит. Известно, что наука и техника имеют дело с действием, а не с целью; что человек не может выжить без природы; что человеческое осмысливается не только разумом, что для любви, переживания, нравственного или творческого акта нужны созерцание, рефлексия, оценка, - всe это связано с эмоциями, а не с разумом.
Создаeтся впечатление, что в связи с углублением общего кризиса человеческой цивилизации возрастает значение гуманитарного знания и происходит гуманитаризация жизни. Одной из форм данного процесса является экологизация образования. Это означает, что наука а) должна ориентироваться не только на получение истины, а включать в свои внешние ориентиры философские вопросы о смыслообразующей деятельности, сущности человека и цивилизации, предназначении человека (в частности, представление о гуманистических принципах и их содержании); б) способствовать сохранению окружающей среды как пространства жизнеобеспечения человечества. Но перечисленные смыслы актуальны для весьма незначительной части человечества.
Часть мыслителей считает, что необходимо разработать программы, которые в возможно полной мере устраняли бы отрицательные изменения, происходящие под влиянием техногенных процессов в биосфере. Для этого необходима инвентаризация сдвигов, нарушающих естественное равновесие биосферы. Это требует новых подходов к экологическому знанию и выработки новых норм сознания и поведения. Человечеству предстоит освоить «язык согласований», позволяющий осуществлять мягкое, неразрушающее воздействие на окружающую среду, включающую не только природу, но и человека, испытывающего разрушительное влияние на себя результатов своей же деятельности. Другая часть представителей научных сообществ считают, что любое воздействие на окружающую среду, в том числе природоустроительная инженерная деятельность, являются пагубными, инородными для природы и потому должны быть прекращены, как и разрушающее воздействие на неe.
Человечество тем не менее должно осознать, что его благо неразрывно связано с процессами на Планете. Человеку следует научиться подчинять свои социально-экономические устремления (вне зависимости оттого, удастся ли в настоящее время преодолеть логику рыночного хозяйства – стремление рассматривать производство под углом зрения затрат и результатов труда) не только общевидовым интересам, а интересам человека как единичного и особенного существа; осознать необходимость «принципа биоцентрического эгалитаризма», исходящего из признания самоценности всех форм жизни. Необходимо также осмысление возникшего несоответствия между масштабами разрушения биосферы и возможностями еe восстановления для того, чтобы принять решения, адекватные имеющейся ситуации (к примеру, вырубка лесов в 18 раз превышает их восстановление; земля накапливает один сантиметр чернозeма за 300 лет, а вымывается, или выветривается, тот же сантиметр за три года).
Вне зависимости от своей специализации человек должен иметь представления о механизмах взаимодействия человека и природы. Нужно разработать специальные «экологические» подходы к формированию целевых программ исследования и внедрения результатов; сегодня научить обучающихся различать виды программ, чтобы завтра они могли использовать эти знания и навыки в своей предметной деятельности. Т.е., одна из задач состоит в преодолении противоречия между характером производства знания и его использования.
Современная наука оказалась неподготовленной к решению экологических проблем. Несмотря на все позитивные достижения человечества, утверждают философы, человек не стал ни более счастливым, ни более нравственным. Многие западноевропейские и русские мыслители видят причину этого в отказе от религиозных смыслов бытия. Знание само по себе не побуждает его использовать. Только соединение знания и этики может изменить человека и решить важнейшую проблему – научить соизмерять природные и социальные ценности. Формирование экологического сознания, психологической готовности изменить систему традиционных ценностных ориентаций не в рамках технического, а человечного человека – составная часть выживания и устойчивого развития.
Вопросы:
1. Каковы предмет и функции философии? Как взаимосвязаны философия и частные науки?
2. Каковы принципы и особенности материализма и идеализма как способов миропонимания?
3. Как соотносятся идеализм и идеальность сознания?
4. Какое место занимает философское знание в культуре человечества, и какова его роль в жизни человека и общества?
5. Какое содержание вкладывается в движение, обозначенное как «движение от антропоцентризма к экологическим воззрениям на природу»?