О СЪЕЗДЕ СОЮЗА ВОДНИКОВ И МЕЛИОРАТОРОВ РОССИИ

8 июня в Москве прошёл II съезд Союза водников и мелиораторов России. В нём приняло участие представители 300 строительных, эксплуатационных, проектных, научных организаций и учебных заведений из 63 субъектов Российской Федерации. Присутствовало 28 российских и зарубежных гостей, в их числе Президент МКИД господин Питер Ли (Великобритания) и Генеральный секретарь МКИД М. Гопалакришна (Индия). Приветственное письмо от Председателя партии "Единая Россия" Бориса Грызлова зачитал его заместитель Валерий Рязанский.
С посланием Министра сельского хозяйства Российской Федерации Съезду выступил заместитель Министра Сергей Митин и наградил высшими медалями Министерства ряд руководителей водохозяйственных организаций.
Съезд заслушал и обсудил доклад Председателя совета Союза Николая Сухого по вопросу "О задачах водохозяйственных и мелиоративных организаций, вытекающих из Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации", принял резолюцию и обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину.
Докладчик отметил, что 2-ой съезд водников и мелиораторов России проходит в знаменательное для нашей страны время.
Позади остались разрушительные реформы прошлого десятилетия, страна твердо стала на путь стабилизации социальной и экономической жизни. Сохранено и укрепляется единство и суверенитет нашего государства. Накоплены значительные финансовые ресурсы для развития экономики и решения социальных программ. Растет авторитет страны в международных делах.
По инициативе Президента по наиболее сложным проблемам были «запущены» Национальные проекты, главная цель которых – инвестиции в человека, в повышении качества жизни граждан. Практика реализации этих проектов подтвердила эффективность средств, направляемых на решение актуальных проблем.
Национальный проект по развитию аграрного комплекса, хотя направлен только на решение отдельных задач, доказал свою эффективность и продемонстрировал огромные потенциальные возможности сельского хозяйства России.
Обращаясь к Правительству, В.В. Путин поручил ускорить разработку Государственной программы поддержки сельского хозяйства в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства».
В целях реализации указанного Послания Правительством разработан проект государственного бюджета на среднесрочный период 2008-2010 годы. В этом законопроекте предусмотрены конкретные объемы финансирования по большинству поручений Президента. Федеральным бюджетом на текущий год, скорректированным в соответствии с Посланием, предусматривается финансирование наиболее острых проблем страны.
Значительные финансовые ресурсы, которыми в настоящее время располагает государство, позволяют приступить к плановому восстановлению порушенных в 90-ые годы водохозяйственного комплекса и системы управления им. В этот период было приостановлено финансирование различных программ, строек, экологических и ремонтно-эксплуатационных мероприятий, разрушено централизованное управление отраслью, распались или прекратили существование предприятия строительного комплекса. Большие потери понесли водохозяйственная наука и проектные организации.
В настоящее время 9 % гидротехнических сооружений оказались бесхозяйными, 60 % - без службы эксплуатации, уровень безопасности 8 тыс. представляется опасным и все они нуждаются в реконструкции.
Крупные гидроэнергетические комплексы на Волжском и Сибирских каскадах пока нормально эксплуатируются, однако состояние инженерной защиты, экологическая обстановка на водохранилищах этих комплексов вызывает тревогу. В последние годы в зоне этих водохранилищ идёт интенсивное обрушение берегов и развитие оползневых явлений, развитие которых угрожают существованию более чем 450 поселениям.
Ущерб от наводнений и других вредных воздействий вод в последние годы составил 40 млрд. рублей в год. Разрушительные паводки на Лене, Кубани, Тереке привели не только к огромному материальному ущербу, но и к человеческим жертвам.
Многие поверхностные водные объекты, особенно крупные реки в Европейской части, Западной Сибири и на Дальнем Востоке сильно загрязнены, находятся на пределе возможности их использования для целей водоснабжения. Идёт интенсивная сработка запасов и техногенное загрязнение подземных вод в густонаселённых регионах. Использование поверхностных водных объектов в качестве источников водоснабжения связано с риском причинения вреда здоровью населения, а использование подземных - к истощению водных ресурсов и лишению источников питьевого водоснабжения в таких регионах.
Во второй половине прошлого века в России были построены инженерные оросительные и осушительные системы на 11 млн. гектаров, из которых к настоящему времени сохранились лишь около 9,3 млн. гектаров. Из эксплуатации выведено почти 50% поливной техники.
Справедливости ради следует подчеркнуть, что, несмотря на трудности, ограниченные финансовые ресурсы удалось сохранить главное – мелиоративные системы, находящиеся в государственной собственности (федеральной и субъектов Федерации) и являющиеся фундаментом для восстановления и функционирования всего мелиоративного комплекса, а по таким крупным объектам как Саратовский оросительно-обводнительный канал имени Алексеевского, Ставропольский канал, Тиховский гидроузел, Донской магистральный канал работы по их реконструкции и развитию не прекращались.
Эти достижения докладчик относит в заслуги водохозяйственных организаций, Департамента мелиорации, руководства Министерства сельского хозяйства России.
Первейшей задачей Союза водников и мелиораторов докладчик считает восстановление и сохранение мелиоративного фонда страны по следующим направлениям:
предотвратить выбытие из использования мелиорированных земель;
восстановление плодородия почв орошаемых и осушенных земель;
создание кормовой базы для животноводства;
увязка развития мелиорации земель с развитием сельских территорий;
обеспечение населения страны качественной питьевой водой.
Н. Сухой в докладе уделил особое внимание вопросам перспективы развития водного хозяйства. Он отметил, что вода была, есть и будет не только основой жизни, но и определяющим фактором размещения производительных сил страны и развития экономики. Он напомнил, что отдельные крупные направления использования водных ресурсов определены в Послании Президента Российской Федерации. Это строительство крупных гидроэнергокомплексов на Сибирских и Дальневосточных реках, реконструкция внутренних водных путей Волго-Балтийского и Волго–Донского каналов. Президентом дано поручение Правительству проработать необходимость строительства второй линии Волго-Донского канала.
В соответствии с решением Президиума Государственного Совета от 2003 года и поручением Президента Правительство разрабатывает целый ряд целевых программ в области водоснабжения, охраны водных объектов и других на сумму около 800 млрд. рублей. Докладчик считает такое направление содержание программ верным и отмечает недопустимую медлительность в их разработке, в связи с чем ни одна из программ не учтена в проекте федерального бюджета на 2009-2010 гг. Он заверил, что Союз готов подключиться к ускоренной разработке указанных программ.
Отсутствие Программы развития водохозяйственной отрасли или хотя бы её отдельных направлений, по мнению докладчика, явилось следствием наличия следующих основных проблем:
Первая из них - это отсутствие эффективной системы управления водными ресурсами страны. Основные функции управления находятся в ведении 4-х федеральных органов (Росводресурсы, Роснедра, Ростехнадзор, Росприроднадзор) и исполнительных органов власти регионов, в деятельности которых нет должной координации.
В прошлом году Правительством была сделана попытка совершенствовать систему управления отрасли, были даны соответствующие поручения. Однако, решение Правительства по этому весьма актуальному вопросу до настоящего времени не принято.
Несмотря на патовую ситуацию в управлении водными объектами страны, Н. Сухой считает необходимым отметить, что руководство Федерального агентства водных ресурсов и в этих условиях стремится скоординировать управление использованием водных ресурсов поверхностных водных объектов, обеспечить выполнение мероприятий по предотвращению аварий ГТС и защите поселений от наводнений и берегообрушения.
Однако, из-за недостаточной численности специалистов, отсутствия нормативных документов по использованию и охране конкретных водных объектов, весьма слабой технической оснащенности ожидание желаемых результатов в приостановлении процессов загрязнения поверхностных вод и, тем более, улучшения их качества становится проблематичным. По крайней мере, в ближайшей перспективе. При этом нельзя не учитывать, что по закону водники лишены полномочий по контролю за соблюдением условий водопользования и дачи предписаний нарушителям законодательства, а также установлению условий сброса сточных вод.
Федеральное агентство водных ресурсов также лишено возможности оказывать влияние на политику использования подземных водных объектов, в том числе подземных источников питьевого водоснабжения.
Это совершенно ненормально и докладчик высказал надежду, что Союз выразит особую озабоченность по этой проблеме.
Вторая проблема - отсутствие четких принципов разграничения прав собственности на водные объекты, их составные части и отсутствие ответственности собственников за их состояние. До настоящего времени не определены принципы разграничения прав собственности даже на гидротехнические сооружения гидроэнергетических комплексов.
Третья проблема - отсутствие механизма надежного финансирования мероприятий и программ в области восстановления и охраны водных объектов, а также утвержденных бассейновых программ восстановления и охраны водных объектов и бассейновых схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Эти и другие проблемы предполагалось разрешить в новой редакции Водного кодекса. Однако, принятый Кодекс не только не разрешил указанные проблемы, но и усугубил их.
Сейчас делаются попытки внести отдельные изменения в этот акт, однако радикального пересмотра пока не ожидается, и поэтому одной из задач Союза водников и мелиораторов докладчик считает подготовку обращения к Правительству РФ о необходимости пересмотра целого ряда положений уже действующего Водного кодекса, других нормативных правовых актов.
Докладчик доложил Съезду о состоянии научных учреждений, о невостребованности результатов деятельности научно-исследовательских организаций, о необходимости всемерной поддержки НИОКР в области разработки современных мелиоративных систем, новых машин и технологий, об оснащении научной базы институтов.
Н. Сухой обратил внимание на необходимость подготовки и мерах по закреплению специалистов в области водного хозяйства и мелиорации, а также изложил видение перспектив развития и деятельности Союза.
В заключение Н. Сухой обратился к участникам Съезда о том, что «успешная работа Союза немыслима без тесного сотрудничества с Министерством сельского хозяйства, Федеральным агентством водных ресурсов, Российским Аграрным движением и другими близкими нам общественно-политическими организациями. Особо он остановился на сотрудничестве с партией «Единая Россия».
Партия «Единая Россия» является ведущей политической силой в стране. Она будет оставаться ею и впредь! Союз уже работает с партией в контакте. Первоначальные успешные результаты по защите бюджета на 2008-2010 гг. вам сегодня доложены. Есть надежда на тесное и успешное сотрудничество. Многие делегаты съезда являются членами партии «Единая Россия», отдельные входят и в руководящие органы партии на местах. Поэтому призываю принять самое активное участие в проведении в конце года политической компании по выборам депутатов в региональные представительные органы и в Государственную Думу 5-го созыва.
Вектор нашей политической поддержки должен быть четко направлен в сторону партии «Единая Россия». В зале присутствуют руководители водохозяйственных организаций большинства регионов России, и я прошу вас, уважаемые коллеги, кто еще не сделал это, войдите в контакт с региональными партийными структурами, создаваемыми избирательными штабами партии, определите меры помощи и необходимые для этого ресурсы.
Очень важно ещё раз посмотреть возможность выдвижения представителей наших организаций в кандидаты в депутаты органов законодательной власти субъектов Федерации и Государственной Думы. Интеллектуальные возможности в отрасли для этого имеются, очень большие.»